Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 50  
Рембрандт

15 июля 1606
(Лейден, Голландия) -

4 октября 1669
(Амстердам, Голландия)

Когда сын мельника в возрасте 18 лет открывает собственную художественную мастерскую, все предрекают ему блестящую карьеру, счастливую жизнь и обеспеченную старость. Однако он не умел кривить душой и был слишком честным, непримиримым к фальши и посредственности - может быть, поэтому и умер в нищете.
Рембрандт родился в Лейдене 15 июля 1606 года и стал 8 ребёнком мельника Харменса Герритца ван Рейна и его жены Корнелии Виллемсдохтер ван Зейтброук. К сожалению, о первых годах художника ничего не известно, но, будучи уже взрослым человеком и признанным мастером, он часто и с удовольствием вспоминал о времени, проведённом в родительском доме.
Решение Рембрандта стать художником, а, точнее, решение его родителей направить его именно по этой стезе, можно объяснить лишь тем обстоятельством, что младший сын оказался гораздо более способным и восприимчивым к наукам, чем остальные их дети. Известно, что один брат Рембрандта был сапожником, а затем, унаследовав отцовское предприятие, "переквалифицировался" в мельника, другой же стал пекарем...

Памятник Рембрандту в Амстердаме

С будущим художником родители повели себя весьма благоразумно, решив отдать его на учёбу в лейденскую Латинскую школу, где особое внимание уделялось изучению религии, истории и литературы. Ученики свободно цитировали Цицерона, Вергилия, Овидия и Горация и общались между собой только на латыни - может быть, именно в память о периоде учебы в школе Рембрандт подписывал свои первые работы монограммой RHL - от латинской формы его имени : Rembrantus Harmensis Leidensis (Рембрандт, сын Харменса лейденского). Будущий художник учился в Латинской школе с 7 до 14 лет и вышел из её стен с солидным багажом знаний, очень пригодившимся ему позже в работе над картинами на исторические и мифологические темы. Целью обучения в Латинской школе было подготовить молодых людей к поступлению в Лейденский университет, который считался в те времена одним из лучших в Европе. Рембрандт был принят в это учебное заведение, но проучился там всего только несколько месяцев : его не интересовало формальное обучение, все его устремления уже тогда были направлены только на живопись. Родители решили не тратить попусту денег, забрали сына из университета и отправили на обучение к художнику, имя которого нигде не упоминается. Вторым учителем Рембрандта стал, как отмечают его биографы, "неизвестный и не очень талантливый лейденский художник по имени Якоб ван Сваненбурх, который был специалистом по изображению архитектуры и видов ада". Он учил Рембрандта основам рисования, гравюры и живописи, но не оказал на него сильно влияния : исследователи шутят, что позже Рембрандт обращался почти ко всем темам, к которым только может обратиться художник, кроме архитектуры и ада.

В возрасте 17 или 18 лет Рембрандт решает, что он получил от ван Сваненбурха всё, что тот мог ему дать, и просит у отца разрешения отправиться в Амстердам, в мастерскую одного из самых выдающихся голландских художников того времени - Питера Ластмана (1583-1633). Отец соглашается, и следующие полгода Рембрандт проводит в Амстердаме.
Ластман, так же, как и ван Сваненбурх, учился в своё время в Италии, где на него произвели большое впечатление работы Караваджо (1573-1610), отличительными чертами искусства которого были смелый натурализм, мощь и, особенно, атмосфера мистической глубины, передаваемая игрой света и тени. Рембрандт, обучаясь у Ластмана, вполне может считаться косвенным учеником Караваджо, поскольку за эти 6 месяцев 1624 года, которые оказались решающими для его профессионального становления, начинающий живописец успел постичь не только тематику и стилистику своего непосредственного учителя, но и технику великого итальянца.
Вернувшись из Амстердама в Лейдена, Рембрандт открывает в отцовском доме собственную мастерскую. Не имея пока заказов, он с удовольствием запечатлевает отца, мать, братьев и сестру в образах исторических и библейских персонажей. Эти работы охотно раскупаются сначала знакомыми молодого художника, а затем и знакомыми знакомых. Слава о нём стремительно распространяется по всему городу. У Рембрандта появляются первые солидные заказы. Известно, что в Лейдене Рембрандт много работал с Яном Ливенсом (1607-1674), великолепным художником, который был на полтора года младше его и тоже учился в Амстердаме у Питера Ластмана.
Исследователи отмечают, что в середине 1620-х годов стили обоих художников были удивительно схожи : сегодня только специалист может отличить "раннего Ливенса" от "раннего Рембрандта". Ливенс, скорее всего, поступил на работу в мастерскую Рембрандта и "привёл" туда своих постоянных клиентов, среди которых был и известный гуманист Константин Хейгенс, личный секретарь герцога Оранского. Хейгенс восхищается талантом обоих живописцев, но Рембрандта ценит особенно высоко. "Я утверждаю, что никакому Протогену, никакому Апеллесу или Паррасию никогда не удавалось и удалось бы, вернись он на землю, сотворить то, что какой-то голландский мальчишка, мельник, у которого и борода-то ещё не растёт, смог выразить в человеческом лице", - именно так, по словам биографа Карела ван Мандера, отзывался о Рембрандте высокопоставленный чиновник. Кто знает, может быть, именно этот человек, умело сыграв на струнах профессиональных амбиций молодого художника, настоял на его переезде в Амстердам? А может, это смерть отца художника в 1630 году вынудила его покинуть родной город? Так или иначе, но с 1631 года Рембрандт навсегда поселяется в Амстердаме.
По приезде в Амстердам Рембрандт знакомится с купцом Хендриком ван Эйленбурхом и становится его компаньоном. Молодые люди открывают мастерскую живописи и реставрации, а при ней - лавку по продаже и приёмке на комиссию произведений искусства. Рембрандт много и плодотворно работает в жанре портрета - и в стенах его мастерской, и в собственном доме, купленные на завещанные отцом деньги. Молодой мастер решителен и амбициозен. Это проявляется не только в высоких расценках (за изображение только одного лица он брал 50 флоринов, а цена портрета в полный рост доходила до 600!), но и в изменившейся манере подписывать картины. Вместо прежнего "RHL" он стал писать просто "Rembrandt" - подобно великим итальянцам Тициану, Рафаэлю или Микеланджело, которых весь мир знал только по имени...
В 1632 году Рембрандт получает заказ, изменивший всю его дальнейшую жизнь - групповой портрет для гильдии амстердамских врачей. На следующий же день после официальной церемонии открытия этой картины Рембрандта буквально засыпали поздравительными письмами, приглашениями и заказами. Известно, что в период с 1631 по 1640 годы мастер исполнил, в общей сложности, около 60 одних только портретов!...

Дом Рембрандта в Амстердаме, ныне музей художника

Рембрандт ведёт активную светскую жизнь. Он принимает в своём доме самых знатных людей Амстердама, охотно наносит визиты и сам. Во время одного из таких посещений модному художнику представляют Саскию ван Эйленбурх. Дочь бургомистра города Лейвардена и двоюродная сестра компаньона Рембрандта, она рано осталась сиротой, и за ней было очень солидное приданое в 40 тысяч флоринов. В июне 1633 года Рембрандт и Саския обручаются, а ещё через год сочетаются законным браком. Это вводит Рембрандта в высшие круги амстердамского бюргерства, и теперь его уже никто не называет "сыном мельника"...

Художник находится на вершине славы. У него много учеников, он прекрасно зарабатывает и активно тратит деньги, собирая коллекцию шедевров мирового искусства. Новый общественный статус заставляет его сменить жилище, и он покупает с рассрочкой на 6 лет роскошный дом в самом престижном квартале Амстердама...
Рембрандт очень переживал, что у него нет наследника : 3 детей, появлявшиеся на свет в период с 1635 по 1640 годы, умерли ещё в младенчестве. И только в 1641 году Саския родила здорового малыша, которого счастливые родители назвали Титусом. В последний раз одарив Рембрандта своей милостью, судьба отвернулась от него : летом 1642 года умирает Саския, здоровье которой было подорвано туберкулёзом и частыми родами, а выставленная в том же году картина "Ночной дозор" вызвала скандал, вследствие которого от художника отвернулись многие состоятельные заказчики.
Всё чаще заказчики предпочитают обращаться не к мэтру, а к его ученикам, которые были гораздо менее талантливы, зато вкусы клиентов понимали куда лучше Рембрандта и, главное, всегда были готовы идти у них на поводу. Количество обращений с заказами к самому Рембрандту катастрофически уменьшилось.
Однако художник не в силах проститься со старыми привычками и продолжает тратить огромные суммы на аукционах, пополняя свою коллекцию заморских диковин и великих картин. Причём он никогда не торговался - сразу платил огромные деньги, объясняя это необходимостью поддерживать престиж профессии. Не всё было гладко и в личной жизни Рембрандта. Некоторое время он живёт с Гертье Диркс - кормилицей, а позже бонной Титуса. Тот факт, что нанятая женщина совмещала обязанности воспитательницы сына и любовницы хозяина, не шокировал общественность, поскольку не был уж таким редким. С другой стороны, подобные отношения традиционно порицались Церковью, поэтому и не особо афишировались. Правда, всеми, кроме Рембрандта. Он совершенно не скрывал своих отношений с Гертье : напротив, он облачал эту простую деревенскую женщину в элегантные наряды, обвешивал дорогими украшениями Саскии и часто появлялся с ней на людях...
"Портреты, написанные Рембрандтом, - это нечто большее, чем просто натура : это откровение" (Винсент Ван Гог)
Период единолично властвования Гертье в доме Рембрандта заканчивается, когда художник нанимает новую служанку - 23-летнюю Хендрикье Стоффельс. Гертье замечает, что художник не на шутку увлечён этой молодой красоткой, и начинает плести интриги, главной целью которых было заманить Рембрандта под венец. Но мастер уже давно разлюбил её, и, к тому же, он не может жениться в принципе : согласно последней воле Саскии, в случае повторного брака он лишается возможности распоряжаться её наследством. Тогда, в 1649 году, Гертье обращается в суд и публично обвиняет живописца в нарушении обещания жениться на ней. Разъярённый Рембрандт обвиняет женщину, с которой делил ложе, в... аморальности! В результате всех этих перипетий Гертье оказывается в доме для умалишённых... Хендрикье и Рембрандт остаются вдвоём : они любят друг друга и, невзирая на сплетни обывателей и санкции кальвинистского трибунала (Хендрикье будет отлучена от церкви), проживут "во грехе" в течение почти 10 лет. Эта связь подарит Рембрандту дочь Корнелию (род. в 1654 году), названную так в память о матери художника, умершей ещё в 1640 году.
Тем временем уставшие ждать погашения долга за дом кредиторы начинают действовать - Рембрандт просрочит выплату за целых 8 лет. В июле 1654 года судебные исполнители описывают имущество художника. В список вносится всё - от "белья, подлежащего стирке" до огромной коллекции полотен и гравюр великих мастеров - Рафаэля, ван Эйка, Брейгеля, Рубенса, Кранаха. В сентябре 1656 года имущество, нажитое Рембрандтом за всю жизнь, ушло за 6000 флоринов.
Оставив свой прежний роскошный дом, Рембрандт перебирается с семьёй в маленькое жилище на окраине и, за неимением заказов, пишет портреты родных и немногих друзей. Он переносит прах Саскии на кладбище поближе к дому, где цена могил ниже. В 1663 году умирает Хендрикье. Рембрандт хоронит её на том же кладбище. Начиная с 1665 года Рембрандт живёт на деньги сына, доставшиеся тому в наследство от матери. Однако их хватает ненадолго - Рембрандт сразу же тратит всё на покупку картин. В 1668 году Титус умирает. Рембрандт остаётся с 14-летней дочерью Корнелией. Даже оказавшись в тяжёлом материальном положении, Рембрандт не пожелал продать ни одной картины из новой коллекции - он предпочитал творить в окружении шедевров.
"Мы можем с полным правом назвать Рембрандта волшебником. Это тоже нелёгкое ремесло" (Винсент Ван Гог)

Мемориальная плита на могиле Рембрандта

Смерть величайшего художника Голландии наступила 4 октября 1669 года и осталась незамеченной современниками : об этой скорбной дате мы узнаём не из од или эпитафий, посвященных памяти художника, а из скромной записи в приходской книге церкви, при которой он был похоронен.

50 работ

Рембрандт, Автопортрет без шляпы (380*482)
Рембрандт, Автопортрет с золотой цепью (380*492)
Автопортрет без шляпы, 1633 Автопортрет с золотой цепью, 1633
60*47 см.; дерево, масло 70*53 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
788*1000 px 772*1000 px
Рембрандт, Портрет Хендрикье Стоффельс (380*480)
Рембрандт, Автопортрет (Портрет художника с мольбертом) (380*494)
Портрет Хендрикье Стоффельс, ок. 1654 Автопортрет (Портрет художника с мольбертом), 1660
74*61 см. 111*90 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
791*1000 px 770*1000 px
Рембрандт, Синдики (Старейшины цеха суконщиков) (380*258)
Рембрандт, Даная (380*342)
Синдики (Старейшины цеха суконщиков), 1662 Даная, 1636-1647
191*279 см.  
Государственный музей,
Амстердам, Голландия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*677 px 1000*901 px
Рембрандт, Портрет Титуса, сына художника (380*475)
Рембрандт, Архангел Михаил, покидающий семейство Товии (380*492)
Портрет Титуса, сына художника Архангел Михаил, покидающий семейство Товии, 1637
72*56 см.; холст, масло 66*52 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
800*1000 px 773*1000 px
Рембрандт, Портрет Альберта Купера (380*511)
Рембрандт, Христос в Эммаусе (380*400)
Портрет Альберта Купера, 1632 Христос в Эммаусе, 1642
61*45 см.; дерево, масло 68*65 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
743*1000 px 949*1000 px
Рембрандт, Святое семейство (380*470)
Рембрандт, Размышляющий философ (380*316)
Святое семейство, 1640 Размышляющий философ, ок. 1632
41*34 см.; дерево, масло 28*34 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
809*1000 px 1000*831 px
Рембрандт, Корнелия Пронк, жена Альберта Купера (380*497)
Рембрандт, Вирсавия (380*391)
Корнелия Пронк, жена Альберта Купера, 1633 Вирсавия, 1654
60*47 см.; дерево, масло 142*142 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
765*1000 px 972*1000 px
Рембрандт, Пейзаж с замком (380*279)
Рембрандт, Святой Матфей и ангел (380*477)
Пейзаж с замком Святой Матфей и ангел, 1661
44*60 см.; дерево, масло 96*81 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*733 px 796*1000 px
Рембрандт, Христос в Эммаусе (380*286)
Рембрандт, Освежёванная бычья туша (380*537)
Христос в Эммаусе Освежёванная бычья туша, 1655
50*64 см.; холст, масло 94*69 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*753 px 707*1000 px
Рембрандт, Христос перед казнью (380*320)
Рембрандт, Молодая женщина, примеривающая серьги (380*453)
Христос перед казнью Молодая женщина, примеривающая серьги, 1657
гравюра 39,5*32,5 см.; дерево, масло
  Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
1000*842 px 839*1000 px
Рембрандт, Автопортрет с отрастающей бородкой (380*509)
Рембрандт, Ночной дозор (Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока) (380*317)
Автопортрет с отрастающей бородкой,
ок. 1634
Ночной дозор (Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока), 1642
57*44 см.; холст, масло 363*437 см.
Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
Рийксмузеум,
Амстердам, Голландия
746*1000 px 1000*833 px
Рембрандт, Урок анатомии доктора Тульпа (380*285)
Рембрандт, Пир Валтасара (380*297)
Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 Пир Валтасара, ок. 1635
169,5*216,5 см. 167,6*209,2 см.
Маурицхейс,
Гаага, Голландия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*750 px 1000*781 px
Рембрандт, Ослепление Самсона (380*296)
Рембрандт, Освежёванная бычья туша (380*544)
Ослепление Самсона, 1636 Освежёванная бычья туша, 1643
205*272 см.; холст, масло 73*51 см.
Художественный институт,
Франкфурт-на-Майне, Германия
Художественная галерея и музей, Глазго, Великобритания
1000*778 px 698*1000 px
Рембрандт, Автопортрет с Саскией (380*477)
Рембрандт, Артаксеркс, Аман и Эсфирь (380*290)
Автопортрет с Саскией, 1635 Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660
161*131 см.; холст, масло 73*94 см.; холст, масло
Художественная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия
796*1000 px 1000*762 px
Рембрандт, Возвращение блудного сына (380*495)
Рембранд, Давид и Ионафан (380*449)
Возвращение блудного сына, ок. 1668-1669 Давид и Ионафан, 1642
262*206 см. 73*61,5 см.; дерево, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
768*1000 px 847*1000 px
Сын пастуха Давид, победивший великана Голиафа, стал оруженосцем иудейского царя Саула, но вскоре возбудил его зависть своими военными успехами и был вынужден бежать, чтобы спасти свою жизнь. Перед бегством Давид прощается со своим лучшим другом Ионафаном, сыном царя Саула.
"Давид и Ионафан" - первая картина Рембрандта, появившаяся в России, и одна из первых картин эрмитажного собрания : она была приобретена для Петра I в 1716 году.
Рембрандт, Давид и Урия(?) (380*412)
Рембрандт, Знатный славянин (380*475)
Давид и Урия (?), ок. 1665 Знатный славянин, 1637
127*116 см.; холст, масло 153*111 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
922*1000 px 800*1000 px
Рембрандт, Христос, изгоняющий торговцев из храма (380*519)
Рембрандт, Поклонение волхвов (380*442)
Христос, изгоняющий торговцев из храма, 1626 Поклонение волхвов, 1632
43*33 см.; дерево, масло 45*39 см.;
бумага, наклеенная на холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
732*1000 px 860*1000 px
Рембрандт, Портрет мальчика (380*548)
Рембрандт, Портрет мужчины с жемчугом (380*450)
Портрет мальчика, 1633 Портрет мужчины с жемчугом, ок. 1662
67*47,5 см.; дерево, масло 82*71 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Художественная галерея,
Дрезден, Германия
694*1000 px 845*1000 px
Рембрандт, Портрет Иеремиаса де Деккера (380*467)
Рембрандт, Портрет старика в красном (380*482)
Портрет поэта Иеремиаса де Деккера, 1666 Портрет старика в красном, ок. 1652-1654
71*56 см.; дерево, масло 108*86 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
813*1000 px 789*1000 px
Рембрандт, Портрет старушки (380*439)
Рембрандт, Портрет Флориса Соопа (Знаменосец) (380*468)
Портрет старушки, 1654 Портрет Флориса Соопа (Знаменосец)
74*63 см.; холст, масло 140,3*115 см.; холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
866*1000 px 812*1000 px
Рембрандт, Притча о работниках на винограднике (380*276)
Рембрандт, Самсон, загадывающий загадки на свадьбе (380*272)
Притча о работниках на винограднике, 1637 Самсон, загадывающий загадки на свадьбе, 1638
31*42 см.; дерево, масло 126,5*175,5 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Художественная галерея,
Дрезден, Германия
1000*725 px 1000*717 px
Рембрандт, Портрет смеющейся Саскии (380*460)
Рембрандт, Святое семейство (380*511)
Портрет смеющейся Саскии, 1633 Святое семейство, 1645
52,5*44,5 см. 117*91 см.; холст, масло
Художественная галерея,
Дрезден, Германия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
826*1000 px 744*1000 px
Рембрандт, Флора (380*467)
Рембрандт, Жертвоприношение Авраама (380*552)
Флора, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635
125*101 см.; холст, масло 193*132 см.; холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
813*1000 px 688*1000 px
Рембрандт, Молодая женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье, входящая в воду) (380*497)
Рембрандт, Буря на море Галилейском (380*480)
Молодая женщина, купающаяся в ручье (Хендрикье, входящая в воду), 1654 Буря на море Галилейском, 1633
61,8*47 см.; дерево, масло 161,7*129,8 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, США
765*1000 px 792*1000 px
Рембрандт, Портрет Яна Сикса (380*431)
Рембрандт, Автопортрет (380*492)
Портрет Яна Сикса, 1654 Автопортрет, 1658
112*102 см. 134*104 см.
Амстердам, Голландия Коллекция Фрика,
Нью-Йорк, США
882*1000 px 772*1000 px
Ян Сикс, друг Рембрандта и коллекционер его работ, часто вытаскивал художника из долговых ям, одалживая крупные суммы денег и оплачивая счета.
 

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru