Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 44  
Никола Пуссен

июнь 1594
(Лезандели, Франция) -

10 ноября 1665
(Рим, Италия)

Смысл своей жизни Пуссен видел единственно в служении искусству. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы - как письма самого художника, так и труды его современников - биографов и историков искусства. Редко случается, чтобы личность живописца до такой степени отождествляли с его творчеством.

Никола Пуссен родился в июне 1594 года в маленькой деревушке близ города Лезандели, что в Нормандии, провинции на северо-западе Франции. Он был сыном Жана Пуссена, потомственного дворянина, и Мари Делезман, дочери окружного судьи. О детстве будущего художника ничего не известно, хотя нетрудно предположить, что он получил превосходное воспитание в семье и был великолепно образован. Существуют косвенные доказательства того, что юный Никола в течение примерно 7 лет пребывал в Академии иезуитов в Руане, где получил фундаментальные знания в области гуманитарных наук, очень пригодившиеся ему в дальнейшей работе - особенно над мифологическими картинами. Известно также, что в 1611 году Никола познакомился с Каетеном Вареном (ок.1570-1634), известным французским художником, представителем позднего маньеризма. Этот мастер расписывал церковь в Лезандели и обратил внимание на молодого человека, который приходил каждый день и часами молча наблюдал за его работой. Будучи сам ещё очень молодым человеком, Варен был тронут тем усердием, с каким этот 16-летний юноша пытался скопировать некоторые фрагменты росписи в свой альбом, а также не мог не заметить его явной одарённости. Скорее всего, именно по совету Варена Пуссен решает отправиться в столицу, чтобы учиться живописи.

Скульптура Никола Пуссена в Лувре

Можно с большой долей уверенности утверждать, что до приезда в 1612 году в Париж Пуссен никогда и нигде не учился профессии живописца - во всяком случае, сведений, доказывающих обратное, не сохранилось. Зато известно, что в течение первых 4 месяцев пребывания во французской столице начинающий художник постигал азы профессии сразу в 2 мастерских - у модного в то время живописца Жоржа Лаллемана (ок.1575-1636) и известного фламандского портретиста Фердинанда ван Элле (ок.1580-1649). Этот факт может свидетельствовать не столько о гордом, независимом нраве молодого Пуссена, сколько о том, что культурная жизнь Парижа 2-го десятилетия XVII века переживала период стагнации. В тот период затруднительно было найти пользующегося всеобщим уважением мастера, который смог бы не только передать молодым свой богатый опыт, но и дать им импульс к самосовершенствованию, пробудить в них интерес к искусству прошлого и, что немаловажно, ознакомить с актуальными тенденциями современной живописи.

Пуссен увлекался учением античных философов-стоиков, призывавших к мужеству и сохранению достоинства перед лицом смерти. Размышления о смерти занимали важное место в его творчестве, с ними связан сюжет картины "Аркадские пастухи".
Художник дважды обращался к этой теме (более ранняя картина, написанная в 1630 году, в настоящее время находится в английском Девоншире).
На обоих полотнах представлены жители Аркадии - горной области в центральной части Пелопоннеса, населённой пастухами и охотниками. По Вергилию (70-19 до н.э.), эта местность являлась идиллической "страной блаженства".
И вот жители Аркадии, где царят радость и покой, обнаруживают каменное надгробие с загадочной надписью : "Et in Arcadia Ego" ("И я был в Аркадии").
Что бы это значило, до сих пор спорят исследователи.
Ответ, похоже, можно получить, сопоставив обе картины Пуссена. Главное отличие состоит в том, что в "английской версии" на каменном надгробии лежит череп - символ Смерти.
Многие критики считают, что смысл надписи, независимо от того, представлен череп или нет, остаётся неизменным для обеих картин : "Я (Смерть) есть даже в Аркадии". Таким образом, это сама Смерть обращается к героям и разрушает их безмятежное настроение, заставляя задуматься о неизбежных грядущих страданиях. Женщина кладёт руку на плечо соседа, она словно пытается помочь ему примириться с мыслью о неизбежности конца существования на этой земле.
Французский антрополог Клод Леви-Страусс допускает, что женская фигура на самом деле олицетворение самой Смерти. Историк Лоуренс Стифель замечает, что тень от руки одного из пастухов на надгробии напоминает косу - постоянный атрибут Смерти.
Неизвестно, при каких обстоятельствах Пуссен знакомится с Александром Куртуа - камердинером Марии Медичи и хранителем королевской коллекции произведений искусства, однако в одном из своих писем живописец отметит, что именно эта встреча подарила ему "уникальный шанс" познакомиться не только с шедеврами античности, но и с произведениями великих мастеров итальянского Ренессанса - в частности, Рафаэля (1483-1520) и Тициана (ок.1488-1576). Потрясённый этими работами, Пуссен решает во что бы то ни стало посетить Италию, но пройдёт немало лет, прежде чем ему удастся осуществить свою мечту по-настоящему. Известно, что первые 2 путешествия завершились, фактически не начавшись : на рубеже 1617-1618 годов мастер добрался до Флоренции, но вынужден был по какой-то причине срочно вернуться в Париж, а в следующий раз неотложные дела прервали его поездку ещё во французском Лионе.
Первый парижский успех молодого Пуссена приходится на 1622 год. В связи с канонизацией Игнатия Лойолы (1491-1556) Орден Иезуитов заказывает ему 6 картин, на которых должны быть запечатлены наиболее важные эпизоды из жития основания братства. Эти картины, к сожалению, не дошли до наших дней, однако известно, что они произвели настоящий фурор в художественных кругах Парижа. Особой похвалы художник-дебютант удостаивается от Джованни Баттисты Марино (1569-1625), пребывающего в Париже в качестве придворного поэта Марии Медичи. Итальянец предлагает Пуссену выполнить серию рисунков к "Метаморфозам" Овидия. Именно благодаря покровительству Марино Пуссен наконец-то сможет отправиться на стажировку в Рим. Но до отъезда в Вечный Город он ещё в течение без малого 2 лет утверждает своё реноме одарённого живописца в Париже. Вместе с другими известными художниками Пуссен принимает участие в оформительских работах в Люксембургском дворце, а также создаёт алтарную картину для собора в Нотр-Дам де Пари (несохранившаяся работа "Успение Богоматери").
Создавая "Похищение сабинянок", сначала Пуссен делает набросок композиции. Затем лепит из воска маленькие фигурки, одевает их и внутри специальной картонной коробки создаёт "пространственную картинку"; это своего рода миниатюрный театр, в котором художник является и костюмером, и реквизитором, и осветителем, и рабочим сцены, и режиссером. Выбрав наиболее удачную, с его точки зрения, мизансцену, Пуссен берётся за кисти. Причём то, что потом появляется на полотне, является точной копией того, что открывалось взору художника сквозь маленькое отверстие в боковой стенке его "театрального ящика".
В 1624 году, с первой весенней оттепелью, после зимы, проведённой в Венеции, 30-летний Пуссен наконец-то прибывает в Вечный Город, где его радушно встречает Марино, вернувшийся на родину годом раньше. Поэт рекомендует молодого французского художника своему приятелю, кардиналу Франческо Барберини. Поскольку последний был племянником самого папы Урбана VIII, Пуссен вполне мог рассчитывать на выгодные заказы. Однако всё сложилось не так, как о том мечталось : в 1625 году умирает Марино, а Барберини срочно отбывает из Рима с дипломатической миссией во Францию. Пуссен остаётся в чужом городе совершенно один и практически без средств к существованию. Скорее всего, ему приходилось исполнять частные заказы и получать за них гроши, поскольку едва ли работы никому не известного приезжего художника ценились слишком высоко. Экономя буквально на всём и с трудом сводя концы с концами, Пуссен всё же удалось выжить в итальянской столице и дождаться Барберини, который сразу по возвращении в 1626 году заказал Пуссену картину "Смерть Германика". Законченное в начале 1628 года, это произведение было воспринято в римских художественных кругах с большим энтузиазмом и удостоилось наивысших похвал многих авторитетных деятелей искусства. Так, после 4 лет нищеты и безвестности, Пуссен завоёвывает популярность среди культурной элиты и постепенно обрастает состоятельной клиентурой.

Памятник Никола Пуссену перед входом в Национальную школу изящных искусств в Париже

В возрасте 36 лет, будучи уже зрелым и прославленным живописцем, Пуссен решает, что пришло время создать семью. В 1630 году художник женится на Анне-Марии Дюге, сестре известного пейзажиста Гаспара Дюге (1613-1675) и прожил с ней долгую и, в целом, счастливую жизнь, омрачённую лишь тем, что Господь так и не дал им детей.
В 1631 году Пуссен был избран членом Академии святого Луки и с тех пор старался не брать крупные заказы от религиозных общин и соборов, поскольку предпочитал работать в меньшем формате и обслуживать частную клиентуру. Из числа таких заказчиков особыми привилегиями пользовался Кассиано дель Поццо, личный секретарь кардинала Барберини, один из наиболее влиятельных меценатов того времени. Вплоть до 1640 года он был главным клиентом Пуссена. Именно по его заказу была создана первая серия картин под общим названием "Семь Таинств", над которой мастер трудился с 1636 по 1642 годы.

Слава о Пуссене постепенно распространяется за пределы Италии и достигает его родины. В 1635 году кардинал Ришелье (1585-1642) заказывает художнику "Вакханалию". Это была первая работа Пуссена, отправленная в Париж. С каждой следующей картиной он становится всё более популярным во Франции и, как следствие, обретает там новых клиентов. Так, в 1638 году он пишет "Собирание манны" для мажордома французского короля Поля Фреара де Шантелу, который позже станет его покровителем. Чудом сохранившиеся письма Пуссена, адресованные этому человеку, представляют сегодня бесценный источник информации и жизни и творчестве художника.
И, наконец, в 1639 году, по приказу Людовика XIII (1610-1643), министр финансов Франсуа Сюбле де Нуайер приглашает Пуссена к французскому королевскому двору. Как ни странно, художник не сразу принимает столь лестное приглашение - скорее всего, он боится перемен и не хочет менять устоявшийся образ жизни и свою независимость на положение придворного живописца, просто обязанного исполнять прихоти монарха. Проведя в раздумьях и сомнениях почти целый год, Пуссен, тем не менее, соглашается и 28 ноября 1640 года прибывает в Париж.
Диоген Синопский (ок.410-ок.320 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель киников ( греч., лат. : cynici - циники), практиковавший крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства. Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский (перв.пол. III века) рассказывал, что, "увидев однажды, как мальчик пил воду из горсти, философ выбросил из сумы свою чашку, говоря : "Этот ребёнок показал мне, что имею слишком много". Пуссен изобразил именно этот эпизод. Но по мнению Пьера Розенберга, директора Лувра, "красота и разнообразие синевы и зелени, гармоничное накладывание планов, умелое сочетание архитектуры и буйной растительности, зеркальной водной глади и затянутого облаками неба - всё это позволяет считать эту картину одним из прекраснейших пейзажей XVII века".
Художника приняли при дворе с большими почестями. Меньше, чем через 4 месяца, 20 марта 1641 года, он получает звание "первого королевского художника" и поселяется в роскошном особняке, расположенном в парижском саду Тюильри, на правом берегу Сены. Всё бы ничего, но Пуссен очень скоро понимает, что нехорошее предчувствие, мешавшее сразу же принять приглашение, не обмануло его. Художнику приходится исполнять заказы, которые не соответствуют уровню его дарования и в известной мере даже тормозят процесс его творческого развития. Не говоря уже о том, что ему, приверженцу малых форм, заказывают исключительно монументальные работы. К примеру, площадь картины "Чудо Святого Франциска Ксаверия", написанной художником для нового храма иезуитов, составляет более 10 квадратных метров. А чего стоит оформление луврской Большой галереи - ведь это 400 метров в длину и 8 в высоту!
"Трудно было бы найти задание, менее соответствующее таланту Пуссена и его методам работы. Живописец привык писать небольшие полотна, работа над которыми не требовала спешки и привлечения ассистентов. Здесь же он был обязан писать очень быстро да ещё следить за работой целой армии помощников", - так 300 лет спустя прокомментировал эту ситуацию британский историк Энтони Блант (1907-1983).
Но и это ещё не всё! В длинный список функциональных обязанностей Пуссена входило также украшение дворцового интерьера, моделирование одежды короля и членов его семьи, дизайн столовой утвари и постельных принадлежностей. Справиться одному со всем этим было физически невозможно, поэтому Пуссен вынужден был обращаться к помощи своих коллег - большей частью, не слишком талантливых, но очень завистливых парижских художников, которые его поручения просто саботировали. В конце концов, Пуссену, по его собственному выражению, "надоело заниматься глупостями и противостоять врагам". Художник мечтал только об одном - вернуться в Рим. И вскоре такая возможность представилась : под предлогом необходимости сопровождения жены на лечение в Италию, 21 сентября 1642 года Пуссен уезжает из Парижа. Внезапная кончина кардинала Ришелье в том же году и смерть Людовика XIII в следующем - освободили его от каких-либо обязательств перед французским двором. Художник больше никогда не вернётся на родину.
В Риме Пуссен продолжает исполнять заказы своих соотечественников, поскольку ряды его итальянских поклонников заметно поредели. Это произошло не только из-за длительного отсутствия мастера, но по причине определённых изменений в жизни Вечного Города. В 1644 году умирает папа Урбан VIII, а его преемник Иннокентий X не является ни почитателем искусства, ни франкофилом. Родственники умершего папы и многочисленных покровители французских живописцев уезжают из Рима. Пуссену же удаётся сохранить узкий круг своих заказчиков, состоящий, в основном, из французских дипломатов. Кроме того, он поддерживает дружеские отношения со своими земляками, работающими в Риме, - в частности, с выдающимся пейзажистом Клодом Лорреном (1600-1682).
По преданию, население Рима первоначально состояло из одних мужчин, главным образом, молодых.
Ромул многократно рассылал в соседние городки послов с предложением породниться, однако тёмное происхождение и буйный нрав первых римлян не внушали доверия окрестным жителям.
Тогда оскорблённые римляне задумали хитрый план.
Они объявили о том, что собираются устроить великое торжество в честь бога Нептуна. Среди приглашённых было и многочисленное племя сабинян, с жёнами и детьми. Римляне радушно встретили гостей у стен города.
Но как только был дан сигнал к началу праздника, римские юноши бросились в толпу. Они выискивали девиц, хватали их и волокли в город.
Согласно Плутарху (ок.45 - ок.127), "замужних женщин не взяли ни одной", и более того, "похитители руководствовались не дерзким своеволием, не желанием нанести обиду, но мыслью соединить оба племени неразрывными узами, слить их воедино". Ничем не смогли помочь своим дочерям сабиняне, ибо явились на праздник безоружными. Проклиная римлян, поправших законы гостеприимства, гости удалились, угрожая им жестокой местью.
По мнению Плутарха, эти события и породили обычай на руках переносить новобрачную через порог дома мужа.
В середине 40-ых годов художник работает над новым циклом, посвящённым Семи Таинствам. Пройдёт 4 года, прежде чем в 1648 году он, наконец, закончит все 7 картин. В 50-ые годы, несмотря на прогрессирующий тремор правой руки, Пуссен продолжает творить и старается "писать лучше, чем когда-либо". И ему это прекрасно удаётся - неспроста последний период творчества считается апогеем его достижений в области живописи. Гениальный цикл "Времена года", созданный в начале 60-ых - лучшее тому подтверждение.

Памятник Никола Пуссену на кладбище Сан Лоренцо в Лючине

14 октября 1664 года умирает жена Пуссена, а 11 месяцев спустя, 19 ноября 1665 года, покидает этот мир и сам художник, оставивший после себя более 200 великолепных картин. Пуссен был похоронен в римской церкви Сан Лоренцо ин Лючина - согласно его последней воле, "без всякой помпезности".

44 работы

Никола Пуссен, Автопортрет (380*489)
Никола Пуссен, Царство Флоры (380*275)
Автопортрет,
1650
Царство Флоры
98*74 см. 131*181 см., холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
777*1000 px 1000*723 px
В одном из лучших своих произведений на античную тему "Царство Флоры" художник собрал персонажей эпоса Овидия "Метаморфозы", которые после смерти превратились в цветы.
Слева Аякс Теламонид совершает самоубийство, бросаясь на меч, - его кровь превратиться в гвоздику.
Нарцисс, любуется своим отражением на поверхности воды в сосуде, который держит нимфа - из капель его крови произрастут нарциссы.
За ним - Клития, брошенная любовница Апполона, обратившая взгляд к солнцу; она умрёт от тоски по возлюбленному и превратиться в подсолнух.
Справа, в голубой накидке, Адонис с раной на бедре; Венера добавит к его крови божественный нектар, и в результате вырастет анемона.
В центре - танцующая Флора.
Никола Пуссен, Пейзаж с Пилифемом (380*285)
Никола Пуссен, Ринальдо и Армида (380*272)
Пейзаж с Полифемом,
1649
Ринальдо и Армида,
1625-1627
150*199 см., холст, масло 72*91 см., холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*751 px 1000*716 px
Никола Пуссен, Времена года. Зима. Потоп (380*273)
Никола Пуссен, Времена года. Весна. Рай (380*277)
Времена года. Зима.
Потоп, 1660-1664
Времена года. Весна.
Рай, 1660-1664
118*160 см., холст, масло 118*160 см., холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*719 px 1000*730 px
В начале 60-ых годов Пуссен, по заказу герцога Ришелье, приступает к работе над серией картин, которая сегодня считается художественным завещанием мастера.
4 времени года - это ещё и 4 фазы искупления, 4 времени суток, 4 возраста в истории человечества и, главным образом, 4 библейских сюжета.
Так, встреча Руфи и Вооза во время сбора летнего урожая напоминает о единении Христа с Церковью.
Для изображения осени использован мотив гигантской грозди винограда. Ещё Августин Блаженный (354-430) уподоблял Христа виноградной грозди из Земли Обетованной, брошенной в виноточило. Скорее всего, он опирался при этом на Ветхий Завет. В Числах (13:17-19) упоминалось о том, как 2 человека, посланные Моисеем высмотреть землю Ханаанскую, "срезали там виноградную ветвь и одной кистью ягод и понесли её на шесте двое", а в Книге пророка Исайи (63:1-6) был описан мстительный Бог Израиля, топчущий угнетателей в точиле своего гнева. Пуссен изображает двух соглядатаев Моисея, несущих на своих плечах шест, с которого свисает гроздь винограда - прообраз жертвы Христовой.
Никола Пуссен, Времена года. Лето. Руфь и Вооз (380*277)
Никола Пуссен, Времена года. Осень. Гроздь винограда с Земли Обетованной (380*273)
Времена года. Лето.
Руфь и Вооз, 1660-1664
Времена года. Осень. Гроздь винограда с Земли Обетованной, 1660-1664
118*160 см., холст, масло 118*160 см., холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*728 px 1000*719 px
Согласно легенде, бог любви поразил Аполлона золотой стрелой, и тот страстно влюбился в нимфу Дафну. Однако её поразила стрела со свинцовым наконечником, холодность которого отвергала любую попытку мужчин к сближению. Апполон преследовал Дафну и когда наконец достиг - она превратилась в лавровое дерево. Разочарованному богу оставалось лишь отломить ветку и сделать из неё себе венец.
По традиции художники изображали либо сцены погони Аполлона за Дафной, либо превращения нимфы в лавровое дерево, Пуссен же пишет картину зарождения любви.
Аполлон сидит под раскидистым дубом в окружении дриад, Меркурия и Купидона.
На противоположной стороне - нимфы и сама Дафна, обнимающая своего отца.
На втором плане справа - фигура мёртвого Гиацинта, бывшего возлюбленного Аполлона, которого тот безжалостно убил, и склонившихся над телом пастухов.
От картины исходит беспредельное спокойствие, несмотря на скрытую трагедию, совсем в духе слов, однажды сказанных Пуссеном : "Если когда-нибудь зло встретится на моём пути, я с гордостью приму его и перенесу достойно. Беды и несчастья - это такие же проявления Божьей воли, как и ниспосланные радости. Меня удивляют люди, которые считают себя разумными и в то же время способны страдать из-за таких пустяков, как, к примеру, неразделённая любовь".
Никола Пуссен, Сатир и нимфа (380*479)
Никола Пуссен, Аполлон и Дафна (380*291)
Сатир и нимфа, ок.1630 Аполлон и Дафна,
ок.1664
77,5*62,5 см.; холст, масло 155*200 см.; холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, Москва, Россия Лувр,
Париж, Франция
794*1000 px 1000*767 px
Никола Пуссен, Смерть Сарры (380*225)
Никола Пуссен, Христос и грешница (380*236)
Смерть Сарры Христос и грешница
122*199 см.; холст, масло 121*195 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*593 px 1000*621 px
Никола Пуссен, Триумф Флоры (380*257)
Никола Пуссен, Похищение сабинянок (380*290)
Триумф Флоры,
ок.1627
Похищение сабинянок, ок.1637
165*241 см.; холст, масло 157*203 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*676 px 1000*763 px
Никола Пуссен, Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego) (380*271)
Никола Пуссен, Вдохновение поэта (380*323)
Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego), ок.1640 Вдохновение поэта,
1635-1638
85*121 см.; холст, масло 182*213 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*714 px 1000*850 px
Никола Пуссен, Вакханалия с гитаристкой (380*260)
Никола Пуссен, Орфей и Эвридика (380*228)
Вакханалия с гитаристкой, ок.1626 Орфей и Эвридика,
ок.1648
121*175 см. 124*200 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*685 px 1000*599 px
Легендарный фракийский поэт Орфей, прославившийся своим искусством игры на лире, страстно полюбил лесную нимфу по имени Эвридика. Орфей самозабвенно музицирует и не замечает (в отличие от рыбака на берегу) падения Эвридики, поражённой смертельным укусом ядовитой змеи. Эта тема внезапного вторжения смерти в идиллическую, размеренную жизнь героев со временем станет одной из самых популярных в творчестве художника. Безмятежной природе на переднем плане художник противопоставляет зловещие столбы дыма на заднем.
Никола Пуссен, Пейзаж с Диогеном (380*274)
Никола Пуссен, Елиезер и Ревекка (380*219)
Пейзаж с Диогеном,
1648
Елиезер и Ревекка,
1648
160*221 см.; холст, масло 118*197 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*722 px 1000*577 px
Сюжет "Елиезера и Ревекки" заимствован из Ветхого Завете (Быт.24). Патриарх Авраам, желая найти жену для своего сына Исаака, послал слугу Елиезера искать подходящую невесту в Месопотамии. Когда слуга достиг города Нахора в Халдее, он взмолился, прося Господа, чтобы та, которая даст ему и его верблюдам воды у источника, была бы той самой, "назначенной" Исааку. Елиезер сказал : "Пусть это будет та девушка, которой я скажу : "Наклони кувшин твой, я напьюсь", - а она ответит : "Пей, я и верблюдам твоим дам пить". Тут к источнику подошла Ревекка и в ответ на просьбу Елиезера сказала эти самые слова. Она дала Елиезеру напиться из своего кувшина и напоила его верблюдов. Тогда он взял её с собой.
Ревекка стала женой Исаака и родила ему близнецов Иакова и Исава.
Художники изображали несколько эпизодов из этой истории, но наиболее популярной сценой является встреча у колодца, которую избрал и Пуссен.
В 1648 году, по инициативе Шарля Лебрена (1619-1690), во Франции создаётся Королевская академия живописи и скульптуры. Её члены регулярно собираются в Лувре, для комментирования новейших поступлений в королевскую коллекцию. Долгое время их наблюдения и заключения являлись основой академического обучения французских живописцев. Выставленная в 1668 году картина Пуссена "Елиезер и Ревекка" стала предметом оживлённых дискуссий "академиков".
Филипп де Шампань считал, что Пуссен исказил библейскую легенду, поскольку не изобразил на картине верблюдов слуги Авраама. "Сцена теряет половину заложенного в неё Писанием глубокого смысла, - считал де Шампань. - Да и с живописной точки зрения верблюды были бы полезны, поскольку их безобразность могла бы выгодно подчеркнуть великолепие человеческих фигур".
Лебрен же, напротив, полностью одобрил концепцию Пуссена и заявил, что верблюды нарушили бы гармонию представленной сцены.
Никола Пуссен, Нарцисс и Эхо (380*281)
Никола Пуссен, Святой Иоанн Креститель (380*292)
Нарцисс и Эхо Святой Иоанн Креститель
74*100 см.; холст, масло 94*120 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*739 px 1000*768 px
Никола Пуссен, Экстаз Святого Павла (380*491)
Никола Пуссен, Святое Семейство в пейзаже (380*281)
Экстаз Святого Павла Святое Семейство в пейзаже
148*120 см.; холст, масло 122*94 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
774*1000 px 1000*739 px
Никола Пуссен, Исцеление слепого (380*251)
Никола Пуссен, Мадонна, являющаяся Святому Иоакову Старшему (380*477)
Исцеление слепого Мадонна, являющаяся Святому Иоакову Старшему
119*176 см.; холст, масло 301*242 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*660 px 796*1000 px
Никола Пуссен, Смерть Германика (380*290)
Никола Пуссен, Избиение младенцев (380*324)
Смерть Германика,
1628
Избиение младенцев, ок.1628
148*198 см.; холст, масло 147*171 см.; холст, масло
Институт искусств,
Миннеаполис, США
Музей Конде,
Шантийи, Франция
1000*763 px 1000*853 px
Никола Пуссен, Мидас и Бахус (380*277)
Никола Пуссен, Юпитер, кормящийся молоком козы Амалтеи (380*273)
Мидас и Бахус Юпитер, кормящийся молоком козы Амалтеи, после 1650
134,5*98 см.; холст, масло 133*97 см.; холст, масло
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
Старая галерея,
Берлин, Германия
1000*728 px 1000*718 px
Никола Пуссен, Танец (380*299)
Никола Пуссен, Танкред и Арминия (380*251)
Танец,
1634-1636
Танкред и Арминия
104*82,5 см.; холст, масло 65*78 см.; холст, масло
Коллекция Уоллеса,
Лондон, Великобритания
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*786 px 1000*660 px
Никола Пуссен, Великодушие Сципиона (380*283)
Никола Пуссен, Бегство в Египет (380*277)
Великодущие Сципиона Бегство в Египет, 1657
163*114 см.; холст, масло 133*97 см.; холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Музей изящных искусств,
Лион, Франция
1000*744 px 1000*729 px
Никола Пуссен, Вакханалия перед статуей Пана (380*265)
Никола Пуссен, Святая Цецилия (380*523)
Вакханалия перед статуей Пана, 1631-1633 Святая Цецилия,
1627-1628
100*142,5 см.; холст, масло 88*118 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей Прадо,
Мадрид, Испания
1000*698 px 726*1000 px
Никола Пуссен, Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами Года (380*301)
Никола Пуссен, Венера и Адонис (380*274)
Гелиос и Фаэтон с Сатурном и четырьмя Временами Года, ок.1635 Венера и Адонис,
1624
153*122 см.; холст, масло холст, масло
Государственный музей,
Берлин, Германия
Музей искусств Кимбела,
Форт Уорт, Техас, США
1000*791 px 1000*722 px
Никола Пуссен, Цефал и Аврора (380*269)
Никола Пуссен, Ацис и Галатея (380*271)
Цефал и Аврора,
1627-1630
Ацис и Галатея,
1629
холст, масло холст, масло
Национальная галерея,
Вашингтон, США
Национальная галерея искусств,
Дублин, Ирландия
1000*709 px 1000*714 px
Никола Пуссен, Диана и Эндимион (380*271)
Никола Пуссен, Венера, фавн и путти (380*471)
Диана и Эндимион, ок.1628-1630 Венера, фавн и путти, ок.1631
169*122 см.; холст, масло 72*56 см.; холст, масло
Институт искусств,
Детройт, США
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*712 px 807*1000 px
Никола Пуссен, Поклонение золотому тельцу (380*262)
Никола Пуссен, Пересечение Красного моря (380*273)
Поклонение золотому тельцу, 1633 Пересечение Красного моря, 1633-1635
153,4*211,8 см.; холст, масло 210*154 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Национальная галерея королевы Виктории, Мельбурн, Австралия
1000*689 px 1000*718 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru