Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 24  
Ян Вермеер ван Делфт

31 октября 1632
(дата крещения)
(Делфт, Голландия) -

15 декабря 1675
(Делфт, Голландия)

"Сквозь свинцовые тучи пробивается робкий лучик солнца. Стоящий на набережной канала мужчина поднимает голову и любуется игрой света на оконном стекле свой мастерской - тесной комнатки с низким потолком и прогнившим деревянным полом..."
Биографии Вермеера - это художественные произведения, отличающиеся изобилием вымышленных подробностей и недостатком реальных фактов.
Авторов этих произведений можно понять : сведения о жизни и творчестве Яна Вермеера из Делфта настолько скудны, что его личность до сих пор окутана тайной, будоражащей богатое воображение писателей. Как это ни странно, но сегодня мы располагаем гораздо более достоверной информацией о предках художника, чем о нём самом.
Известно, что в конце XVI века делфский портной Ян Рейерц взял в жёны некую Неелти Горис, "девицу весьма разумную и прыткую в финансовых делах". Возможно, именно благодаря её участию в делах мужа, продукция его мастерской пользовалась огромной популярностью среди горожан. Сохранилось письменное свидетельство заезжего француза, в котором он упоминает о портном Яне, который "одел полгорода".

В 1591 году у супругов родился сын Рейнер. 6 годами позже портной Ян умирает, а безутешная вдова, по истечении положенного для траура по мужу срока, выходит замуж во 2-ой раз и вместе с новым супругом организовывает нечто вроде кредитного союза. В те времена это предприятие было весьма прибыльным - особенно для людей, не слишком чистых на руку. Вдова портного оказалась именно из их числа : путём нехитрой комбинации ей удалось присвоить себе деньги всех вкладчиков - и при этом, как говорится, выйти сухой из воды! В 1611 году она отправит сына Рейнера на учёбу в Амстердам, а сама останется в Делфте и будет жить на широкую ногу, с подозрительной периодичностью вдовея и вновь выходя замуж.

Однажды в середине XIX века в Гаагу прибыл известный французский критик Теофиль Торе. Во время посещения местного Музея искусств он долго бродил по залам, внимательно изучая полотна. И вдруг взгляд его неожиданно выхватил из целого ряда привычных по тону картин голландских живописцев XVII века совершенно нетипичный по колориту и словно озарённый изнутри мерцающим голубым светом, почти современный по технике живописи пейзаж. Критик посмотрел на табличку с подписью : "Вермеер Делфтский. Вид Делфта". Энергичный, как большинство французов, Торе бросился к администрации музея с просьбой поделиться хоть какими-то сведениями о жизни и творчестве этого замечательного мастера и был разочарован : ни о самом художнике, ни о судьбе его картин ничего не было известно. Критик поклялся посвятить себя розыскам шедевров Вермеера и по возвращении в Париж сумел заразить своим энтузиазмом таких ценителей искусства, как Теофиль Готье, братья Гонкур, Максим Дюкан.
Прошло около 20 лет, и в результате тщательных поисков почти все картины (меньше 40) были обнаружены. Вокруг имени голландца и его творческого наследия разгорелся невероятный ажиотаж, продолжавшийся в XX веке и породивший самые удивительные формы мошенничества.
Самая скандальная история относится к маю 1945 года. Едва в Европе закончилась война, как в Голландии состоялся необычный судебный процесс. Суду был предан художник ван Меггерен, которого обвинили в связях с нацистским режимом. Причём эти связи, как выяснилось, носили коммерческий характер : разбиравшимся в живописи нацистам ван Меггерен продавал картины. С особой строгостью с художника спросили за продажу фашистам полотен знаменитого Яна Вермеера Делфтского. Подсудимому грозила смертная казнь. Каково же было изумление судей, когда ван Меггерен сознался, что продал нацистам... подделки собственного производства. Однако повторная художественная экспертиза подтвердила прежний вывод : полотна принадлежат кисти Вермеера. Тогда ван Меггерен потребовал следственного эксперимента. Он заявил, что прямо в камере создаст любой "вермееровский" шедевр. Результат поразил экспертов м судей : ван Меггерен представил суду копию картины Вермеера, которую никто не смог отличить от оригинала. И в ноябре 1947 года ван Меггерен был приговорён к одному году тюремного заключения за подделку произведений искусства в целях наживы. И стал всемирной знаменитостью.
Интересно, что Бальтазар Герритц, дед Вермеера по материнской линии, так же, как и бабка со стороны отца, не останавливался ни перед чем ради пары флоринов. Так, в начале XVII века он спекулировал неизвестно как попавшими ему в руки акциями некой "Восточно-индийской компании", а через 10 лет попался на горячем во время изготовления фальшивых монет в подвале своего дома в Амстердаме и оказался за решёткой вместе с подельником - собственным сыном. Дочь же его, Дина, решается бежать от позора в Делфт. В дороге она случайно познакомилась с возвращающимся в родной город с учёбы сыном портного, симпатичным молодым человеком по имени Рейнер... В 1615 году молодые люди поженились.

Дом Яна Вермеера.

Рейнер был деятельной натурой - очевидно, сказались материнские гены. Он весьма успешно занимался торговлей произведениями искусства, а также открыл цех по производству модного в ту пору шёлка "каффа". Следуя широко распространённой среди дельцов моде на псевдонимы, Рейнер меняет отцовскую фамилию Рейерц на более звучную и запоминающуюся Фос ("Лис") и приобретает в самом оживлённом районе Делфта, недалеко от Большого рынка, постоялый двор, который называет "У Летучего Лиса".

Удачливому предпринимателю было уже за 40, когда он, наконец, стал отцом. Его долгожданный первенец появился на свет в 1632 году. Церковные архивы сохранили сведения о его крещении, которое состоялось в протестантской Новой церкви 31 октября 1632 года. Младенцу дали имя Ян. К тому времени Рейнер был уже уважаемым бюргером, членом Гильдии святого Луки, одним из самых состоятельных граждан города и потому... вновь сменил фамилию. Теперь его называли "Вермеер" (гол. : vermeerden - преумножать), и именно эту фамилию унаследовал от него сын - будущий великий художник.
Маленький Ян учился грамоте в школе, расположенной неподалёку от лавки по продаже произведений искусства, принадлежавшей его отцу, и потому частенько забегал туда после занятий. Он с интересом изучал картины, принесённые на оценку, а особо понравившиеся даже пытался копировать. Неудивительно, что в мальчике рано созрело желание стать художником. Нельзя сказать, чтобы этот факт сильно обрадовал отца, мечтавшего передать единственному наследнику все свои предприятия, однако, хорошо зная подводные рифы предпринимательской деятельности, Рейнер втайне считал профессию художника "более достойной" и потому не стал препятствовать исполнению желания сына. В начале 40-ых годов Вермеер-младший поступает в делфтскую Академию искусств, где постигает азы профессии. Исследователи предполагают, что по окончании курса обучения он оказывается в мастерской Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта. В 1652 году умирает отец Вермеера.

Выставки, на которых экспонируются работы Вермеера, во всём мире собирают наибольшее количество посетителей. В 2000 году в залах лондонской Национальной галереи было выставлено 13 его работ. Ажиотаж был такой, что администрация музея вынуждена была разделить посещение на сеансы. Ещё до открытия выставки было продано 18 тысяч билетов. Помимо картин Вермеера, на ней было выставлено около 60 работ художников так называемой Делфтской школы.

 

Карел Фабрициус "Часовой" (1654,
Государственный музей, Шверин, Германия)

Скорее всего, Делфтскую школу формировали какие-то ранние направления живописи, влиятельные покровители и множество не имевших отношения к живописи событий, среди которых было даже убийство монарха - Вильгельма Оранского (Молчаливого), произошедшее в Делфте в 1584 году.

 

Эммануэль де Витте "Рынок в порту"
(конец 1670-ых, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина,
Москва, Россия)

Трагедия стала главной причиной, по которой сын и преемник Вильгельма, принц Мауриц, не смог более оставаться в этом городе и переместил двор в Гаагу. Расстояние между городами было небольшое, всего около 3 миль, но его оказалось вполне достаточно, чтобы культура Делфта освободилась наконец от влияния дворцовых вкусов, и городские художники постепенно перешли от воспроизведения грандиозных арок и помпезных колоннад, которые были родом из итальянского искусства, к более скромной архитектурной перспективе, понятной и близкой культуре Севера - перспективе, в которой уже не терялась человеческая фигура.

 

Питер де Хоох "Дама с двумя кавалерами"
(1658, Лувр, Париж, Франция)

Художники Карел Фабрициус, Эммануэль де Витте, Питер де Хоох - это только наиболее яркие, помимо Вермеера, живописцы из тех, что сформировали новый художественный мир Делфта XVII века. Делфтские художники использовали найденные ими новые приёмы в живописи для изображения домашних сцен, в которых стали появляться группы нарядно одетых бюргеров в вымощенных кирпичом двориках или на входных ступеньках, фигуры мужчин или женщин в интерьере своих комнат.

Вскоре Ян знакомится с Катариной Болнес, дочерью богатого бюргера, ревностного католика, который был категорически против брака дочери с протестантом, да к тому же представителем творческой профессии, не имеющим стабильного дохода. Тогда Ян, безумно влюблённый в свою избранницу, без колебаний принимает католичество. Растроганному отцу невесты не оставалось ничего, кроме как согласиться на этот брак. Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. Сохранился документ, свидетельствующий о том, что 29 декабря того же года Вермеер становится членом Гильдии Святого Луки, и этот факт является доказательством признания его профессионального мастерства. Через 9 лет членства художник был избран вице-президентом Гильдии и занимал эту должность с 1662 по 1671 год.
Сохранилась запись из путевого дневника французского дворянина Бальтазара де Монкони, которую он сделал после посещения Делфта в 1663 году : "В доме одного булочника я видел работу местного живописца Вермеера, за которую хозяин заплатил 600 ливров, хотя она изображала лишь 1 фигуру - ценою, на мой взгляд, не более чем в 6 пистолей". Сегодня можно с уверенностью сказать, что как раз в 1663 году Вермеер находился на самой вершине своего творчества. Язык его творений был предельно ясен, но кажущаяся композиционная простота требовала от зрителя не только умения смотреть, но и видеть. Из-за этого непритязательная публика предпочитала работам Вермеера картины его коллег по Гильдии Святого Луки, на которых были изображены преимущественно забавные сценки на бытовые темы - в чём-то занимательные, а в чём-то анекдотичные.
Вермеер высоко ценит свою творческую независимость и не пытается приспособиться к законам рынка. В тоже время, продавая всего по 2 или 3 картины в год, он не в состоянии обеспечить своим родным безбедное существование - особенно в начале 70-ых годов, когда деньги, завещанные отцом, закончились, а в семье было уже 11 детей.
В 1672 году, вследствие войны с Францией, в Голландии разразился экономический кризис, который привёл семью Вермеера к полному разорению. Бедственное положение ускорило кончину художника, наступившую 16 декабря 1675 года от сердечного приступа. После его смерти вдова вынуждена была продать оставшиеся в доме работы за бесценок, чтобы расплатиться с многочисленными кредиторами.

24 работы

Ян Вермеер ван Делфт, Девушка в тюрбане (380*544)
Ян Вермеер ван Делфт, Кружевница (380*458)
Девушка в тюрбане (Девушка с жемчужиной), 1665 Кружевница,
ок.1669-1670
44,5*39 см. 24,5*21 см.
Маурицхейс,
Гаага, Голландия
Лувр,
Париж, Франция
699*1000 px 829*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, У сводни (380*430)
Ян Вермеер ван Делфт, Девушка с письмом (380*490)
У сводни, 1656 Девушка с письмом, ок.1657
143*130 см. 83*64,5 см.; холст, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
884*1000 px 775*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Мастерская художника (380*473)
Ян Вермеер ван Делфт, Девушка, пишущая письмо (380*424)
Мастерская художника, ок.1665-1667 Девушка, пишущая письмо, ок. 1665
120*110 см.; холст, масло 45*39,9 см.
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
803*1000 px 896*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Дама в красной шляпе (380*505)
Ян Вермеер ван Делфт, Читающая письмо (380*456)
Дама в красной шляпе, ок.1665 Читающая письмо, ок.1663-1664
23*18 см.; дерево, масло 46,5*39 см.
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
Рийксмузеум,
Амстердам, Голландия
752*1000 px 834*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Улочка (380*466)
Ян Вермеер ван Делфт, Дама, стоящая у спинета (380*432)
Улочка, ок.1657-1658 Дама, стоящая у спинета, 1670
54,3*44 см. 51,7*45,2 см.
Рийксмузеум,
Амстердам, Голландия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
815*1000 px 879*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Аллегория веры (380*492)
Ян Вермеер ван Делфт, Вид Делфта (380*317)
Аллегория веры,
ок.1671-1674
Вид Делфта, 1661
114,3*88,9 см. 98,5*117,5 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Маурицхейс,
Гаага, Голландия
773*1000 px 1000*834 px
"С тех пор, как в музее Гааги я увидел "Вид Делфта", могу с полной уверенностью утверждать, что знаю, какая картина является самой прекрасной в мире" (Марсель Пруст, 1921).
Ян Вермеер ван Делфт, Портрет девушки (380*425)
Ян Вермеер ван Делфт, Женщина, взвешивающая жемчуг (380*431)
Портрет девушки,
1666-1667
Женщина, взвешивающая жемчуг, ок.1664
45*40 см. 42*35 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
895*1000 px 882*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Астроном (380*456)
Ян Вермеер ван Делфт, Географ (380*435)
Астроном, 1668 Географ, 1669
50*45 см. 53*46,6 см.
Лувр,
Париж, Франция
Государственный институт искусств, Франкфурт, Германия
831*1000 px 874*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Играющая на гитаре (380*435)
Ян Вермеер ван Делфт, Урок музыки (Кавалер и дама у спинета) (380*436)
Играющая на гитаре, 1667 Урок музыки
(Кавалер и дама у спинета), ок.1662-1664
53*46,3 см. 74*64,5 см.
Кенвуд Хаус,
Лондон, Великобритания
Букингемский дворец,
Лондон, Великобритания
874*1000 px 871*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Женщина с кувшином (Женщина у окна) (380*428)
Ян Вермеер ван Делфт, Девушка с жемчужным ожерельем (380*435)
Женщина с кувшином (Женщина у окна),
ок.1664-1665
Девушка с жемчужным ожерельем, ок.1664
40,6*45,7 см. 55*45 см.
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Художественная галерея,
Берлин, Германия
888*1000 px 874*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Девушка с бокалом вина (380*441)
Ян Вермеер ван Делфт, Молочница (Служанка с кувшином молока (380*426)
Девушка с бокалом вина, ок.1659-1660 Молочница (Служанка с кувшином молока), ок.1658-1660
78*67 см. 45,5*41 см.
Музей герцога Антона Ульриха,
Брауншвейг, Германия
Рийксмузеум,
Амстердам, Голландия
862*1000 px 893*1000 px
Ян Вермеер ван Делфт, Письмо (380*457)
Ян Вермеер ван Делфт, Христос в доме Марфы и Марии (380*429)
Письмо, 1671 Христос в доме Марфы и Марии, ок.1654-1656
72,2*59,5 см. 160*142 см.
Коллекция Альфреда Бейта,
Блессингтон, Великобритания
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания
832*1000 px 886*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru