|
|
|
Пуская меня простит Винсент Ван Гог
За то, что я помочь ему не смог,
За то, что я травы ему под ноги
Не постелил на выженной дороге,
За то, что я не развязал шнурков
Его крестьянских пыльных башмаков,
За то, что в зной не дал ему напиться,
Не помешал в больнице застрелиться.
Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимонный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою.
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван Гог.
(Арсений Тарковский) |
Автопортрет в серой шляпе, 1887 |
44*37,5 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
758*1000
px |
|
Этот этюд
Ван Гог исполнил маслом, когда ему было 9 лет |
Собака, 1862 |
масло |
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Голландия |
1000*553
px |
|
|
Скорбь, 1882 |
Работающий крестьянин, 1882 |
44,5*27 см. |
47,5*29,5 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
753*1000
px |
528*1000
px |
"Я предпочитаю
не говорить, что в землекопе должна быть характерность, а
выразить свою мысль по-иному : крестьянин должен быть крестьянином,
землекоп должен копать, тогда в них будет нечто современное...
фигура крестьянина за работой - только она и есть подлинно
современная фигура, душа современного искусства, такое, чего
не делали ни греки, ни художники Ренессанса, ни старая голландская
школа" (Винсент Ван Гог, из письма брату Тео Ван Гогу,
из Нюэнена, июнь-сентябрь, 1885) |
|
|
Едоки картофеля, 1885 |
Профиль крестьянки, 1885 |
81.5*114,5 см. |
40*33 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
1000*704
px |
659*1000
px |
|
|
Автопортрет с мольбертом, 1888 |
Автопортрет, 1889 |
65*50,5 см. |
65*54,5 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
708*1000
px |
769*1000
px |
|
|
Автопортрет, посвященный Гогену, 1888 |
Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой, 1889 |
62*52 см. |
51*45 см. |
Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс,
США |
Частное собрание |
679*1000
px |
720*1000
px |
"...Мы все - звенья одной
цепи.
Мы с нашим добрым Гогеном в глубине души сознаем это. Если
же мы немного помешаны - пусть : мы ведь вместе с тем достаточно
художники, для того чтобы суметь рассеять языком нашей кисти
все тревоги насчет состояния нашего рассудка.
... Но разве не существует противоядие, не существуют Делакруа,
Берлиоз и Вагнер?
Не скажу, что мы, художники, душевно здоровы, в особенности
не скажу этого о себе - я-то пропитан безумием до мозга костей;
но я говорю и утверждаю, что мы располагаем такими противоядиями
и такими лекарствами, которые, если мы проявим хоть немного
доброй воли, окажутся гораздо сильнее недуга"
(Винсент Ван Гог, из письма брату Тео Ван Гогу, из Арля, 28
января, 1885) |
|
|
Мост во время дождя, 1887 |
Папаша Танги, 1887 |
73*54 см. |
65*51 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Частная коллекция, Париж, Франция |
562*1000 px |
725*1000
px |
|
|
Мост Ланглуа, 1888 |
Мост Ланглуа, 1888 |
30,5*47,5 см. |
54*65 см. |
Национальная галерея, Штутгарт, Германия |
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло. Голландия |
1000*631
px |
1000*893
px |
|
|
Подсолнухи, 1887 |
Подсолнухи, 1888 |
21*57 см. |
91*71 см. |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США |
Новая Пинакотека, Мюнхен, Германия |
1000*678
px |
812*1000
px |
"Солнце, свет. Из-за отсутствия
лучших определений я вынужден употреблять слова желтый, желтовато-серый,
лимонный, бледно-желтый. Какой же красивый желтый!" (Ван
Гог) |
|
|
Ночное кафе, 1888 |
Ночное кафе в Арле, 1888 |
81*65,5 см. |
62*47 см. |
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Голландия |
Частная коллекция, Франция |
732*1000
px |
773*1000
px |
"... искусство есть нечто
более великое и высокое, чем наша собственная искустность, талант,
познания; искусство есть нечто такое, что бьет ключом из источника,
скрытого у нас в душе ..." (Винсент Ван Гог, из письма
другу Антону ван Раппарду - голландскому живописцу и графику,
апрель, 1884) |
|
|
Звёздная ночь, 1888 |
Комната художника, 1888 |
72,5*92 см. |
56,5*74 см. |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
1000*800
px |
1000*770
px |
|
"... когда изображаемый предмет
гармонирует с манерой его изображения, в работе есть стиль и
она становится искусством." (Винсет Ван Гог, из письма
брату Тео Ван Гогу, из Сен-Реми, 9 июня, 1889) |
Пустое кресло и трубка, 1888 |
93*73,5 см. |
Национальная галерея, Лондон, Великобритания |
681*1000
px |
|
|
Портрет мадам Жину (Арлезианка), 1884 |
Портрет доктора Гаше, 1890 |
83*74 см. |
68*57 см. |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
780*1000
px |
839*1000
px |
|
"...Нужно питать и хранить
горячую симпатию к людям, иначе рисунки станут холодными и пресными..."
(Винсет Ван Гог, из письма другу Антону ван Раппарду - голландскому
живописцу и графику, сентябрь-октябрь, 1882) |
Почтальон Рулен, 1889 |
65*54 см. |
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Голландия |
873*1000
px |
|
|
Кипарисы, 1889 |
Дорога с кипарисом и со звездой, 1890 |
95*73 см. |
92*73 см. |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США |
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Голландия |
795*1000
px |
787*1000
px |
"...Ведь искренность восприятия
природы и волнение, которое движут нами, бывают порой так сильны,
что работаешь, сам не замечая этого, и мазок следует за мазком
так же естественно, как слова в речи или письме. Следует только
помнить, что так бывает не всегда и что в будущем тебя ждет
немало тяжелых дней - дней без проблеска вдохновения..."
(Винсент Ван Гог, из письма брату Тео Ван Гогу, из Арля, февраль-июль,
1888) |
|
|
Церковь в Овере, 1890 |
Вороны над полем пшеницы, 1890 |
94*174 см. |
50*100,5 см. |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
783*1000
px |
1000*475
px |
|
|
Равнина перед бурей, 1890 |
Ирисы, 1889 |
50*100 см. |
71*93 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Музей Гетти, Калифорния, США |
1000*710
px |
1000*788
px |
Во время ликвидации кафе "Тамбурин",
где Ван Гог выставлял свои работы, его картины были выброшены
или отданы тем, кто хотел использовать их в качестве подрамника
для собственных работ. Никто тогда не допускал, что его "Ирисы"
будут проданы на аукционе в 1987 году в Нью-Йорке за 57 миллионов
долларов. |
|
"... Тому, кто хочет надолго
остаться в искусстве, надлежит работать так же много и без всяких
претензий, как работает крестьянин..." (Винсент Ван Гог,
из письма Тео Ван Гогу, из Сен-Реми, ноябрь-декабрь, 1889) |
Лодки на пляже в Сен-Мари-де-ла-Мар, 1888 |
64,5*81 см. |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
1000*786
px |
|
|
Ресторан "Сирена", 1887 |
Пейзаж в Овере. После дождя, 1890 |
57*68 см. |
72*90 см., холст, масло |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
Государственный музей изобразительных искусств
им. А.С.Пушкина, Москва, Россия |
1000*854
px |
1000*774
px |
|
|
Сбор урожая, 1888 |
Хижины, 1890 |
72,5*92 см. |
60*73 см., холст, масло |
Музей Ван Гога, Амстердам, Голландия |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия |
1000*677
px |
1000*803
px |
|
|
Арльские дамы, 1888 |
Здание лечебницы для душевнобольных Сен-Поль
в Сен-Реми, 1889 |
73,5*92,5 см., холст, масло |
65*51 см. |
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия |
Музей д'Орсэ, Париж, Франция |
1000*784
px |
763*1000
px |
"Наша позиция по отношению
к самим себе должна оставаться суровой, мы должны по-прежнему
быть энергичными, но у нас нет никаких оснований чувствовать
себя обескураженными или выбитыми из колеи только из-за того,
что говорят о нашей работе люди, ... Нам следует не питать иллюзий
в отношении самих себя и всегда быть готовыми к тому, что нас
будут не понимать, презирать и порочить;..." (Винсент Ван
Гог, из письма другу Антону ван Раппарду - голландскому живописцу
и графику, 1 ноября, 1882) |
|
|
Улица в Схевенингене, 1882 |
Автопортрет, 1887 |
|
42*34 см. |
|
Институт искусств,
Чикаго, США |
629*370
px |
793*1000
px |
|
|
Поле пшеницы с кипарисами, 1889 |
Маленький домик на дороге с подстриженными
ивами, 1881 |
|
|
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Музей Креллер-Мюллер,
Оттерло, Голландия |
1000*817
px |
553*410
px |
|
|
Оливковые деревья на фоне гор, 1889 |
Жёлтый дом, 1888 |
73*92 см.; холст, масло |
|
Музей современного искусства, Нью-Йорк,
США |
|
1000*791
px |
665*531
px |
|
|
Натюрморт с абсентом, 1887 |
Мост через Сену в Аньере, 1887 |
|
52*65 см.; холст, масло |
|
Коллекция Бюрле,
Цюрих, Швейцария |
704*1000
px |
630*490
px |
|
|
Вид Арле с ирисами на переднем плане, 1888 |
Папаша Танги |
54*65 см.; холст, масло |
|
Музей Ван Гога,
Амстердам, Голландия |
Музей Родена,
Париж, Франция |
1000*844
px |
620*786
px |
|
|
Пожилой мужчина у домашнего очага, 1881 |
Пара ботинок, 1887(?) |
45*56 см.; холст, масло |
|
Музей Креллер-Мюллер,
Оттерло, Голландия |
|
813*1000
px |
1000*822
px |
|
|
Подсолнухи в вазе. Арль, 1888 |
Фрукты и ветки кипариса, 1889 |
73*92,5 см.; холст, масло |
|
Музей Ван Гога,
Амстердам, Голландия |
Собрание мистера и миссис Мелонов, Апвиль,
Вирджиния, США |
756*1000
px |
1000*766
px |
|