Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 26  
Филипп де Шампень

26 мая 1602 (Брюссель, Бельгия) -

12 сентября 1674 (Париж, Франция)

Филипп де Шампень, начинающий художник из Брюсселя, отправляется в путешествие и по дороге посещает Париж. Столица Франции должна была быть лишь этапом на пути в Италию, однако художник останется здесь навсегда. Отныне он будет работать для королевского двора. Огромное влияние на его творчество и личную жизнь будут оказывать контакты с янсенистами, сосредоточенными вокруг монастыря Пор-Рояль.

Филипп де Шампень, как правило, подписывает свои работы "Шампень". Но в 2 случаях он ставит подпись, немного изменяя орфографию, и тогда возникает написание "Шампань". Именно так художник и фигурирует в некоторых документах. В этой версии его фамилия встречается в литературе XVII и XVIII веков, и только в XIX веке исследователи возвращаются к правильному, первоначальному написанию - Шампень.
Историки считают, что Филипп де Шампень был 2-ым из 4-ёх детей портного Анри де Шампеня и Элизабет из дома де Трош. Семья будущего художника была бедной и крайне религиозной. Мальчика воспитали в католических традициях; вероятно, он посещал иезуитскую школу в Брюсселе. До конца жизни художник сохранит глубокое религиозное чувство, о чём свидетельствуют красноречивые названия книг, которые он собрал для своей библиотеки. Кроме произведений, посвящённых истории, искусству, иконографии и философии, художник имел много религиозных книг, комментирующих Ветхий и Новый Заветы или рассказывающих о жизни святых и об истории христианства. Таким образом, вера с самых ранних лет занимает важное место в жизни будущего живописца. Но в то же время Филипп интересуется и другими областями жизни и, несмотря на скромное происхождение, быстро становится человеком всесторонне и широко образованным.
Живописи он обучается сперва в Брюсселе. Филиппу было 12 лет, когда его принял в свою мастерскую Жан Буийон. Он будет обучать мальчика основам профессии в 1614-1616 годах. Следующим учителем Филиппа станет Мишель де Бурдо - художник, о котором сложилось мнение, что он "прекрасно работает в малых форматах". Судя по всему, Мишель де Бурдо был миниатюристом. Филипп задержится в его мастерской до 1619 года. Потом молодой художник перемещается в Мон, где попадает в мастерскую известного пейзажиста Жака Фукьера (1580/1590-1659). Здесь Шампень не мог не познакомиться с находящимися в местных церквях произведениями великого Рубенса. Однако после возвращения в Брюссель Филипп де Шампень не торопится поступать к нему в обучение, возможно, опасаясь, что влияние прославленного мастера может подавить его собственную художественную индивидуальность; во всяком случае, через много лет, в 1672 году, он скажет : "Все ученики ... стремятся дословно копировать его стиль и как можно больше ему уподобиться".
Но, может быть, причина, по которой Филипп де Шампень не хочет практиковаться у Рубенса, имеет другой характер. Из сохранившихся свидетельств современников можно заключить, что художник был человеком исключительно деликатным, добрым и благородным. Видимо, он не хотел вводить свою семью в крупные траты, которые могли повлечь за собой занятия у Рубенса. А может он просто хотел уехать в Италию, а не в Антверпен?
Обычно нидерландские художники попадали в Италию через Германию. Филипп де Шампень выбирает другой путь, так как хочет задержаться в Париже. Непонятно, какими соображениями он руководствовался. Хотел ли он сопровождать Фукьера, который следовал в столицу Франции, а может хотел проведать живущих там родственников или познакомиться с развивающимся городом и работающими в нём художниками? Одно известно наверняка : после прибытия в Париж Шампень оставляет мысль об Италии. Город, который должен был стать одним из этапов долгого путешествия, стал его конечной целью.
Сначала Филипп де Шампень работает у портретиста, фамилия которого для истории не сохранилась. Но вскоре художник начинает сотрудничество с происходящим из Лотарингии маньеристом Жоржем Лальманом (1575-1636). В 1623 году он переезжает в район Монтань Сент-Женевьев, видамство де Лаон, где знакомится с Николя Пуссеном (1594-1665), который рекомендует Шампеня придворному художнику королевы Марии Медичи Николя Дюшену (умер в 1628).
В следующем году Дюшен предлагает молодому коллеге сотрудничество в работе по украшению апартаментов королевы в Люксембургском дворце. Задачей начинающего художника будет изображение орнаментов и фоновых пейзажей. Неизвестно, какой характер имели отношения между художниками, и исследователи по-разному интерпретируют внезапный отъезд Филиппа в Брюссель в 1627 году. Одни видят в этом доказательство зависти стареющего Дюшена, другие же подозревают, что Шампень просто хотел осведомить семью о своём намерении вступить в брак с Шарлоттой Дюшен. Как бы то ни было, через несколько месяцев, в 1628 году, Дюшен скоропостижно скончался, а Филипп де Шампень возвратился в Париж.
После смерти придворного художника Марии Медичи королевский интендант Клод Можи призывает Филиппа де Шампеня немедленно прибыть в Париж и предлагает ему место Дюшена.
Уже 10 января 1628 года молодой художник приступает к работе. Ему только 26 лет, но он уже имеет почётное звание личного художника королевы-матери и должность камердинера короля. Его зарплата составляет 1200 ливров, и он имеет право жить в Люксембургском дворце. До конца жизни художник будет благодарен Можи за то, что тот выбрал именно его, и в своей мастерской будет всегда держать портрет человека, которому был обязан карьерой.
30 ноября 1628 года Шампень женится на Шарлотте Дюшен. Они живут в выделенных им апартаментах, и там же рождаются 3 их детей : сын Клод в 1634 году и 2 дочери - Катрин в 1636 и Франсуаза в 1638 году. Беря в жёны Шарлотту, молодой художник становится законным опекуном осиротевших братьев и сестёр своей жены и чувствует себя обязанным содержать всю большую семью. В феврале 1629 года он получает французское гражданство. С этого времени Франция стала его 2-ой родиной.
Королева Мария Медичи высоко ценит талант молодого художника и часто заказывает ему работы. В 1628 и 1629 годах появляется 1-ое большое произведение Шампеня - монументальная роспись в церкви Кармелитов при Фобурж Сен-Жак. Перед Филиппом открываются все двери, однако в период пребывания на должности официального художника двора, то есть между 1628 и 1643 годами, де Шампень не примет ни одного заказа, исходящего не от короля и его ближайшего окружения. В течение этих 15 лет, вынужденный подчиняться сковывающим его обязательствам, он руководит своей мастерской в духе строжайшей дисциплины. Он объясняет ученикам, что "отдых, на который они имеют право после ужина, нужно ограничить до времени, которое они посвящают схождению по ступенькам в мастерскую", а "обед они должны есть, не прерывая работы". В оправдание этой строгости можно сказать лишь то, что и к себе художник предъявляет идентичные требования.
Янсенизм - религиозное движение, зародившееся в начале XVII века. Название его происходит от имени епископа Янсения. К распространению этого направления во Франции имеет отношение семья Арно и цистерианское аббатство Пор-Рояль с настоятельницей Матушкой Арно во главе. Янсенистская доктрина провозглашает обязательность полного самоотречения, служения Богу и строжайшего аскетизма. Практика безукоризненной жизни соединяется с убеждением, что Бог дарует Спасение немногим, других он обрекает на осуждение, что Христос умер только за избранных. Янсенисты проигрывают теологический спор с иезуитами, их взгляды подвергаются осуждению Рима. С 1656 года янсенисты уничтожены королём, которого они упрекали в распущенности. Пор-Рояль был закрыт в 1709 году, а монастырь разрушен.
В XVII веке во Франции наблюдается меценатство троякого вида : королевское, мещанское и церковное. Больше всего заказов поступает от церкви : часовни и алтари украшаются скульптурой и живописью - развитие религиозного искусства является реакцией на протестантизм.
Кроме того, монастыри и религиозные общины, отдавая себе отчёт в педагогическом значении иллюстраций, помещают на стенах, сводах, алтарях и внутренних галереях картины, изображающие сцены из Библии или истории жизни святых основателей.
Однако этой образовательной цели можно достичь разными способами : одни считают, что на верующих действует размах и роскошь, другие делают акцент на скромность средств и аскетизм - иезуитская логика решительно противопоставляется мышлению янсенистов. По мнению иезуитов, блеск искусства, располагающего широкими средствами, облегчает человеку понимание Бога. А янсенисты отвергают демонстративную роскошь, так как считают, что она отвлекает внимание христианина от необходимости борьбы за спасение души.
Церковь, построенная в Париже Матушкой Анжеликой Арно из Пор-Рояля, лишена каких-либо украшений, так как, по её мнению, чувственные ощущения являются препятствием для обретения спасения. По янсенистской доктрине, человек, осквернённый первородным грехом, может быть спасён исключительно благодаря милости, которой суровый Бог одаряет немногих избранников. Этому пессимистическому образу человека, отданного на растерзание Злу, противостоят иезуиты, которые подчёркивают значение свободной воли и выбора, совершаемого на протяжении всей жизни. В иезуитской концепции человек должен активно сотрудничать с Богом в реализации своего плана Спасения.
Шампень сблизился с янсенистами из Пор-Рояля в 1643 году и останется верен им до конца жизни. Глубоко верующему художнику импонирует строгость обрядов янсенистов, их пылкая и требовательная религиозность, полное посвящение себя Богу и аскетизм, отвергающий роскошь и комфорт мира. Янсенисты с подозрением относятся к каждому произведению искусства, слишком сильно влияющему на чувства. Они допускают исключительно живопись, позволяющую лучше понять Священное Писание. Нет ничего удивительно в том, что одним из великих художников, которых признаёт Пор-Рояль, является Шампень - ведь его благородный, лишённый каких-либо излишеств стиль соответствует их доктрине.
В 1631-1636 годах по заказу кардинала Ришелье Шампень вместе с Симоном Вуэ (1590-1649) декорируют галерею Искусств и галерею Славных Мужей во дворце Пале-Кардинал (позже названном Пале-Рояль). В некоторых архивных материалах тех лет встречаются упоминания о пренебрежении, с каким Вуэ отзывался о Шампене, называя его "ловкачом". Однако кардинал Ришелье - всемогущий министр короля Людовика XIII (1610-1643) - придерживается другого мнения о профессиональных и человеческих качествах художника. Кардинал очень ценит Филиппа де Шампеня и доверяет ему много заказов, в основном на портреты и декоративные росписи. Историк Парижа Анри Соваль скажет в 1774 году, что Шампень в 1635-1643 годах являлся "Апеллесом этого Александра", имея в виду, что де Шампень стал любимым мастером фактического властителя Франции. В то же время художник работает и на короля. В 1637 году он запечатлевает клятву Людовика XIII, вверяющего Францию покровительству Божьей Матери. Однако в скором времени умирают оба высоких покровителя : Ришелье - 4 декабря 1642, а Людовик XIII - 14 мая 1643 года. Карьера Филиппа де Шампеня с этих пор меняется.
В 1643 году королём Франции становится Людовик XIV, но Шампень продолжает оставаться придворным художником. Анна Австрийская, 18 лет выполнявшая функции регентши малолетнего сына, заказывает картины для Пале-Рояля и Валь-де-Граса. Художник украшает также апартаменты самого короля. Однако официальные заказы двора становятся уже не столь многочисленными, как раньше. Кардинал Мазарини, министр в период регентства, такой же влиятельный, каким раньше был Ришелье, не был слишком горячим поклонником живописи де Шампеня. "Ришелье ревностно следил, чтобы наш художник работал в основном на него, а у Мазарини преобладает вежливое уважение", - напишет в XX веке историк искусств Дориваль. Поэтому Филипп де Шампень вынужден искать новых заказчиков. Ими будут монастыри и частные лица.
1643 год важен и по другой причине. К семье присоединяется 11-летний племянник художника Жан-Баптист. Несколькими месяцами раньше сын художника упал, поранив голову, и вскоре после этого умер. Филипп тогда обратился с просьбой к брату, чтобы тот прислал к нему одного из своих сыновей на воспитание. Жан-Баптист окажется благодарным воспитанником и одним из самых верных учеников своего дяди.
В 1643 году художник налаживает тесные контакты с янсенистами и их оплотом - монастырём Пор-Рояль. Филиппу де Шампеню 41 год. Он - состоявшийся профессионал, богатый и уважаемый человек, однако счастливым себя не ощущает, поскольку тяжело переживает утрату близких людей. Жена умерла в 1638 году, через 10 лет после свадьбы. Затем несчастный случай унёс горячо любимого сына. Страдания укрепили глубокую веру художника. Монахини из Пор-Рояля поддерживают его духовно. В 1648 году художник отдаёт своих дочерей на воспитание янсенистам. Младшая дочь умирает 20 сентября 1655 года, а старшая, Катрин, даёт монашеский обет 14 ноября 1657 и получает имя сестры Катрин от святой Сюзанны. Филипп де Шампень был человеком мягким и чувствительным, ему нелегко было смириться со смертью дочери. С монастырём, в который ушла дочь, он до конца жизни будет поддерживать тесный контакт. Шампень помогает монахиням финансово и выполняет их заказы. Позднее, когда король начнёт борьбу с янсенистами, художник не колеблясь станет на сторону Пор-Рояля.
Шампень - один из основателей Королевской Академии живописи и скульптуры. 6 марта 1653 года он становится её профессором, а позже - ректором. В силу этих должностных обязанностей он составляет множество лекций, например, посвящённых анализу картин Пуссена и Тициана. Однако после смерти Мазарини (1661) художник резко утрачивает влияние при дворе; молодому королю Людовику XIV не нравится аскетическая живопись Шампеня, он предпочитает лёгкий стиль Шарля Лебрена (1619-1690). Шампень, правда, сохраняет звание королевского художника, но он больше не имеет ни заказов, ни денег, ни влияний. Художник не переживает немилость, ведь теперь у него появляется больше времени, чтобы работать на церковь.
В 1660 году Шампеня ожидает очередной удар : его единственная дочь, Катрин, тяжело заболевает и утрачивает способность ходить. Однако благодаря молитвенному обету монашек монастыря во главе с матерью-настоятельницей Агнес Арно девушка встала на ноги. В Пор-Рояле говорят от чуде. В эти трудные годы опорой художника является племянник и воспитанник - Жан-Баптист, который женится позже на крестнице дяди - племяннице давно умершей Шарлотты.
Пока художнику позволяет здоровье, он продолжает службу в Академии. В 1672 году, "судя по недомоганиям, которые ощущал каждый день, он предчувствовал, что приближается конец его жизни", - пишет свидетель тех событий Фелибьен. Художник составляет завещание и вскоре уходит из жизни.
Филипп де Шампень умер 12 сентября 1674 года.

26 работ

Шампень, Автопортрет (380*468)
Шампень, Кардинал Ришелье (380*536)
Филипп де Шампень, Автопортрет Кардинал Ришелье, ок.1639
  222*155 см.
Музей изящных искусств,
Гренобль, Франция
Лувр,
Париж, Франция
416*512 px 760*1000 px
Шампень, Парадный портрет Людовика XIII (380*657)
Шампень, В доме Симона (380*274)
Парадный портрет Людовика XIII, 1622-1639 В доме Симона, 1656
  292*399 см.
Королевская коллекция,
Лондон, Великобритания
Музей изящных искусств,
Нант, Франция
578*1000 px 1000*721 px
Шампень, Жан Дювержье де Оран (380*458)
Шампень, Ecce Homo (380*536)
Жан Дювержье де Оран, прозванный Святым Цираном, 1646-1648 Ecce Homo, ок.1655
130*105 см. 186*126 см.
Национальный музей Шато,
Версаль, Франция
Национальный музей
де Гранж де Пор-Рояль,
Маньи-лез-Амо, Франция
830*1000 px 675*1000 px
"Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат : се человек!" (Евангелие от Иоанна, 19:5)
Шампень, Омер II Талон (380*541)
Шампень, Поклонение волхвов (380*586)
Омер II Талон, 1649 Поклонение волхвов, ок.1628
225*162 см. 190*122 см.
Национальная художественная галерея, Вашингтон, США Музей Тессе,
Ле Ман, Франция
703*1000 px 649*1000 px
Шампень, Распятие (380*583)
Шампень, Шарль Куафье (380*479)
Распятие, 1649 Шарль Куафье, 1650
228*153 см. 91*72 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
652*1000 px 793*1000 px
Шампень, Обет (380*274)
Шампень, Мёртвый Христос (380*128)
Обет, 1662 Мёртвый Христос, 1654
165*229 см. 68*197 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*722 px 1000*337 px
Шампень, Анна Австрийская с детьми (380*315)
Шампень, Святой пастух (380*837)
Анна Австрийская с детьми, молящаяся вместе со Святым Бенедиктом и его сестрой Святой Схоластикой, 1640-ые Святой Пастух
138*106 см.; холст, масло  
Версаль, Франция  
1000*830 px 454*1000 px
Шампень, Благовещение (380*372)
Шампень, Портрет Жана-Батиста Кольбера (380*482)
Благовещение, 1644 Портрет Жана-Батиста Кольбера, 1655
  холст, масло
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
1000*978 px 788*1000 px
Шампень, Тройной портрет кардинала Ришелье (380*292)
Шампень, Натюрморт с черепом (380*281)
Тройной портрет кардинала Ришелье, ок.1642 Натюрморт с черепом
58*72 см. 37*28 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей Тессе,
Ле Ман, Франция
1000*769 px 1000*740 px
Шампень, Святые Гервасий и Протасий являются Святому Амбросию (380*200)
Шампень, Поклонение пастухов (380*644)
Святые Гервасий и Протасий являются Святому Амбросию,
1657-1660
Поклонение пастухов, 1629
360*678 см.  
Лувр,
Париж, Франция
Музей изящных искусств,
Лион, Франция
1000*526 px 590*1000 px
2 будущих святых - братья Гервасий и Протасий - отказались принести жертву Юпитеру и по приказу Нерона поверглись бичеванию, после чего были высечены розгами. 2 века спустя святые братья являются епископу Милана святому Амбросию, который в 356 году приказывает вскрыть гроб. Не тронутые тленом тела будут торжественно перенесены в церковь; во время процессии слепой чудесным образом обретёт зрение.
Шампень (380*279)
Шампень, Тайная вечеря (380*259)
1646-1650 Тайная вечеря, 1652
холст, масло 158*233 см.
Музей изящных искусств,
Ренн, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*735 px 1000*681 px
Шампень, Совет парижских купцов и лавочников (380*278)
Шампень, Робер Арно д'Андильи (380*462)
Совет парижских купцов и лавочников, 1648 Робер Арно д'Андильи, 1667
200*271 см. 78*64 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*732 px 822*1000 px
Шампень, Людовик XIII, воспеваемый Победой (380*500)
Шампень, Матушка Арно (380*531)
Людовик XIII, воспеваемый Победой (Осада Ла-Рошели), 1628 Матушка Арно, 1654
175*228 см.; холст, масло 130*98 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
760*1000 px 716*1000 px
"Я не могу простить сестре суетного желания иметь мой портрет. Возможно ли, чтобы сестра абсолютно не видела суетности этого желания и греха, который я бы совершила, согласившись?" (Матушка Арно одной из своих монахинь)

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru