|
|
|
|
Автопортрет в шубе, 1500 |
Автопортрет, 1493 |
67*49 см.; дерево, масло |
56*44 см.; пергамент на холсте |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
Лувр,
Париж, Франция |
730*1000
px |
755*1000
px |
"Природа наделила его прекрасным
телом и утончёнными чертами : у него было выразительное лицо,
блестящие большие, чуть навыкате, глаза, широкая грудь, прямая,
горделивая осанка, рельефные мышцы ног и изящные кисти с тонкими
пальцами, выдающими в нём нервическую, тонко чувствующую натуру"
(Иоахим Камерариус) |
|
|
Автопортрет с пейзажем, 1498 |
Портрет молодого человека, 1521 |
52*41 см.; дерево, масло |
45,5*31,5 см.; дерево, масло |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Картинная галерея,
Дрезден, Германия |
733*1000
px |
671*1000
px |
|
|
Портрет Освальда Кроля, 1499 |
Поклонение Святой Троице, 1511 |
49,5*39 см.; дерево, масло |
135*123 см.; дерево |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
Музей истории искусств,
Вена, Австрия |
778*1000
px |
885*1000
px |
|
|
Адам, 1507 |
Ева, 1507 |
209*81 см.; дерево, масло |
209*83 см.; дерево, масло |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
380*1022
px |
380*1011
px |
|
|
Четыре апостола :
Иоанн и Пётр, 1526 |
Четыре апостола :
Марк и Павел, 1526 |
215,5*76 см.; дерево, масло |
214,5*76 см.; дерево, масло |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
380*1128
px |
380*1141
px |
Очень интересное толкование "Четырёх
апостолов" дал академик В.И.Вернадский (1863-1945), который
увидел эту картину в Мюнхене и с тех пор, по его собственному
выражению, "навсегда оказался в плену у Дюрера".
Любое учение появляется на свет как усилие души и ума бескорыстного
искателя истины. Таков апостол Иоанн (держит раскрытую книгу).
Рядом стоит апостол Пётр (держит ключ от Царства Небесного).
"Этот 2-ой в конкретных словах разъяснит то, что говорил
1-ый, то, к чему устремлялись его мысль и душа. 2-ой не поймёт
1-го, исказит его учение, но именно поэтому его поймут массы.
Это типичный специалист". Марк и Павел - 2 совсем других
лица. "Один гневно смотрит кругом - другой готов биться
за правду". Это уже не мыслитель, а деятель : он переносит
учение в социальную сферу и пытается извлечь из истины максимальную
пользу. "Деятель использует не идеи, а людей в целях распространения
учения. Это типичный политик. Рядом фанатичное зверское лицо
4-го апостола. Он не рассуждает, он горячо, резко, беспощадно
идёт за эту идею. Этот 4-ый является уже совсем низменным выразителем
толпы и её средств. Но он самый понятный и, конечно, самый сильный.
Это мелкий деятель. Это не организатор, а исполнитель. А может
быть, даже палач! И едва лишь может быть узнана мысль 1-го в
оболочке 4-го".
Таков, по мнению одного мыслителя - в прочтении другого, страшный
путь идеи, "овладевающей массами". |
|
|
Использование перспектографа (иллюстрация к
"Руководству к измерению циркулем и линейкой") |
Меланхолия, 1514 |
7,5*2,1 см.; ксилография |
24*17 см.; гравюра на меди |
|
|
1000*341
px |
775*1000
px |
Гуманисты Возрождения видели в
людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала,
"божественной одержимости" гения. Выделялись 3 типа
меланхолии. Первый - люди с богатым воображением : художники,
поэты, ремесленники. Второй - люди, у которых рассудок преобладает
над чувством : учёные, государственные деятели. Третий - люди,
у которых преобладает интуиция : богословы и философы. Дюрер,
считал себя меланхоликом "первого типа". |
|
|
Святой Иероним в келье, 1514 |
Рыцарь, Смерть и Дьявол, 1513 |
24,7*18,8 см.; гравюра на меди |
24,6*19 см.; гравюра на меди |
|
|
770*1000
px |
759*1000
px |
|
|
Праздник чёток (Поклонение Деве Марии или Праздник
розовых гирлянд), 1506 |
Портрет матери художника |
162*194,5 см.; дерево |
42*30 см.; бумага, уголь |
Национальная галерея,
Прага, Чехия |
Кабинет эстампа,
Государственный музей,
Берлин, Германия |
1000*839
px |
705*1000
px |
"Праздником чёток" не
только сам Дюрер, но и вся немецкая живопись триумфально вошли
в эпоху Ренессанса" (Пьер Вэйс, 1968) |
|
|
Оплакивание Христа, ок.1500 |
Большой кусок дёрна, 1503 |
151*121 см.; дерево, масло |
41*32,5 см.; акварель, гуашь |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
Галерея Альбертина,
Вена, Австрия |
799*1000
px |
776*1000
px |
|
|
Адам и Ева, 1504 |
Поклонение волхвов, 1504 |
25*19 см.; гравюра на меди |
99*113,5 см.; дерево, масло |
Кабинет эстампа,
Государственный музей,
Берлин, Германия |
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия |
769*1000
px |
1000*881
px |
|
|
Портрет женщины на фоне моря, 1506-1507 |
Алтарь Паумгартнеров : Святой Георгий, Рождество,
Святой Евстахий,
1502-1504 |
28,5*21,5 см.; дерево |
157*61 см.; дерево, масло |
Государственный музей,
Берлин, Германия |
Старая пинакотека,
Мюнхен, Германия |
784*1000
px |
1000*636
px |
Однажды во время охоты Евстахий
- тогда его звали Плацидом - увидел перед собой белого оленя,
между рогами которого сиял белый свет, образующий крест. Иисус,
распятый на этом кресте, произнёс : "Плацид, Я - Христос,
хотя ты и не знал Меня раньше, ты служил Мне всё это время.
Неужели ты не веришь?" И Плацид ответил : "Я верю,
Господи". Вскоре после этого Плацид, его жена и двое сыновей
крестились, и Плациду было наречено имя Евстахий. |
|
|
Автопортрет, ок.1500-1502 |
Портрет императора Максимилиана I, 1518 |
29,1*15,3 см.; рисунок пером и кистью |
73*61,5 см.; дерево |
Художественное собрание замка-музея, Веймар,
Германия |
Музей истории искусств,
Вена, Австрия |
525*1000
px |
816*1000
px |
|
|
Портрет Агнес Фрай, 1495 |
Мадонна с чижом, 1506 |
рисунок пером на бумаге |
91*76 см. |
Галерея Альбертина,
Вена, Австрия |
Государственный музей,
Берлин, Германия |
624*1000
px |
830*1000
px |
|
|
Портрет Якоба Мюффеля, 1526 |
Алтарь Иова (правое крыло) : Два музыканта
(фрагмент), 1503-1504 |
48*36 см.; дерево, масло |
93*51 см. |
Государственный музей,
Берлин, Германия |
Музей Вальраф-Рихартц,
Кёльн, Германия |
724*1000
px |
540*1000
px |
|
|
Христос и фарисеи |
Мадонна с младенцем, 1496-1498 |
65*80 см.; дерево |
53*41 см.; темпера, дерево, масло |
Собрание Тиссена,
Лугано, Швейцария |
Национальная галерея,
Вашингтон, США |
1000*819
px |
799*1000
px |
|
|
Озеро в лесу, 1495-1497 |
Эразм Роттердамский, 1526 |
26,2*37,4 см.; акварель, гуашь |
25*19,5 см.; гравюра на меди |
Британский музей,
Лондон, Великобритания |
|
1000*688
px |
784*1000
px |
|
|
Четыре всадника Апокалипсиса,
ок.1497-1498 |
Портрет отца художника, 1497 |
22,5*18,5 см.; рисунок |
51*40 см.; дерево, масло |
Музей искусств,
Будапешт, Венгрия |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
708*1000
px |
753*1000
px |
|
|
Большие Страсти : Сошествие в Ад, 1511 |
Вид Арко, 1495 |
28*38 см.; гравюра |
22*22 см.; акварель, гуашь, перо |
Частная коллекция |
Лувр,
Париж, Франция |
707*1000
px |
1000*999
px |
|
|
Портрет Иеронима Хольцшуэра, 1526 |
Портрет отца художника, 1490 |
51*37 см. |
123*89 см.; холст, масло |
Государственный музей,
Берлин, Германия |
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия |
726*1000
px |
798*1000
px |
|
|
Портрет Михаеля Вольгемута, 1516 |
Мученичество Христиан, 1508 |
29*27 см.; холст, темпера, масло |
99*87 см. |
Национальный музей,
Нюрнберг, Германия |
Музей истории искусств,
Вена, Австрия |
952*1000
px |
810*1000
px |
|
|
Портрет Себастьяна Бранта, 1510 |
Портрет молодого человека, 1507 |
|
35*29 см.; холст, масло |
|
Музей истории искусств,
Вена, Австрия |
523*459
px |
806*1000
px |
|
|
Портрет Лукаса Кранаха Старшего, 1524 |
Портрет Барбары Дюрер, матери художника,
1490-1493 |
|
38*47 см. |
|
Национальный музей Германии,
Нюрнберг, Германия |
500*753
px |
761*1000
px |
|