Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Анри Руссо

2 мая 1844
(Лаваль, Франция) -

2 сентября 1910
(Париж, Франция)

Анри Руссо начал карьеру художника в возрасте 41 года. Он был самоучкой, этот мелкий чиновник, перебравшийся в Париж из провинции, и рисовал везде : на работе, во время дежурств, пользуясь благосклонностью начальства, и дома, ночами. Бедный, но терпеливый, уверенный в своей гениальности, но скромный - он становится одним из самых признанных мастеров художественного авангарда.

"Рождённый в Лавале в 1844 году в семье с отчаянно скромными доходами, он вынужден был изначально посвятить себя не тому ремеслу, к которому влекла его любовь к искусству", - так, от 3-его лица, напишет о себе Анри Руссо в автобиографической справке для книги "Портреты следующего столетия", которая так и не увидела свет. Его мать - дочь офицера Великой армии Наполеона, а отец, Жюльен Руссо, - потомственный жестянщик из Лаваля, города на западе Франции. Жюльен покупает дом на окраине и, поскольку не имеет в жизни никаких других желаний, кроме мечты поскорее разбогатеть, оставляет своё ремесло жестянщика и начинает заниматься спекуляцией. Но дело прогорает, и в доме Руссо поселяется бедность.

Несмотря на то, что семья едва сводит концы с концами, Анри отправляют учиться сначала в школу, а потом - в лицей. Он был учеником средних способностей, однако сумел отличиться и получить ряд школьных наград - по пению и арифметике. Эти успехи отмечены в его биографии не только потому, что он всемирно известный художник, но и потому, что он - автор вальса "Клеманс", названного по имени первой жены. Оставив школу, Анри поступает на службу в адвокатское бюро. В 19 лет, подстрекаемый приятелями, он крадёт из бухгалтерии бюро мизерную сумму, которой, впрочем, ему "хватило" для того, чтобы поставить крест на своей адвокатской карьере и попасть под суд. Руссо приходиться согласиться на 7 лет службы в действующей армии, что позволяет ему отсидеть в тюрьме всего лишь год. Его полк будет дислоцироваться во Франции, и, к счастью, никогда не примет участия в военных действиях за её пределами. Даже когда Наполеон III высылает французский военный корпус в Мексику, для того чтобы поддержать своего ставленника Максимилиана в борьбе за императорский трон, Анри Руссо не принимает участия в этой экспедиции. Однако придуманную много позже поэтом Гийомом Аполлинером (1880-1918) легенду о пребывании Руссо в Стране ацтеков художник никогда не попытается опровергнуть.
После смерти его отца в 1868 году Анри Руссо, как единственного кормильца семьи, увольняют из армии. Он покидает свой полк, располагавшийся тогда в Париже, и с головой окунается в жизнь большого города. Он находит работу и снимает жильё недалеко от 1-го в Париже многоэтажного торгового центра Ле Бон Марше. У хозяйки дома, госпожи Буатар, есть дочь Клеманс, в которую Анри влюбляется и в 1869 году берёт в жёны. Несмотря на постоянное недомогание (у Клеманс туберкулёз), она помогает мужу зарабатывать деньги, без устали занимаясь шитьём. По выходным супруги часто гуляют в парижских парках. Анри и Клеманс любят друг друга, но счастье длится недолго : дети Руссо умирают в младенчестве практически один за другим.
В 1871 году Анри Руссо устраивается на работу в таможню Акцизного департамента (в XIX веке ввозимые в Париж товары облагались налогом). Инспекция товаров у городских ворот - однообразное и скучное занятие, однако эта работа не ограничивает внутреннюю свободу исполняющего её человека. Во время одного из дежурств Руссо устанавливает во дворе здания департамента мольберт и начинает рисовать. К сожалению, картины, написанные им до 1877 года, не сохранились, за исключением одной : батальной сцены на фоне зимнего пейзажа. Через некоторое время Феликс Клеман (1826-1888), известный в то время художник, к советам которого часто прислушивался молодой Руссо, знакомит его с одним из представителей официального искусства того времени бароном Леоном Жеромом. Руссо арендует мастерскую и в 1885 году при поддержке барона впервые выставляет две свои работы в Салоне Отверженных.
В 1886 году художник Поль Синьяк (1863-1935) проявляет интерес к работам Руссо и приглашает его принять участие в новой выставке. Синьяк считает, что лучшее место для картин этого оригинального художника - среди произведений живописцев, которые создали Салон Независимых Художников. По мнению представителей художественного авангарда, все предыдущие "независимые" салоны, чем дальше, тем больше напоминают официальный Салон, и молодые художники постепенно начинают ощущать потребность выставлять свои работы в других местах. В случае с Руссо очевидно, что художественные круги в лице Салона официального с его старой академической традицией принципиально и навсегда отвергли бы самоучку. Вот почему Руссо всегда будет верен новому "салону без жюри". В 1886 году он выставил там 4 картины, которые будут высоко оценены художниками Пюви де Шаванном (1824-1898) и Полем Гогеном (1848-1903), у которых восхищение вызывает особое умение Руссо использовать чёрный цвет для передачи драматических моментов. Но, в целом, его картины остаются не понятыми публикой, более того - подвергаются осмеянию : злопыхатели утверждают, что так мог нарисовать и ребёнок.
Несмотря на сарказм публики и критики, Руссо не сдаётся. Он заключает договор с фирмой "Аргус", которая присылает ему все газетные вырезки и журнальные статьи, в которых содержатся отклики о его творчестве. Руссо, в ожидании всеобщего признания своего таланта, педантично вклеивает их в небольшую тетрадь, которая со временем становится всё толще. Именно из газет художник однажды узнает, что мэрия Парижа награждает его медалью. Счастливый, он тут же приказывает упомянуть эту награду в своей визитной карточке, но позже узнаёт, что поторопился : речь шла о другом человеке с таким же именем, тоже художнике, который и получил эту медаль.
После смерти жены Руссо озабочен поиском средств для достойного содержания детей и покупки красок. В надежде подзаработать и находясь под впечатлением от Всемирной выставки 1889 года, где Францией была представлена знаменитая Эйфелева башня, Руссо пишет либретто для водевиля. К сожалению, текст не приносит ни гроша. В декабре 1893 года Руссо увольняется со службы по выслуге лет. Получая мизерную пенсию и мечтая о том времени, когда занятия живописью будут приносить солидный доход, Руссо вынужден пока рисовать картины на заказ и продавать их по смешной цене, а также давать уроки игры на скрипке. Однако уже в следующем году он выставляет на Салоне Независимых свою картину "Война". Работа получает широкий резонанс, в частности, её замечает писатель Альфред Жари (1873-1907), с чьей лёгкой руки художник Анри Руссо и получил прозвище "Таможенник" (Le Douanier).
В 1895 году дочь Руссо уезжает с мужем в Анжер, на запад Франции, а сам художник вместе с сыном Анри-Анатолем переезжает жить на Монпарнас - район на левом берегу Сены, который позже станет излюбленным местом встреч интеллектуального и художественного авангарда. На Монпарнасе проживает и Жозефина Ле Тенсорер - женщина, которая покорила сердце Анри Руссо, но долгое время пренебрегала его признаниями и согласилась стать его женой только после преждевременной кончины сына художника. В 1898 году Анри Руссо венчается с ней в церкви. Материальное положение семьи оставляет желать лучшего, поэтому Жозефина, чтобы помочь мужу, пытается продавать его картины в своём канцелярском магазине, а сам Руссо продолжает давать платные уроки. Однако по воскресеньям, в рамках деятельности Филотехнического общества, целью которого было просвещение широких масс, Руссо, несмотря на нужду, бесплатно обучает всех желающих работать акварелью, пастелью, а также делится опытом росписи керамики и фарфора, причём делает это с гордостью и удовольствием.
В 1903 году Руссо во 2-ой раз становится вдовцом, и, пытаясь справиться с горем, полностью погружается в работу. Его карьера стремительно набирает обороты. Он выставляет свои картины в Салоне Независимых в марте, а также на 1-ом Осеннем Салоне, открывшемся в октябре 1903 года.
Однако художник по-прежнему нуждается. К счастью, семейство Папуэн, его скромные, но великодушные соседи, частенько приглашают его на ужин, а Мари Биш, приятельница Руссо, занимающаяся мелкой торговлей, не раз помогает художнику сводить концы с концами.
В 1906 году в жизни Таможенника наступает переломный момент - в дверь постучалось признание. Руссо знакомится с Робером Делоне (1885-1941), а Жари представляет его поэту Гийому Аполлинеру. Новые друзья восхищаются талантом художника. Пабло Пикассо (1881-1973), который в 1908 году приобрёл у случайного продавца "Портрет женщины" кисти Руссо, организовывает в честь автора великолепный банкет.
Фернанда Оливье, приятельница Пикассо, так описывает Руссо : "Этот почтенный человек, немного сгорбленный, который скорее бегает трусцой, чем ходит, с седыми, густыми, несмотря на возраст, волосами и повадками мелкого рантье, имел слегка испуганное доброе лицо. Он легко краснел, когда кто-то ему возражал или когда ему было неловко. Он поддакивал всему, что ему говорили, но чувствовалось, что он держится отстранённо и просто не решается высказать свои мысли".
У Руссо был чистый детский голос, его считали наивным и простым, но был ли он таким на самом деле? Уверенность в собственной гениальности позволила ему стать целеустремлённой личностью, стойкой, как скала, а почти детская наивность - незаурядным художником. Однако в декабре 1907 года из-за своей беспечности и легковерности Руссо попадает в тюрьму за мошенничество, жертвой которого, по сути, был он сам. Чтобы выйти на свободу хотя бы для того, чтоб иметь возможность давать благотворительные уроки по воскресеньям, Руссо пишет в своём прошении к Суду : "Обращаясь к Вашей доброте, я прошу хотя бы об условном освобождении, чтобы иметь возможность продолжить работу. Я очень прошу Вас не уничтожать мою карьеру, для которой я так много работал". После рождественских праздников просьба Руссо была удовлетворена.
Работает Руссо обычно в белой полотняной рубашке, но когда организовывает приёмы, которые любит устраивать в своей мастерской, всегда надевает костюм. Немецкий коллекционер Вильгельм Угде, первый, кто посвятит художнику книгу (1911 год), и один из завсегдатаев вечеринок у Таможенника, описывает улочку, где находится дом Руссо : "Она длиной в несколько шагов и упирается в каменную стену. Создаётся впечатление, что мы не в Париже, а где-то в провинции. В комнатах на 1-ом этаже проживает хозяин со своей семьёй, а выше находятся квартиры постояльцев. На одной из дверей табличка - "Уроки риторики, музыки, рисования, сольфеджио". Звоним и входим : нас встречает Руссо".
Субботними вечерами, в тесном кругу друзей и среди своих картин, Таможенник играет на скрипке для коллекционеров и любителей искусства. Он влюблён, но Леония, 59-летняя вдова, отказывается стать его женой. В мастерской часто можно встретить господина Кеваля, хозяина дома, в котором живёт художник, тихого почтенного мужчину, коллегу Руссо по работе в Акцизном департамента Парижа. Среди гостей часто присутствует Амбруаз Воллар, который покупает картины Таможенника и не раз приглашает его на артистические вечеринки.
Руссо находится на эмоциональном подъёме : пришло время пожинать плоды многолетнего труда - всеобщее признание, стабильное финансовое положение. Но художника начинает подводить здоровье, его давно беспокоят незаживающие раны на ногах. В конце концов, начинается гангрена.
Анри Руссо умер 2-го сентября 1910 года в парижской больнице Неккер. Хоронили его в общей могиле. Проводить Руссо в последний путь пришли Амбруаз Воллар, Поль Синьяк и Робер Делоне, который годом позже возьмёт на себя расходы по перезахоронению останков художника. На надгробии Гийом Аполлинер от руки написал сочинённую им эпитафию : "Прощаемся с тобою, наш добрый друг Руссо! / Услышь нас - Делоне с женой, Кеваля и меня. / Мы принесли тебе в подарок кисти, краски, холст, / Чтоб на святом досуге ты писал портреты звёзд".

20 работ

Анри Руссо, Автопортрет художника (380*492)
Анри Руссо, Нападение ягуара на лошадь (380*294)
Автопортрет художника, ок.1900-1903 Нападение ягуара на лошадь, 1910
24*19 см. 89*116 см.
Музей Пикассо,
Париж, Франция
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
772*1000 px 1000*773 px
Анри Руссо, Портрет второй жены Анри Руссо (380*478)
Анри Руссо, Я, портрет-пейзаж (380*494)
Портрет второй жены Анри Руссо, ок.1900-1903 Я, портрет-пейзаж,
1890
22*17 см. 143*110 см.
Музей Пикассо,
Париж, Франция
Национальный музей,
Прага, Чехия
795*1000 px 769*1000 px
Анри Руссо, Шторм в лесу (380*300)
Анри Руссо, Неприятный сюрприз (380*578)
Шторм в лесу,
1891
Неприятный сюрприз,
1901
130*162 см. 19,3*129,5 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Фонд Барнса, Мерион, США
1000*789 px 658*1000 px
Анри Руссо, В тропическом лесу. Схватка тигра и быка (380*314)
Анри Руссо, Вид парка Монсури (380*466)
В тропическом лесу. Схватка тигра и быка, 1908 Вид парка Монсури,
ок.1895
46*55 см. 46*38 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
1000*827 px 6816*1000 px
Анри Руссо, Прогулка в лесу (380*444)
Анри Руссо, Вид с моста Севри (380*303)
Прогулка по лесу,
1886-1890
Вид с моста Севри,
1908
70*60 см. 81*100 см.
Кунстхауз,
Цюрих, Швейцария
Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
856*1000 px 1000*797 px
Анри Руссо, Война (380*220)
Анри Руссо, Сон (380*257)
Война, 1894 Сон, 1910
114*195 см. 204,5*298,5 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США
1000*579 px 1000*677 px
Анри Руссо, Спящая цыганка (380*245)
Анри Руссо, Заклинательница змей (380*342)
Спящая цыганка, 1897 Заклинательница змей, 1907
130*201 см. 169*189 см.
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
1000*645 px 1000*901 px
Анри Руссо, Свобода, призывающая живописцев (380*569)
Анри Руссо, Портрет женщины (380*578)
Свобода, призывающая живописцев к участию в 22-ой выставке Независимых Художников, 1905-1906 Портрет женщины (Портрет госпожи М.), ок.1895
175*118 см. 160*105 см.
Национальный музей современного искусства,
Токио, Япония
Музей Пикассо,
Париж, Франция
668*1000 px 658*1000 px
Анри Руссо, Зарубежные представители прибыли отдать честь Республике (380*303)
Анри Руссо, Портрет ребёнка с марионеткой (380*471)
Зарубежные представители прибыли под знаменем мира отдать честь Республике, 1907 Портрет ребёнка с марионеткой, ок.1903
175*118 см. 100*81 см.
Музей Пикассо,
Париж, Франция
Кунстмузеум,
Винтертур, Швейцария
1000*798 px 806*1000 px
Анри Руссо, Портрет женщины (380*670)
Анри Руссо, Акцизный департамент (380*463)
Портрет женщины,
1895-1897
Акцизный департамент, ок.1890
198*115 см. 40,6*32,7 см.
Музей д'Орсэ,
Париж, Франция
Галерея института Куртолда,
Лондон, Великобритания
567*1000 px 821*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru