Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 6  
Лоренцо Коста

1460 (Феррара, Италия) -

5 марта 1535
(Мантуя, Италия)

Лоренцо Коста родился в Ферраре, но когда мальчику не исполнилось и 12 лет, семья решает переехать в Болонью, где Лоренцо поступает в художественную школу. Так как в дальнейшем художник тесно будет связан в своём творчестве с родным городом, его часто относят к представителям Феррарской школы живописи.

Портрет Лоренцо Коста в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Существуют некоторые предположения, что Лоренцо Коста обучался вместе с другим великим художником Ренессанса - Козимо Тура.

В 1483 году Лоренцо создал одно из самых значительных своим произведений - "Мадонна с младенцем и семьёй Бентивольо" и другие фрески на стене дворца герцогов Бентивольо в Сан Джакомо Маджоре. Художник был тесно дружен с Франческо Франча, который сильно повлиял на манеру письма друга. В 1509 году Коста приезжает по приглашению своего покровителя герцога Франческо Гонзага в Мантую, где скоропостижно умирает. Лоренцо Коста стал родоначальником целой династии художников - его профессию переняли 2 его сына, Ипполито и Джироламо, художником стал и сын Джироламо - Лоренцо-младший (1537-1583).

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)
Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Лоренцо Коста феррарского живописца"

"Хотя в Тоскане люди занимались искусствами рисунка всегда больше, чем во всех остальных государствах Италии, а может быть, и Европы, это ещё не значит, что и в других государствах время от времени не пробуждался какой-нибудь талант, который в этих же профессиях не проявил бы себя редкостным и превосходным, как это раньше было показано во многих жизнеописаниях и будет показано и в дальнейшем. Правда, там, где нет школы и где люди по привычке не имеют склонности учиться, нельзя так же скоро в такой же степени достичь превосходства, как в тех местностях, где художники работают и учатся в постоянном соревновании друг с другом. Но коль скоро один или двое уже начали, по-видимому, всегда случается так, что и многие другие (такова уж примечательная сила, заложенная во всякой доблести) стремятся следовать за ним с честью для самих себя и для своего отечества.
Лоренцо Коста, феррарец, имея от природы склонность к живописному делу и слыша, какую славу и большую известность завоевали в Тоскане фра Филиппо, Беноццо и другие, отправился во Флоренцию(1), дабы посмотреть их работы, и, приехав туда, он, так как их манера ему очень понравилась, задержался там на несколько месяцев, стараясь подражать им насколько мог и в особенности в работах с натуры, и это выходило у него столь удачно, что, возвратившись на родину, он выполнил там много работ, весьма достойных одобрения (хотя его манера и была суховатой и резкой), о чём можно судить по хору церкви Сан Доменико в Ферраре, которая целиком расписана его рукой и в которой мы видим, насколько он был трудолюбив в искусстве и насколько тщательно он отделывал свои произведения. В гардеробной же синьора герцога феррарского можно увидеть много картин, написанных им с натуры, отлично исполненных и отличающихся большим сходством(2). Равным образом и в дворянских домах есть его произведения, пользующиеся большим почётом. В Равенне в церкви Сан Доменико для капеллы св.Себастьяна он написал маслом на дереве алтарный образ, а фреской - несколько историй, получивших большое одобрение. Приглашённый затем в Болонью, он написал в церкви Сан Петронио для капеллы семейства Марискотти алтарный образ на дереве с изображением св.Себастьяна, привязанного к столбу, расстреливаемого стрелами, и многих других фигур; работа эта была лучшей из всех, написанных темперой в этом городе до того времени. Его же работы алтарный образ с изображением св.Иеронима в капелле семейства Кастелли и другой - с изображением св.Винцента, равным образом написанный темперой, в капелле семейства Грифони, пределлу которого он поручил написать одному из своих учеников, исполнившему это гораздо лучше, чем Лоренцо самый образ, как об этом будет рассказано в своём месте(4). В том же городе и в той же церкви Лоренцо написал для капеллы семейства Росси алтарный образ с Богоматерью, св.Иаковом, св.Георгием, св.Себастьяном и св.Иеронимом; работа эта лучшая и отличается самой нежной манерой из всех, когда-либо им написанных(5).
Затем Лоренцо отправился на службу к синьору Франческо Гонзаго, маркизу Мантуанскому, и написал для него во дворце сан Себастьяно, в одном из помещений, много историй частично гуашью и частично маслом(6). На одной из них изображена с натуры маркиза Изабелла со многими господами, которые поют и играют, создавая сладостную гармонию. На другой богиня Латона, превращающая, согласно мифу, нескольких крестьян в лягушек. На третьей - маркиз Франческо, которого Геркулес путём доблести привёл на вершину горы вечности. На другой картине мы видим того же маркиза на пьедестале в облике триумфатора, с жезлом в руке, а вокруг него много синьоров и слуг его со знамёнами в руках, охваченных великой радостью и исполненных ликования перед его величием; среди них бесчисленное множество лиц, написанных с натуры.
Он написал также в большом зале, там, где ныне триумф работы Мантеньи(7), две картины, то есть по одной с каждой стороны. На первой, написанной гуашью, много обнажённых фигур возжигают костры и совершают жертвоприношения Геркулесу, а также изображённым с натуры маркизу со своими тремя сыновьями - Федериго, Эрколе и Ферранте, - которые позднее стали величайшими и славнейшими государями. Там же несколько портретов высокопоставленных дам. На другой, написанной маслом много лет спустя после первой и бывшей одной из последних работ Лоренцо, маркиз Федериго изображён с жезлом в руке в виде генерала Святой церкви при Льве X, а вокруг него много господ, изображённых Костой с натуры.
В Болонье во дворце мессера Джованни Бентивольи он же, соревнуясь со многими другими мастерами, расписал несколько помещений, о которых упоминать далее нет надобности, ибо они погибли, когда дворец этот был разрушен.
Однако не обойду молчанием того, что из работ, выполнявшихся им для Бентивольи, сохранилась лишь капелла, расписанная им для мессера Джованни в церкви Сан Якопо, где на двух историях он изобразил два триумфа, на которых много портретов и которые считались очень красивыми. Написал он также в церкви Сан Джованни ин Монте в 1497 году для Якопо Кедини в одной из капелл, в которой он хотел после смерти быть похороненным, алтарный образ с Богоматерью, св.Иоанном Евангелистом, св.Августином и другими святыми. В церкви Сан Франческо он написал на дереве Рождество, св.Иакова и св.Антония Падуанского. В церкви Сан Пьеро он начал расписывать великолепнейшую капеллу для Доменико Гарганелли, болонского дворянина, но по какой-то причине, после того как написал на её потолке несколько фигур, оставил её, едва начав, незавершённой(8).
В Мантуе помимо работ, сделанных для маркиза, о которых говорилось выше, он написал в церкви Сан Сильвестро на дереве Богоматерь и с одной стороны от неё св.Сильвестра, св.Павла, св.Елизавету и св.Иеронима(9), и, как слышно, названный образ был помещён в эту церковь после смерти Косты, который, завершив жизнь свою в Мантуе, где после него всегда жили его потомки, пожелал иметь в этой церкви усыпальницы для себя и для своих потомков. Он же написал много других картин, о которых больше говорить не буду, так как достаточно было упомянуто о лучших. Портрет его я получил в Мантуе от Фермо Гизони, превосходного живописца, который уверил меня, что он собственноручно сделан самим Костой, который рисовал толково, как можно судить по нашей книге, где на листе пергамента пером очень хорошо выполнен светотенью Суд Соломона и св.Иероним.
Учениками Лоренцо были Эрколе из Феррары, его соотечественник, жизнеописание которого будет приведено ниже, а также Лодовико Малино, так же феррарец, много работ которого находится на его родине и в других местах; но лучшее из всего, что он сделал, был алтарный образ, который находится в церкви Сан Франческо в Болонье, в капелле близ главных дверей, и на котором изображено, как 12-летний Иисус Христос спорит с книжниками в храме. Прошёл первоначальное обучение у Косты также и Доссо Старший(10) из Феррары, о работах которого будет упомянуто в своём месте. Вот и всё, что можно было написать о жизни и работе Лоренцо Косты, феррарца.

(1) Сообщение Вазари о поездке Лоренцо Косты во Флоренцию, долгое время опровергавшееся, признано в новейших исследованиях правдоподобным.
(2) Работы в феррарской церкви Сан Доменико не сохранились. В герцогском дворце Скифанойя работ Лоренцо Косты нет.
(3) Сведений о пребывании Лоренцо Косты в Равенне нет.
(4) "Св.Себастьян" в церкви Сан Петронио - работа не Лоренцо Косты, как и "Св.Иероним". "Св.Винцент" теперь в лондонской Национальной галерее. Пределла принадлежит Эрколе Роберти (теперь в Ватиканской Пинакотеке).
(5) "Богоматерь со святыми" сохранилась.
(6) Фрески в перестроенном под тюрьму мантуанском палаццо Сан Себастьяно были уничтожены в XVII веке.
(7) "Триумф" Мантеньи был уничтожен во время Второй мировой войны.
(8) Фрески в церкви Сан Якопо (Сан Джакомо Маджоре) на темы "Триумфов" Петрарки с портретами семейства Бентивольо сохранились; образ Богоматери со святыми в Сан Джованни ин Монте также сохранился. От работ в Сан Франческо сохранилась люнета с Усопшим Христом с двумя ангелами в Болонской Пинакотеке.
(9) "Богоматерь со святыми", написанная для несуществующей ныне церкви Сан Сильвестро, находится теперь в мантуанской церкви Сант Андреа.
(10) Братья Лутери Баттиста и Лутери Джованни дель Доссо Досси - крупные феррарские живописцы (их часто смешивают). Лодовико Малино - фигура неясная.

6 работ

Лоренцо Коста, Концерт (380*487)
Лоренцо Коста, Венера (380*911)
Концерт, 1495 Венера
дерево, масло  
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей изящных искусств,
Будапешт, Венгрия
781*1000 px 417*1000 px
Лоренцо Коста, Святое семейство (380*278)
Лоренцо Коста, Изабелла д'Эсте в Королевстве Любви (380*315)
Святое семейство, 1490 Изабелла д'Эсте в Королевстве Любви,
1505-1506
  холст, масло
Музей изящных искусств,
Лион, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*731 px 1000*828 px
Лоренцо Коста, Благая весть (380*377)
Лоренцо Коста, Триумф Смерти (380*544)
Благая весть, после 1500 Триумф Смерти, 1490
дерево, масло фреска
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Собор Сан Джакомо Маджоре,
Болонья, Италия
1000*991 px 699*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru