Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 40  
Альбрехт Альтдорфер

1480(?)
(Амберг, Германия) -
15 февраля 1538
(Регенсбург, Германия)

Альбрехт Альтдорфер - владелец процветающей мастерской в Регенсбурге, богатый мещанин. Он не отказывается от общественных должностей, к которым обязывает его положение. В то же время он выполняет заказы высокопоставленных лиц империи. Он разносторонне образованный художник : рисует на бумаге, пишет на холсте, выполняет гравюры, аквафорты и фрески и даже может разработать архитектурный проект.
Сведения о биографии Альтдорфера очень немногочисленны. Известно, что отец художника Ульрих Альтдорфер был миниатюристом и занимался иллюстрацией рукописей. С 1478 года он жил в Регенсбурге, но нужда заставила его покинуть город. Вместе с женой он переселяется в Амберг. Там в начале 80-ых годов у них родился Альбрехт, а вскоре и 2-ой сын - Эрхард. Братья росли и воспитывались в родном Амберге. Они обучались профессии в мастерской отца, затем Альбрехт продолжил совершенствоваться в мастерской миниатюриста Фуртмайера в Регенсбурге. Искусство украшения и иллюстрирования книги окажет влияние на всё творчество Альбрехта Альтдорфера.
Кроме миниатюры Альтдорфер быстро овладевает гравюрой по дереву и масляной живописью. Около 1500 года он выполняет 15 гравюр малого формата по заказу аббатства в Мондсее. В архивах найден документ, датированный 1505 годом, в котором упоминается о том, что "художник из Амберга" получил право на пребывании в Регенсбурге в Баварии. Этот красивый, раскинувшийся на берегу Дуная город был в то время столицей епархии. Альбрехт Альтдорфер, вероятно, очень любил Регенсбург, так как провёл в нём всю жизнь и всегда возвращался туда после путешествий.
В 1508 году художник получает статус полноправного гражданина Регенсбурга и открывает мастерскую, в которой будет написано много выдающихся произведений. Его младший брат Эрхард также выбрал профессию художника. После окончания обучения Эрхард работает у герцога Генриха фон Фридфертига и до самой его смерти в 1561 году будет придворным художником и архитектором при дворе герцогов Мекленбургских в Шверине.

Бюст Альбрехта Альтдорфера в мюнхенском Зале Славы.

1511 год - начало нового этапа в жизни Альбрехта Альтдорфера. Художник женится, после чего отправляется в многолетнее путешествие по Австрии. Во время путешествия появляются сери рисунков, изображающих великолепную природу берегов Дуная. Всё указывает на то, что целью путешествия был расположенный неподалёку от Линца монастырь Санкт-Флориан. Там художник расписывает алтарь, ставший одним из самых выдающихся художественных достижений мастера. Возвращается Альтдорфер в Регенсбург маститым художником. Громкая слава облегчаем ему поиск выгодных заказов в городе. В 1519 году Альтдорфер становится членом Городского совета и наверняка участвует в событиях, связанных с изгнанием из города евреев и разрушением 2 синагог. На месте одного из иудейских храмов городские власти планируют построить церковь для паломников. Художник является соавтором архитектурного проекта.

Несмотря на большую занятость общественными делами, Альтдорфер не расстаётся со своей профессией. Он мастерски владеет искусством гравюры, но всё время ищет более совершенную технику, допускающую большую свободу рисунка. Поэтому художник обращается к аквафорту, и молва о его умениях доходит до императора.
Максимилиан I лично поручает Альтдорферу выполнить иллюстрации к своему молитвеннику в сотрудничестве с лучшими художниками Германии. Альтдорфер украшает 25 страниц книг. Авторами иллюстраций остальных 132 страниц были Альбрехт Дюрер (1471-1528), Ганс Балдунг Грин (1474-1545), Ганс Бургкмайер (1473-1531), Лукас Кранах (1472-1553) и Йорг Брей Старший (1475-1537).
Около 1517 года Максимилиан I заказывает Альтдорферу серию гравюр, изображающих императорскую свиту из нескольких сотен солдат пехоты, конного отряда знаменосцев и слуг. Художнику поручают выполнить рисунки на основе уже имеющихся эскизов, подготовленных придворным художником Йоргом Кольдером. Альтдорфер пользуется помощью коллег. По традиции, он поручает резать доски специально обученным ремесленникам, которые работают у него в мастерской. Серия не была окончена из-за смерти императора.
При дворе господствует атмосфера изысканности и галантности. Альтдорфер знакомится там с выдающимися художниками и гуманистами из разных стран Европы. Сам Максимилиан I - яркий и полный неожиданных идей человек. Он увлекается искусством и иногда просит у Альтдорфера совета в этой области.
Альбрехт Альтдорфер и Вольф Хубер – самые выдающиеся представители дунайской школы. Этим термином обозначают деятельность художников, работавших на протяжении 1-ых 3 десятилетий XVI века на территории, расположенной вдоль берегов Дуная, от Вены до Регенсбурга. Из всех художников, причисляемых к дунайской школе, только Альтдорфер и Хубер стали действительно знамениты, и то благодаря популярности гравюр и эстампов, на которых сохранились их монограммы. Многие художники берутся за те же сюжеты, работают в подобном духе и стиле. Даже если у них меньше таланта, чем у Альтдорфера и Хубера, схожесть тематики, техники и используемых приёмов позволяют говорить о дунайской школе как о целостном направлении в искусстве. У этих художников - как и у Альтдорфера - специфичный взгляд на природу, где человек является не повелителем, а лишь составляющим элементом. В их произведениях можно увидеть фантастические гористые склоны, поросшие гигантскими деревьями. Люди, лишённые индивидуальных черт, с малоразличимыми лицами и удлинёнными силуэтами, погружены в окружающий пейзаж, а фигуры их зачастую не прорисовываются за просторными одеяниями. В этих изображениях пейзаж и наряд служат для выражения человеческих эмоций и даже заменяют жесты или движения. Вся картина и каждый её элемент (ствол дерева, человек, скала) имеют равнозначную художественную ценность. Ни Альтдорфер, ни Хубер не оставили потомкам ни одного подготовительного эскиза деревьев, скал, растений или облаков. Их рисунки и гравюры - законченные композиции, предназначенные для продажи, небольших размеров эстампы - настоящие шедевры. Их характеризует лёгкость и свобода линий, а также необычайная красота и утончённость. Ведь в творчестве художников дунайской школы основную роль играет рисунок.

 

Вольф Хубер"Альпийский пейзаж"
(1532, Кабинет гравюр, Берлин, Германия)

Однако нужно помнить, что сходные тематические предпочтения и черты стиля, типичные для дунайской школы, встречаются также и у других художников, в других регионах Европы. "Дунайский" стиль - это явление, выходящее за границы Священной Римской империи. Ведь речь идёт не только о художниках Австрии и Баварии, которые следуют одной традиции и были обучены одними и теми же методами. Это значительно более широкое художественное явление, которое стало результатом конфронтации культурных традиций, характерных для немецкой готики с художественными новшествами, привнесёнными итальянским возрождением.
Художник - владелец 2 домов в Регенсбурге. В 1525 году он входит в состав 9 членов Городского совета, которые наделены правом выбирать бургомистра и городское правление. Через год его выбирают членом правления и городским архитектором. Башня на торговой площади, скотобойни и винный склад в Регенсбурге были построены по его проектам. В 1528 году Альтдорфера выбирают бургомистром, но через несколько месяцев он отказывается от почётной должности ради возможности закончить заказанное герцогом Вильгельмом IV полотно "Битва Александра". В то же время художник работает над концепцией укрепления городской фортификации - Регенсбург опасается набегов турок.
В 1533 году, несмотря на связи с католической церковью, совет приглашает в город протестантских проповедников. Это решение влечёт за собой серьёзные политические и экономические последствия. Оно вызывает гнев императора Священной Римской империи Карла V, ярого сторонника католического направления в христианской религии.
Альтдорфер не скрывает своих связей с монастырём августинцев, где находится могила его жены, умершей в 1534 году. А в 1535 ре едет с официальной миссией в Вену. Как уполномоченный от города он должен вести переговоры при посредничестве Фердинанда I Габсбурга (брата Карта V) за возвращение императорской благосклонности городу Регенсбургу. То, что художнику была поручена трудная дипломатическая миссия, лучше всего свидетельствует об уважении, которым он пользуется в городе. В это же время Альтдорфер получает заказ на выполнение фресок в епископском дворце.
Альбрехт Альтдорфер умер в Регенсбурге 15 февраля 1538 года. Его похоронили в монастыре августинцев рядом с женой. Надгробная надпись называет его архитектором. Но Альтдорфер был также великим живописцем, графиком, гравёром и коллекционером. В посмертной описи имущества художника обозначены коллекция римских монет, а также картина кисти Альбрехта Дюрера.

40 работ

Альтдорфер, Автопортрет (380*443)
Альтдорфер, Мученичество Святой Екатерины Александрийской (380*614)
Автопортрет, ок.1530 Мученичество Святой Екатерины Александрийской,
ок.1505-1510
  56*36 см.; дерево, масло
Портретная галерея,
Регенсбург, Германия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
444*518 px 619*1000 px
Альтдорфер, Святой Георгий в лесу (380*488)
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Христос в Гефсиманском саду (380*543)
Святой Георгий в лесу, 1510 Алтарь Санкт-Флориан : Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше), 1511-1513
28*22 см.;пергамент на дереве, масло 128*95 см.
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
779*1000 px 700*1000 px
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Взятие под стражу (380*522)
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Взятие под стражу (фрагмент) (380*380)
Алтарь Санкт-Флориан : Взятие под стражу,
1511-1513
Алтарь Санкт-Флориан : Взятие под стражу (фрагмент), 1511-1513
128*95 см. 128*95 см.
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
728*1000 px 1000*1000 px
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Христос перед Каифой (380*517)
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Побиение Христа (380*518)
Алтарь Санкт-Флориан : Христос перед Каифой,
1511-1513
Алтарь Санкт-Флориан : Побиение Христа, 1518
128*95 см. дерево, масло
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
735*1000 px 733*1000 px
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Несение креста (380*458)
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Распятие (380*461)
Алтарь Санкт-Флориан : Несение креста, 1511-1513 Алтарь Санкт-Флориан : Распятие, 1511-1513
128*95 см.; дерево, масло 128*95 см.; дерево, масло
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
830*1000 px 825*1000 px
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Распятие (фрагмент) (380*473)
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Пилат умывает руки (380*460)
Алтарь Санкт-Флориан : Распятие (фрагмент),
1511-1513
Алтарь Санкт-Флориан : Пилат умывает руки,
1511-1513
128*95 см.; дерево, масло 128*95 см.; дерево, масло
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
803*1000 px 826*1000 px
Альтдорфер, Алтарь Санкт-Флориан : Мученичество Святого Себастьяна (380*524)
Альтдорфер, Положение во гроб (380*750)
Алтарь Санкт-Флориан : Мученичество Святого Себастьяна, ок.1515 Положение во гроб, 1518
128*94 см.; дерево, масло 70,5*37,3 см.; дерево, масло
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
725*1000 px 507*1000 px
Альтдорфер, Воскресение (380*766)
Альтдорфер, Вылавливание тела Святого Флориана (380*465)
Воскресение, 1518 Вылавливание тела Святого Флориана, 1518
71*37,8 см.; дерево, масло 81,5*65,3 см.; дерево, масло
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Национальный музей Германии,
Нюрнберг, Германия
496*1000 px 818*1000 px
Альтдорфер, Мученичество Святого Флориана (380*443)
Альтдорфер, Пейзаж с мостиком (380*458)
Мученичество Святого Флориана, 1518 Пейзаж с мостиком, ок.1518
76,4*67,3 см.; дерево, масло 42,1*35,1 см.; пергамент на доске, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
515*600 px 830*1000 px
Альтдорфер, Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (380*465)
Альтдорфер, Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент) (380*489)
Сусанна в купальне (Сусанна и старцы), 1526 Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент), 1526
74,8*61,2 см. 74,8*61,2 см.
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
818*1000 px 777*1000 px
Альтдорфер, Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент) (380*274)
Альтдорфер, Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент) (380*448)
Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент), 1526 Сусанна в купальне (Сусанна и старцы) (фрагмент), 1526
74,8*61,2 см. 74,8*61,2 см.
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
1000*720 px 848*1000 px
Альтдорфер, Битва Александра Македонского с Дарием (380*490)
Альтдорфер, Битва короля Карла под Регенсбургом (380*349)
Битва Александра Македонского с Дарием, 1529 Битва короля Карла под Регенсбургом, 1518
158,4*120,3 см. 110,5*122 см.
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
Национальный музей Германии,
Нюрнберг, Германия
775*1000 px 1000*919 px
"Александр Великий побеждает Дария после разгрома армии в 100 тысяч пеших солдат и 10 тысяч конных и взятия в плен матери, жены и детей Дария, которые убегали с 10 тысячами разбежавшихся врассыпную наездников" (на "дощечке" верху).
Альтдорфер, Интерьер синагоги в Регенсбурге (380*552)
Альтдорфер, Святой Иероним (380*437)
Интерьер синагоги в Регенсбурге, 1519 Святой Иероним, 1507
16,4*11,7 см.; гравюра 23,5*20,4 см.; холст, масло
Купферстихкабинет,
Берлин, Германия
Государственный музей,
Берлин, Германия
689*1000 px 869*1000 px
Альтдорфер, Святой Франциск (380*430)
Альтдорфер, Лот с дочерьми (380*213)
Святой Франциск, 1507 Лот с дочерьми, 1537
  107,5*189 см.; дерево, масло
Государственный музей,
Берлин, Германия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
883*1000 px 1000*561 px
"Лот с дочерьми", вероятно, одно из последних произведений Альтдорфера. Художник обращается к библейской теме и соединяет в одной картине 2 эпизода из истории Лота. Вдали справа - красное зарево, дождь серы и огня и затянутый дымом горизонт. Это Бог уничтожает греховные города - Содом и Гоморру, в которых, кроме Лота, он не нашёл ни одного праведника. А вот сцена на переднем плане, согласно Библии, происходит значительно позднее : после того как непокорная жена Лота была превращена в соляной столб, Лот с дочерьми уединяется в горах. Тогда старшая дочь предложила младшей : "... напоим отца нашего вином и ляжем с ним, и так будем иметь потомство от отца нашего" (Бытие, 19:32).
Альтдорфер (380*535)
Альтдорфер (фрагмент) (380*380)
1530-1535 (фрагмент), 1530-1535
78*108,5 см.; дерево, масло 78*108,5 см.; дерево, масло
Франкфурт-на-Майне,
Германия
Франкфурт-на-Майне,
Германия
710*1000 px 1000*1000 px
Альтдорфер, Пейзаж с замком Вёрт (380*536)
Альтдорфер (380*467)
Пейзаж с замком Вёрт, 1510-ые 1526
30*22 см. 41*30 см.; холст, масло
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
Национальный музей Германии,
Нюрнберг, Германия
709*1000 px 814*1000 px
Альтдорфер (380*380)
Альтдорфер (380*503)
(фрагмент), 1526 1526
41*30 см.; холст, масло 20,8*28,7 см.; дерево, масло
Национальный музей Германии,
Нюрнберг, Германия
Государственный музей,
Берлин, Германия
1000*1000 px 755*1000 px
Альтдорфер, Христос, Мария и Иоанн (380*329)
Альтдорфер, Рождение Марии (380*447)
Христос, Мария и Иоанн, 1515-1516 Рождение Марии, 1525
102*116,5 см.; холст, масло  
Государственный музей старых мастеров, Кассель, Германия Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия
1000*865 px 850*1000 px
Альтдорфер, Святой Себастьян (фрагмент) (380*225)
Альтдорфер, Святой Себастьян (380*458)
Святой Себастьян (фрагмент),
1509-1516
Святой Себастьян,
1509-1516
дерево, масло дерево, масло
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
Монастырь августинцев,
Санкт-Флориан, Австрия
1000*591 px 830*1000 px
Альтдорфер, Христос покидает Отчий дом (380*488)
Альтдорфер, Отречение Святого Флориана (380*463)
Христос покидает Отчий дом Отречение Святого Флориана, 1518
111*141 см.; дерево, масло 81,4*67 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
778*1000 px 821*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru