|
|
|
|
Автопортрет,
1650 |
Царство Флоры |
98*74 см. |
131*181 см., холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Картинная галерея,
Дрезден, Германия |
777*1000 px |
1000*723 px |
В одном из лучших своих произведений на античную тему "Царство Флоры" художник собрал персонажей эпоса Овидия "Метаморфозы", которые после смерти превратились в цветы.
Слева Аякс Теламонид совершает самоубийство, бросаясь на меч, - его кровь превратиться в гвоздику.
Нарцисс, любуется своим отражением на поверхности воды в сосуде, который держит нимфа - из капель его крови произрастут нарциссы.
За ним - Клития, брошенная любовница Апполона, обратившая взгляд к солнцу; она умрёт от тоски по возлюбленному и превратиться в подсолнух.
Справа, в голубой накидке, Адонис с раной на бедре; Венера добавит к его крови божественный нектар, и в результате вырастет анемона.
В центре - танцующая Флора. |
|
|
Пейзаж с Полифемом,
1649 |
Ринальдо и Армида,
1625-1627 |
150*199 см., холст, масло |
72*91 см., холст, масло |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия |
1000*751 px |
1000*716 px |
|
|
Времена года. Зима.
Потоп, 1660-1664 |
Времена года. Весна.
Рай, 1660-1664 |
118*160 см., холст, масло |
118*160 см., холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*719 px |
1000*730 px |
В начале 60-ых годов Пуссен, по заказу герцога Ришелье, приступает к работе над серией картин, которая сегодня считается художественным завещанием мастера.
4 времени года - это ещё и 4 фазы искупления, 4 времени суток, 4 возраста в истории человечества и, главным образом, 4 библейских сюжета.
Так, встреча Руфи и Вооза во время сбора летнего урожая напоминает о единении Христа с Церковью.
Для изображения осени использован мотив гигантской грозди винограда. Ещё Августин Блаженный (354-430) уподоблял Христа виноградной грозди из Земли Обетованной, брошенной в виноточило. Скорее всего, он опирался при этом на Ветхий Завет. В Числах (13:17-19) упоминалось о том, как 2 человека, посланные Моисеем высмотреть землю Ханаанскую, "срезали там виноградную ветвь и одной кистью ягод и понесли её на шесте двое", а в Книге пророка Исайи (63:1-6) был описан мстительный Бог Израиля, топчущий угнетателей в точиле своего гнева. Пуссен изображает двух соглядатаев Моисея, несущих на своих плечах шест, с которого свисает гроздь винограда - прообраз жертвы Христовой. |
|
|
Времена года. Лето.
Руфь и Вооз, 1660-1664 |
Времена года. Осень. Гроздь винограда с Земли Обетованной, 1660-1664 |
118*160 см., холст, масло |
118*160 см., холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*728 px |
1000*719 px |
Согласно легенде, бог любви поразил Аполлона золотой стрелой, и тот страстно влюбился в нимфу Дафну. Однако её поразила стрела со свинцовым наконечником, холодность которого отвергала любую попытку мужчин к сближению. Апполон преследовал Дафну и когда наконец достиг - она превратилась в лавровое дерево. Разочарованному богу оставалось лишь отломить ветку и сделать из неё себе венец.
По традиции художники изображали либо сцены погони Аполлона за Дафной, либо превращения нимфы в лавровое дерево, Пуссен же пишет картину зарождения любви.
Аполлон сидит под раскидистым дубом в окружении дриад, Меркурия и Купидона.
На противоположной стороне - нимфы и сама Дафна, обнимающая своего отца.
На втором плане справа - фигура мёртвого Гиацинта, бывшего возлюбленного Аполлона, которого тот безжалостно убил, и склонившихся над телом пастухов.
От картины исходит беспредельное спокойствие, несмотря на скрытую трагедию, совсем в духе слов, однажды сказанных Пуссеном : "Если когда-нибудь зло встретится на моём пути, я с гордостью приму его и перенесу достойно. Беды и несчастья - это такие же проявления Божьей воли, как и ниспосланные радости. Меня удивляют люди, которые считают себя разумными и в то же время способны страдать из-за таких пустяков, как, к примеру, неразделённая любовь". |
|
|
Сатир и нимфа, ок.1630 |
Аполлон и Дафна,
ок.1664 |
77,5*62,5 см.; холст, масло |
155*200 см.; холст, масло |
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия |
Лувр,
Париж, Франция |
794*1000 px |
1000*767 px |
|
|
Смерть Сарры |
Христос и грешница |
122*199 см.; холст, масло |
121*195 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*593 px |
1000*621 px |
|
|
Триумф Флоры,
ок.1627 |
Похищение сабинянок, ок.1637 |
165*241 см.; холст, масло |
157*203 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*676 px |
1000*763 px |
|
|
Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego), ок.1640 |
Вдохновение поэта,
1635-1638 |
85*121 см.; холст, масло |
182*213 см. |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*714 px |
1000*850 px |
|
|
Вакханалия с гитаристкой, ок.1626 |
Орфей и Эвридика,
ок.1648 |
121*175 см. |
124*200 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*685 px |
1000*599 px |
Легендарный фракийский поэт Орфей, прославившийся своим искусством игры на лире, страстно полюбил лесную нимфу по имени Эвридика. Орфей самозабвенно музицирует и не замечает (в отличие от рыбака на берегу) падения Эвридики, поражённой смертельным укусом ядовитой змеи. Эта тема внезапного вторжения смерти в идиллическую, размеренную жизнь героев со временем станет одной из самых популярных в творчестве художника. Безмятежной природе на переднем плане художник противопоставляет зловещие столбы дыма на заднем. |
|
|
Пейзаж с Диогеном,
1648 |
Елиезер и Ревекка,
1648 |
160*221 см.; холст, масло |
118*197 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*722 px |
1000*577 px |
Сюжет "Елиезера и Ревекки" заимствован из Ветхого Завете (Быт.24). Патриарх Авраам, желая найти жену для своего сына Исаака, послал слугу Елиезера искать подходящую невесту в Месопотамии. Когда слуга достиг города Нахора в Халдее, он взмолился, прося Господа, чтобы та, которая даст ему и его верблюдам воды у источника, была бы той самой, "назначенной" Исааку. Елиезер сказал : "Пусть это будет та девушка, которой я скажу : "Наклони кувшин твой, я напьюсь", - а она ответит : "Пей, я и верблюдам твоим дам пить". Тут к источнику подошла Ревекка и в ответ на просьбу Елиезера сказала эти самые слова. Она дала Елиезеру напиться из своего кувшина и напоила его верблюдов. Тогда он взял её с собой.
Ревекка стала женой Исаака и родила ему близнецов Иакова и Исава.
Художники изображали несколько эпизодов из этой истории, но наиболее популярной сценой является встреча у колодца, которую избрал и Пуссен.
В 1648 году, по инициативе Шарля Лебрена (1619-1690), во Франции создаётся Королевская академия живописи и скульптуры. Её члены регулярно собираются в Лувре, для комментирования новейших поступлений в королевскую коллекцию. Долгое время их наблюдения и заключения являлись основой академического обучения французских живописцев. Выставленная в 1668 году картина Пуссена "Елиезер и Ревекка" стала предметом оживлённых дискуссий "академиков".
Филипп де Шампань считал, что Пуссен исказил библейскую легенду, поскольку не изобразил на картине верблюдов слуги Авраама. "Сцена теряет половину заложенного в неё Писанием глубокого смысла, - считал де Шампань. - Да и с живописной точки зрения верблюды были бы полезны, поскольку их безобразность могла бы выгодно подчеркнуть великолепие человеческих фигур".
Лебрен же, напротив, полностью одобрил концепцию Пуссена и заявил, что верблюды нарушили бы гармонию представленной сцены. |
|
|
Нарцисс и Эхо |
Святой Иоанн Креститель |
74*100 см.; холст, масло |
94*120 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*739 px |
1000*768 px |
|
|
Экстаз Святого Павла |
Святое Семейство в пейзаже |
148*120 см.; холст, масло |
122*94 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
774*1000 px |
1000*739 px |
|
|
Исцеление слепого |
Мадонна, являющаяся Святому Иоакову Старшему |
119*176 см.; холст, масло |
301*242 см.; холст, масло |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
1000*660 px |
796*1000 px |
|
|
Смерть Германика,
1628 |
Избиение младенцев, ок.1628 |
148*198 см.; холст, масло |
147*171 см.; холст, масло |
Институт искусств,
Миннеаполис, США |
Музей Конде,
Шантийи, Франция |
1000*763 px |
1000*853 px |
|
|
Мидас и Бахус |
Юпитер, кормящийся молоком козы Амалтеи, после 1650 |
134,5*98 см.; холст, масло |
133*97 см.; холст, масло |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
Старая галерея,
Берлин, Германия |
1000*728 px |
1000*718 px |
|
|
Танец,
1634-1636 |
Танкред и Арминия |
104*82,5 см.; холст, масло |
65*78 см.; холст, масло |
Коллекция Уоллеса,
Лондон, Великобритания |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
1000*786 px |
1000*660 px |
|
|
Великодущие Сципиона |
Бегство в Египет, 1657 |
163*114 см.; холст, масло |
133*97 см.; холст, масло |
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия |
Музей изящных искусств,
Лион, Франция |
1000*744 px |
1000*729 px |
|
|
Вакханалия перед статуей Пана, 1631-1633 |
Святая Цецилия,
1627-1628 |
100*142,5 см.; холст, масло |
88*118 см.; холст, масло |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Музей Прадо,
Мадрид, Испания |
1000*698 px |
726*1000 px |
|
|
Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами Года, ок.1635 |
Венера и Адонис,
1624 |
153*122 см.; холст, масло |
холст, масло |
Государственный музей,
Берлин, Германия |
Музей искусств Кимбела,
Форт Уорт, Техас, США |
1000*791 px |
1000*722 px |
|
|
Цефал и Аврора,
1627-1630 |
Ацис и Галатея,
1629 |
холст, масло |
холст, масло |
Национальная галерея,
Вашингтон, США |
Национальная галерея искусств,
Дублин, Ирландия |
1000*709 px |
1000*714 px |
|
|
Диана и Эндимион, ок.1628-1630 |
Венера, фавн и путти, ок.1631 |
169*122 см.; холст, масло |
72*56 см.; холст, масло |
Институт искусств,
Детройт, США |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
1000*712 px |
807*1000 px |
|
|
Поклонение золотому тельцу, 1633 |
Пересечение Красного моря, 1633-1635 |
153,4*211,8 см.; холст, масло |
210*154 см.; холст, масло |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Национальная галерея королевы Виктории, Мельбурн, Австралия |
1000*689 px |
1000*718 px |
|