Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Рогир Ван Дер Вейден

1 июля (?) 1399 (?) (Турне, Бельгия) -

16 / 18 июня 1464 (Брюссель, Бельгия)

Рогир ван дер Вейден оставил историкам искусства множество загадок. Он был одним из наиболее выдающихся живописцев своего времени, однако о его жизни не известно практически ничего. Что же касается творчества, то, к сожалению, невозможно привести перечень работ ван дер Вейдена, с которым согласилось бы абсолютное большинство ученых.

 

Де Булонуа "Рогир ван дер Вейден". Гравюра из книги И.Булларта "Известные нидерландские художники", изданной в Амстердаме. Одно из редчайших изображений Рогира ван дер Вейдена.

Сложность идентификации заключалась в том, что в Нидерландах XV века художников всё ещё продолжали считать ремесленниками, поэтому подписывать свои работы в этой профессиональной среде было не принято. В случае с ван дер Вейденом это была как раз та скромность, которая вела к забвению : ещё столетие назад имя этого художника вряд ли говорило о чём-то любителям живописи, а картины, подписанные его именем, неизменно вызывали у специалистов ассоциации с другими мастерами. С легкой руки Карела ван Мандера (1548-1606), 1-го историка нидерландской живописи, прозванного "северным Вазари", Рогира ван дер Вейдена стали считать учеником Яна ван Эйка (ок. 1390-1441), а его ранние работы - приписывать не только этому мастеру, но и Дюреру (1471-1528), жившему на несколько десятилетий позже... Может быть, ван дер Вейден сам навлек на себя такую судьбу, сменив при переезде в Нидерланды своё имя с Роже де ля Патюр на Рогир ван дер Вейден.

Художник родился в 1399 (или 1400) году в небольшом фламандском городе Турне, который сегодня находится в Бельгии на границе с Францией. Жители этой местности говорили по-французски, поэтому, когда в семье ремесленника Анри де ля Патюр и его жены Агнесс де Ватрело родился первенец, его назвали распространенным французским именем Роже, о чём свидетельствует запись в сохранившемся до наших дней реестре граждан Турне. О детских годах будущего художника и его первых годах обучения практически ничего не известно. Свою карьеру он, по-видимому, начинал в родном городе, причём довольно успешно : не так давно в архиве Турне был обнаружен документ, датированный 1426 годом, в котором сообщается, что "мэтру Роже де ля Патюр, в качестве вознаграждения за работу, от городских властей было поднесено 3 бочонка первоклассного вина".
Ещё 2 документа свидетельствуют о важных событиях в жизни художника : в том же, 1426-ом, году Роже де ля Патюр женился на некой Элизабет Гофферт, 1405 года рождения, дочери сапожника, а 5 марта 1427 года поступил на работу в мастерскую знаменитого живописца Робера Кампена (1378-1444). Этот художник, которого современный искусствовед Эрвин Панофский (1892-1968) отождествил с Флемальским мастером, впервые упоминается в архивных записях Турне в 1410 году как "peintre ordinaire de la ville" - городской художник. Рентгеновский анализ левой створки "Меродского триптиха" (1425-1428), считающегося главным произведением Кампена, показал, что создателем этой части триптиха, вероятнее всего, был как раз Рогир ван дер Вейден (тогда ещё Роже де ля Патюр), которого с тех пор стали считать самым талантливым учеником и последователем Флемальского мастера.
По окончании обучения художник переезжает в Брюгге. Первым августа 1432 года датирован документ, свидетельствующий о принятии мастера в Гильдию святого Луки - организацию, объединявшую нидерландских художников.
Какие картины были написаны в Брюгге самостоятельным художником Роже де ля Патюр с 1432 по 1435 годы, - остается загадкой, о том периоде жизни и творчества мастера ничего не известно.
Началом следующего этапа его карьеры принято считать 21 апреля 1435 года, когда фамилия живописца появляется в реестре граждан Брюсселя. Скорее всего, переезду в Брюссель предшествовала работа в Лувене, где в 143401435 годах художник, по заказу Лувенской гильдии стрелков, исполнил работу под названием "Снятие с Креста"... Документ, датированный мартом 1436 года, сообщает о том, что Рогир ван дер Вейден (именно так назвал себя художник по прибытии в столицу Брабанта) "исполняет обязанности официального живописца города Брюсселя".
Несмотря на то, что художник до конца своих дней останется брюссельцем, он никогда не терял связи с Турне : об этом - как и о том, что профессия приносила ван дер Вейдену неплохой доход, - свидетельствуют размеры ежегодных денежных инвестиций художника в казну родного города. К сожалению о каких-либо работах художника этого периода ничего не известно. Можно лишь предполагать, что мастер принимал активное участие в работах по художественному оформлению различных торжественных мероприятий.
Карьера ван дер Вейдена совпала по времени с длительным периодом правления Филиппа Доброго (1419-1467), герцога Бургундского, который был известен своей любовью к искусствам. Место придворного художника герцога прочно закрепилось за Яном ван Эйком, поэтому ван дер Вейдену приходилось довольствоваться выполнением работ для влиятельных особ их окружения Филиппа Доброго. Тем не менее, недостатка в заказах мастер не испытывал. В числе наиболее влиятельных заказчиков Рогира ван дер Вейдена были Пьер Бладелин - главный сборщик налогов Бургундии, Жан Шевро - епископ Турне и личный советник герцога, Николас Ролен - канцлер Бургундии с 1422 по 1462 годы. По заказу Ролена ван дер Вейден в течение нескольких лет работает над полиптихом "Страшный Суд", предназначенным для оформления части часовни госпиталя Отель Дьё в городе Бон. В 1450 году ван дер Вейден отправляется в Рим. Тот факт, что некоторые из работ художника впоследствии были обнаружены в коллекциях итальянских любителей живописи, а также заказ на портрет, который поступил от семейства д'Эсте из Феррары, указывает на несомненное признание таланта нидерландца в Италии. А хранящаяся сегодня во Флоренции его работа "Снятие с Креста" содержит явные признаки влияния стиля великих итальянских живописцев фра Анджелико (1400-1455) и Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427). По возвращении в Брюссель (примерно в 1452 году) художник, по заказу Катрин де Брабант, вдовы Жака Брака, исполняет так называемый "Алтарь семейства Брак", а в следующем году создает для Жана Шевро триптих "Сеть Таинств".
Еще в 1435 году Рогир ван дер Вейден открыл собственную мастерскую и набрал помощников, поскольку самому справиться с огромным количеством заказов было уже просто невозможно. К концу 50-х годов эта мастерская становится известной не только в Нидерландах, но и за их пределами. Историки искусства утверждают, что многие нидерландские живописцы, в числе которых и Ханс Мёмлинг (ок. 1435-1494), делали первые шаги в профессии, работая ассистентами в мастерской ван дер Вейдена...
Художник умер 16 или 18 июня 1464 года и похоронен на кладбище брюссельской церкви святой Гудулы. В день похорон, по распоряжению руководства Гильдии святого Луки, в родном городе ван дер Вейдена, Турне, состоялась торжественная поминальная месса.

16 работ

Вейден, Поклонение волхвов (380*345)
Вейден, Снятие с Креста (380*299)
Поклонение волхвов (центральная часть алтаря святого Колумбы),
ок. 1458-1459
Снятие с Креста,
ок. 1436-1437
138*153 см.; дерево, масло 220*262 см.; дерево, масло
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Прадо, Мадрид, Испания
1000*908 px 1000*787 px
"Снятие с Креста" - центральная часть алтаря, боковые створки которого не сохранились. Слева - Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса. Рядом с ней стоит апостол Иоанн, которому Иисус перед казнью поручил заботу о своей матери. Крайняя справа - Мария Магдалина, чуть левее стоит Миро (последователь Христа), держащий в руке сосуд с маслом. Иосиф Аримафейский, не без труда добившийся у Пилата разрешения снять тело Христово с креста и затем положить его в гроб, поддерживает Спасителя под руки, а Никодим, ученик Иисуса, обхватывает Его ноги.
Вейден, Благовещение (380*768)
Вейден, Положение во гроб (380*476)
Благовещение
(левая створка алтаря святого Колумбы),
ок. 1458-1459
Положение во гроб,
ок. 1450
138*70 см.; дерево, масло 111*95 см.; дерево, масло
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
495*1000 px 799*1000 px
Вейден, Святой Лука, рисующий мадонну (380*361)
Вейден, Портрет Филиппа де Круа (380*616)
Святой Лука, рисующий мадонну, ок. 1435-1440 Портрет Филиппа де Круа, ок. 1460
102*108,5 см.; холст, масло,
переведена с дерева
49*30 см.; дерево, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Королевский музей изящных искусств, Брюссель, Бельгия
1000*949 px 617*1000 px
Вейден, Портрет молодой женщины (380*575)
Вейден, Мадонна с младенцем (380*623)
Портрет молодой женщины, ок. 1435 Мадонна с младенцем,
ок. 1430
47*32 см.; дерево, масло 180,5*120 см.; дерево, масло
Художественная галерея,
Берлин, Германия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
661*1000 px 610*1000 px
"Мадонна с младенцем" считается одной из первых работ Рогира ван дер Вейдена, выполненной, скорее всего, в период обучения в мастерской Робера Кампена.
Вейден, Распятие (380*754)
Вейден, Полиптих (380*193)
Распятие, ок. 1460 Полиптих
   
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
504*1000 px 1000*509 px
Вейден (380*552)
Вейден, Портрет дамы  (380*525)
  Портрет дамы
  36*27 см.
  Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
688*1000 px 724*1000 px
Вейден, Пьета (380*529)
Вейден, Святой Иво (380*494)
Пьета Святой Иво, ок. 1450
47*35 см. 45*35 см.
Прадо, Мадрид, Испания Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
719*1000 px 770*1000 px
Вейден, Алтарь семейства Брак (380*106)
Вейден, Благовещение (380*348)

Алтарь семейства Брак, 1452

Благовещение,
ок. 1434-1435
41*136 см.; дерево, масло 86*92 см.; дерево, масло
Лувр, Париж, Франция Лувр, Париж, Франция
1000*280 px 1000*917 px
 

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru