Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 20  
Корреджо

1 июля (?) 1489 (?) (Корреджо, Италия) -

5 марта 1534 (Корреджо, Италия)

"Гениальный провинциал" Корреджо всю свою жизнь по возможности избегал больших городов и не признавал никаких авторитетов в профессии. Вместе с тем, он был наделён чудесной способностью чутко улавливать новейшие художественные тенденции и идеально воплощать их в своих работах, которые немецкий философ Артур Шопенгауэр называл "самыми великими достижениями живописи".

Сведения по поводу даты рождения Антонио Аллегри противоречивы : согласно одним источникам, он родился около 1489 года, по другим сведениям - в 1494, в местечке Корреджо и впоследствии прославил его название на всю Европу, сделав своим псевдонимом. Этот живописный городок, расположенный в области Эмилия-Романья, простирающейся от Адриатического моря через Апеннинские горы и отделяющей материковую часть Италии от полуострова, лежал на пересечении важнейших торговых путей, что позволяло купцу Пеллегрино Аллегри - отцу маленького Антонио - успешно вести свои дела и обеспечивать жене и детям достойное существование. Желая дать сыну хорошее образование, преуспевающий купец определили его сразу к нескольким учителям. Математике и анатомии юный Корреджо учился у знаменитого медика, в недалёком прошлом - профессора университета Болоньи, Джованни Ломбарди, с которым он в течение всей жизни будет поддерживать дружеские отношения.
Несмотря на несомненные способности к наукам, Антонио и не думал о карьере учёного : с ранних лет он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и, что самое главное, проявлял в ней поразительные способности. Не без труда сломив отчаянное сопротивление отца, в мечтах уже видевшего сына известным врачом, Корреджо начинает учиться живописи - сначала у своего дяди Лоренцо Аллегри, а затем - в Модене, в мастерской Бианки Феррари. Закончив обучение, Корреджо вернулся в родной городок "уже довольно известным и заслуживающим восхищение мастером, который, тем не менее, был большим меланхоликов в своей работе и величайшим изыскателем всевозможных трудностей, которые, впрочем, с лёгкостью преодолевал" (Вазари).
Родной городок художника, хотя и являлся важным экономическим центром Италии, но с точки зрения развития науки и искусств все-таки считался глухой провинцией. Единственным очагом культуры был дворец графа Манфреди, где регулярно встречались местные художники и учёные. Сам граф, большой почитатель как античного, так и современного искусства, сразу приметил талантливого молодого художника и взял его под своё покровительство.
В 1511 году, спасаясь от стремительно распространяющейся эпидемии чумы, граф Манфреди спешно выезжает в Мантую - в сопровождении приближенных лиц, в числе которых был и Корреджо. В этом городе, являвшимся признанным культурным центром Италии, художник пробудет несколько месяцев и удостоится чести быть представленным самому герцогу Мантуанскому Гонзага - известному меценату и ценителю искусства, владельцу бесценной коллекции художественных раритетов, восхищаясь которыми, Корреджо однажды с гордостью воскликнет : "А ведь я тоже художник!" В Мантуе он работает, в основном, для герцогини Изабеллы д'Эсте и её сына Федерико, а также выполняет заказы, поступающие из других городов. В 1513 году мастер возвращается в Корреджо, где в следующем году исполняет алтарную картину в местной церкви Сан Франческо.
В 1550 году Вазари напишет : "Если бы талант Антонио, покинув Ломбардию, оказался в Риме, то он создал бы чудеса и доставил бы немало огорчений многим, считавшимся в своё время великими". Через 2 года Ортензио Ланди также напишет, что Корредждо "умер молодым, так и не увидев Рима". Но оба биографа ошибались. После избрания нового Папы в марте 1513 года, Рим переживал настоящее паломничество художников. Стремясь добиться расположения церковного владыки и получить работу в столице, мастера из всех регионов Италии ринулись в Вечный город. А их числе оказался и Корреджо, прибывший в Рим в 1517 году и остававшийся там в течение почти 2 лет. И хотя о пребывании художника в столице ничего не известно, однако тот факт, что он был там, сегодня не поддаётся сомнениям. Приехав в 1520 году из Рима в Парму - главный город области Эмилия-Романья - и приступив к оформительским работам в монастыре Сан Паоло, Корреджо написал своему дяде Лоренцо Аллегри : "Я не люблю большие города, и они отвечают мне взаимностью... А впрочем, нигде мне не работается так легко, как дома". И действительно, работа в монастыре продвигается довольно быстро, да и в личной жизни художника всё складывается удачно : в том же, 1520 году он берёт в жёны Джироламу Мерлини, с которой познакомился ещё в Мантуе. Год спустя у них рождается сын Помпонио, а затем, одна за другой, 3 дочери. Это было самое счастливое время в жизни Корреджо. В то период мастер пишет несколько больших алтарных картин для пармской церкви Сан Джованни Эванджелиста, а чуть позже работает над оформлением городского кафедрального собора.
"Он обогатил живопись величайшим даром - своим колоритом, которым он владел как настоящий мастер. Благодаря ему прозрела Ломбардия, где в области живописи обнаружилось множество прекрасных дарований, последовавших его примеру в создании произведений похвальных и достойных упоминания" (Вазари)
В 1528 году внезапно умирает дядя художника, Лоренцо Аллегри, к которому Корреджо был трогательно привязан и мнением которого очень дорожил. Судьба продолжает испытывать мастера : несчастья сыплются на него одно за другим - вроде как в отместку за годы безоблачного счастья. В 1530 году умирает любимая жена художника Джиролама, а через 2 месяца после её смерти, в огне пожара, охватившем семейный дом Корреджо, сгорают заживо 3 их маленькие дочери... Только что открытый купол кафедрального собора в Парме вызывает у заказчиков негативные отзывы. В состоянии жестокой депрессии Корреджо вместе с сыном уезжает из Пармы в родной город. Там он пытается забыться в работе, исполняя заказы герцога Мантуанского, однако трагедии, которые довелось пережить, подкосили его здоровье. 5 марта 1534 года Корреджо умер во цвете лет - как тогда говорили, "от неизвестной болезни".
"Только лишь дух испустил, все земные заботы оставив, наш живописец,
Зевс вдруг услышал взволнованный голос Трёх Граций :
"Мы умоляем тебя, о Отец наш : скажи, благодетель :
Кроме него нас писать пусть никто не посмеет!"
Внял благосклонно мольбам их высокий властитель Олимпа -
Смелого мастера душу он тотчас же к звёздам отправил,
Дабы и там создавал он прекрасные образы Граций -
Так, чтобы в девах нагих признавали богинь настоящих"
(Эпитафия на смерть Корреджо, написанная флорентийским дворянином, мессером Фабио Сеньи)

20 работ

Корреджо, Автопортрет (?) (380*472)
Корреджо, Поклонение младенцу (380*457)
Автопортрет (?) Поклонение младенцу, 1525-1526
46*56 см. 82*68 см.
  Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
572*710 px 625*752 px
Корреджо, Венера, Меркурий и Амур (Воспитание Амура)  (380*661)
Корреджо, Даная (380*315)
Венера, Меркурий и Амур (Воспитание Амура), 1528 Даная, 1531-1532
155*92 см. 161*193 см.
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
432*752 px 1000*830 px
Даная была дочерью Акрисия, царя Аргоса. Царю однажды была предсказана гибель от руки собственного внука - сына его дочери. И тогда царь заточил Данаю в бронзовую башню, чтобы оградить её от кого бы то ни было. Но Юпитер проник к ней и "влился в неё золотым дождем" ("Метаморфозы", Овидий). От этой связи на свет появился Персей, который однажды метнул диск и случайно убил им своего деда.
Корреджо, Венера и Амур, обнаруженные Сатиром (Юпитер и Антиопа) (380*583)
Корреджо, Поклонение волхвов (380*289)
Венера и Амур, обнаруженные Сатиром (Юпитер и Антиопа),
ок. 1524-1527
Поклонение волхвов, 1514
188,5*125,5 см. 84*108 см.; холст, масло;
перенесено с доски
Лувр, Париж, Франция Пинакотека ди Брера,
Милан, Италия
652*1000 px 1000*761 px
Корреджо, Мученичество четырёх святых (380*335)
Корреджо, Отдых на пути в Египет со святым Франциском (380*428)
Мученичество четырёх святых, 1520-1524 Отдых на пути в Египет со святым Франциском, 1516 (?)
157*182 см. 146*136 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Парма, Италия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
1000*881 px 668*752 px
Корреджо, Аллегория Добродетели (380*657)
Корреджо, Мадонна со святым Иеронимом (День) (380*576)
Аллегория Добродетели, 1532 Мадонна со святым Иеронимом (День),
1527-1528
141*86 см.; холст, темпера 205*141 см.; дерево, масло
Лувр, Париж, Франция Национальная галерея,
Парма, Италия
578*1000 px 496*752 px
Корреджо, Мадонна со святым Георгием (380*572)
Корреджо, Поклонение пастухов (Ночь) (380*521)
Мадонна со святым Георгием, 1530-1531 Поклонение пастухов (Ночь), 1523-1530
285*190 см.; дерево, масло 256,5*188 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Дрезден, Германия
Национальная галерея,
Дрезден, Германия
500*752 px 548*752 px
Корреджо, Noli me Tangere (380*494)
Корреджо, Похищение Ганимеда (380*894)
Noli me Tangere, 1518 Похищение Ганимеда, 1531-1532
105*102 см.; холст, масло,
перенесено с доски
163,5*70,5 см.
Прадо, Мадрид, Испания Музей истории искусств,
Вена, Австрия
579*752 px 425*1000 px
Троянский царевич Ганимед считался самым прекрасным из земных юношей, поэтому боги оказали ему честь быть виночерпием Зевса. По версии Гомера, он был похищен Зевсом, превратившемся в орла и унесён на Олимп. Согласно одному из мифов, Ганимед был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей.
Корреджо, Ио (380*902)
Корреджо, Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской (380*397)
Ио, 1531-1532 Мистическое обручение святой Екатерины Александрийской,
1526-1527
163,5*70,5 см. 105*102 см.; дерево, масло
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Лувр, Париж, Франция
421*1000 px 720*752 px
Ио, прекрасная дочь царя Аргосса, была соблазнена Юпитером, превратившемся в облако, чтобы скрыть измену от своей жены Юноны ("Метаморфозы", Овидий)
Корреджо, Вознесение Богородицы (380*507)
Корреджо, Вознесение Богородицы (фрагмент) (380*540)
Вознесение Богородицы, 1526-1530 Вознесение Богородицы (фрагмент), 1526-1530
1093*1195 см.; купол, фреска 1093*1195 см.; купол, фреска
Кафедральный собор,
Парма, Италия
Кафедральный собор,
Парма, Италия
750*1000 px 529*752 px
Современники мастера не оценили должным образом роспись Кафедрального собора в Парме. Настоятель собора сравнил эту фреску с блюдом лягушачьих ног ("guazzetto di rane" - "лягушачьим соусом"). Фреску уже приготовили к уничтожению, но в этом время в Парме проездом оказался Тициан. Настоятель собора поинтересовался у уже знаменитого живописца, стоит ли фреска той суммы, которую они заплатили за работу Корреджо. Тициан ответил : "Возьмите этот купол, переверните его, наполните золотыми монетами, и даже тогда вы не заплатите того, что действительно стоит эта живопись".
Корреджо, Путти, держащий голову оленя (380*447)
Корреджо, Мария с младенцем и ангелами (фрагмент) (380*579)
Путти, держащий голову оленя, 1520 Святая Мария с младенцем и ангелами (фрагмент)
110*170 см.; фреска  

Камера ди Сан Паоло,
Парма, Италия

Музей изящных искусств,
Будапешт, Венгрия
640*752 px 491*748 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru