Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 12  
Дуччо ди Буонинсенья

1255 (?) (Сиена, Италия) -

1318/1319 (Сиена, Италия)

"Итальянское искусство зародилось из францисканского слова, которое, внезапно возникнув, подобно звукам арфы, включается в бьющую энергией жизнь городов" (Эли Фор, 1911)

Чимабуэ, Дуччо и Мартини наравне с великим Джото прокладывают дорогу новому искусству, которое расцветет в полной мере в XV веке. Чимабуэ первым пытается преодолеть схематизм византийских икон. Дуччо развивает готическую тему в живописи. Картины Мартини, от которых веет поэзией рыцарства, предвещают закат Средневековья и рождение Ренессанса.
Соединение проникающих из Константинополя влияний византийского искусства и готического стиля, идущего с Севера, создает самобытную и неповторимую стилистику итальянской живописи эпохи позднего Средневековья.
Италия в Средневековье особенно чувствительна к влияниям византийского искусства в силу своего географического положения. В начале XIII века в Пизу прибывает много эмигрантов из охваченного пожаром крестовых походов Константинополя. Среди переселенцев есть скульпторы, мастера мозаики, живописцы, продолжающие в Тоскане иконографическую традицию Византии. Они сотрудничают с местными художниками. Около 1260 года византийский стиль, или греческая манера (как определяет ее Вазари) преобладает в живописи Флоренции и Пизы. Наиболее часто используемые в живописи темы - это "Распятие" и "Мадонна с Младенцем". Инспирированные византийской традицией изображения строги и аскетичны, фигуры производят впечатление застывших, человеческие образы идеализированы, а композиция чрезвычайно лаконична. Художник, являющийся по сути ремесленником на службе у церкви, должен был подчиняться правилам, которые определяли самые могущественные на то время монашеские ордена бенедиктинцев и доминиканцев.
Первые художники, которые пытаются придать своим композициям более свободный характер и сообщить фигурам динамику, - это Джунта Пизано (упоминаемый в документах между 1229 и 1254 годами) и Пьетро Каваллини (ок. 1250 - ок. 1330), автор мозаик в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме. Их произведениями восхищается во время своего пребывания в Вечном городе в 1272 году молодой флорентийский художник Чимабуэ. Он пойдет дальше своих предшественников, стараясь оживить византийскую схему и наделить своих героев подлинными эмоциями. Изображения распятого Христа кисти Чимабуэ передают беспредельные страдания. Мастер "очеловечивает" изображение, отражая в лицах и жестах персонажей их внутренние переживания.
Эволюция итальянской живописи совпадает по времени с проникновением на Апеннинский полуостров влияний готики. В распространении этих влияний пальма первенства принадлежит монахам-цистерианцам. Под их руководством, а также при помощи французских архитекторов и скульпторов появляются первые итальянские храмы в готическом стиле : собор в аббатстве Фоссанова около Террачины (освящен в 1208 году), Санта Мария д'Арбона в Абруццо (1208), а также в тосканских аббатствах Сан Галгано (1219) и Сеттимо близ Флоренции (1227). В 1228 году, почти через 2 года после смерти святого Франциска, в Ассизи начинается возведение храма в его честь. Архитектура этого храма также находится под влиянием французской готики.
Святой Франциск из Ассизи родился около 1182 года. Сын богатого торговца мануфактурой Бернардоне и Донны Пика, происходящей из провансальской семьи, при крещении получил имя Джованни (Франциск - "французик" - это прозвище, данное ему отцом). Приняв обет бедности, Франциск становится странствующим проповедником. Его проповеди, прославляющие мир и его красоту как свидетельство божественного всемогущества и доброты, возвращают христианству радостные надежды, евангельскую чистоту и простоту, любовь к природе и человеку. В некотором смысле святой Франциск будет причастен к тем переменам в итальянской живописи, которые позже приведут к Ренессансу, так как под влиянием смирения и простого, но страстного слова первых Братьев Меньших (то есть францисканцев) многие художники переносят свой интерес на человека и окружающую его природную среду.
Двухъярусная церковь святого Франциска в Ассизи становится самым крупным итальянским художественным проектом в XIII веке. Живописные работы на некоторое время прерываются и становятся поводом для внутренних разногласий в ордене францисканцев. Братья Меньшие Конвентуальные, менее категоричные в интерпретации канона, хотят почтить святого богатыми украшениями, чему во имя принципа абсолютной бедности решительно противятся Братья Меньшие Обсерванты. В обеих церквях, верхней и нижней, работают поочередно самые выдающиеся творцы, в том числе и выполняющие мозаики Торрити, Рузути и Каваллини, а также живописцы Чимабуэ, Джотто, Дуччо, Джунга Пизано, Меммо ди Филипуччо, Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Художники обмениваются опытом. Произведения скульптора Джованни Пизано (ок. 1248-1314), работающего также в Пизе и Сиене, сильно влияют на эстетические взгляды Дуччо и Симоне Мартини. В XIII-начале XIV века художники одинаково хорошо знакомы как с различными художественными техниками, так и с ткачеством, ювелирным делом. Хотя художников в ту пору считают ремесленниками, они начинают отдавать себе отчет в самобытности и самодостаточности своего искусства, освобождаясь от сковывающих церковных догм и канонов.
Переменам в живописи этого переходного периода способствует развитие европейских городов между XI и XIII веками, а также появление в Италии городов-государств. Роль, которую в Средневековье играли укрепленные замки, постепенно перенимают городские поселения, разрастающиеся в большие города. Архитекторы начинают мыслить урбанистическими категориями и впервые проектируют открытые пространства внутри городских стен. В это же время расцветает международный обмен товарами, в связи с чем Европа покрывается широкой сетью торговых путей. Итальянские купцы активно участвуют в ярмарках, организовываемых в Германии, Фландрии и Франции. Жители Сиены и Флоренции вводят банковскую систему, основанную на векселях, которые значительно облегчают торговые сделки. Богатеющие итальянские города используют искусство для подтверждения своего могущества, свидетельством чего являются как храмы, так и общественные здания. Наряду с церковными учреждениями важными заказчиками для художников являются городские власти. Соревнуясь в красоте убранства, Флоренция, Сиена, Падуя или Ассизи приглашают самых знаменитых художников. Тем не менее живопись XIII века все еще остается под неусыпным контролем церкви.
Чимабуэ одним из первых в итальянской живописи наделяет своих героев экспрессией человеческих чувств. Как и Дуччо, он вводит в живопись первые натуралистические детали. Практически во всей Европе художники занимаются "придворным искусством", которое создается под влиянием трубадуров и менестрелей. Рыцарские романы воспевают человеческие переживания. Распространяется культ Богородицы, пышностью церемоний равный поклонению Христу. Мария становится также воплощением возвышенной, идеальной женщины. Сюжет Благовещения приобретает более широкое значение, так как он выходит за рамки религиозного повествования в мир придворной поэзии. Флорентийский поэт Рустико Филиппи (1230-1300) воспевает в своих "Сонетти бурлески" абсолютно новое общество, все больше отдаляющееся от аскетизма религиозных канонов : "Любимая, воплощение красоты, позволь мне играть, смеяться и забавляться".
Вскоре после этого Данте (1265-1321) и Петрарка (1304-1374) в своих произведениях открывают совершенно новые миры, где властвуют чувства, а не правила. "Божественная комедия" - это аллегорическое путешествие из Ада через Чистилище в Рай, в то же время это гимн любви. Данте цитирует греческих авторов (Гомера, Платона, Аристотеля), а "проводником" ему служит великий римский поэт Вергилий. Данте оставляет "мрачные дебри" средневековья и заканчивает свое путешествие образом вечного Рая. Петрарка воспевает в сонетах свою страстную любовь к Лауре. Поэзия, как и живопись, имеет два обличья : одно, очевидное каждому, - религиозное, другое - тайное, инспирированное греческой мифологией и искусством, эпикурейское. Треченто - это вступительная увертюра к Возрождению.
Самый прославленный сиенский художник XIII века Дуччо ди Буонинсенья родился, вероятно, около 1255 года. Он начинает карьеру в родном городе, от властей которого в 1278 году получает первый заказ на роспись 12 деревянных сундуков для хранения городских документов. В следующие годы, между 1279 и 1285, он создаёт несколько маленьких картин на дереве, украшающих обложки книг с государственными документами.
Первое значительное произведение Дуччо выполняет в 1285 году по заказу флорентийской Конфратернита Деи Лаудези. Это картина "Мадонна во славе" ("Маэста"), предназначенная для алтаря часовни Руччелаи церкви Санта Мария Новелла. По мнению искусствоведов, это именно та самая "Маэста", которая хранится ныне в галерее Уффици. Через несколько лет, в 1295 году, Дуччо вместе со скульптором Джованни Пизано заседают в художественной комиссии, которая принимает решение, касающееся размещения нового фонтана в сиенском квартале Овиле. Многие историки предполагают, что художник с целью повышения своего образования путешествовал во Флоренцию, Ассизи, а может быть, и в другие города Италии. Возможно также, что он испытал влияние искусства своих современников Чимабуэ и Джотто, фрески которых он имел возможность созерцать в Ассизи.
Дуччо уже был прославленным художником, когда между 1308 и 1311 годами создал самое знаменитое своё произведение "Маэста", предназначенное для главного алтаря собора в Сиене.
Летописец той эпохи Аньоло ди Тура отмечает, что художник получил за это произведение 3000 золотых флоринов. Это был по тем временам достаточно крупный гонорар. В этот же период Дуччо поселяется в Сиене навсегда и женится на Тавиане, с которой у него будет 7 детей.
Что касается его характера, то известно, что на протяжении всей жизни у него были конфликты с правоохранительными органами города. О бунтарской натуре и проблемах с законом свидетельствуют денежные штрафы за занятия колдовством или отказ от участия в военных действиях. Дуччо умирает на пике славы в 1318 или 1319 году.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Дуччо сиенского живописца"

"Изобретателям каких-либо важных вещей принадлежит без сомнения наибольшее место в писаниях, выходящих из-под пера историка; и происходит это потому, что первые изобретения благодаря привлекательности всякой новизны обращают на себя больше внимания и вызывают большее удивление, чем все улучшения, вносимые в вещи позднее теми, кто доводят их до последнего совершенства. Ведь если бы каждая вещь никогда не имела своего начала, то никогда не улучшалась бы и её середина, а её конец не обладал бы наилучшими качествами и дивной красотой.
Поэтому и Дуччо, высоко ценимый сиенский живописец, и заслужил похвал отдалённого потомства за то, что, выкладывая пол Сиенского собора, он положил начало мраморной инкрустации фигур со светотенью(1), из чего новые художники делают чудеса, какие и вы видите ныне. Он начал с подражания древней манере и с весьма здравым смыслом придал фигурам благообразные формы и превосходнейшую выразительность, несмотря на трудности этого искусства. Подражая живописным работам, исполненным светотенью, он собственноручно наметил и нарисовал разбивку названного пола; в соборе же он выполнил доску, которая тогда была поставлена на главный алтарь, позднее же уступив место табернаклю св. Причастия, который и теперь там находится. На доске этой, как пишет Лоренцо ди Бартоло Гиберти, было изображено Венчание Богородицы, выполненное как бы в греческой манере, но с большой примесью нового; а так как названный главный алтарь был открыт со всех сторон, она была расписана сзади так же как и спереди, причём с задней стороны с большей тщательностью. Дуччо изобразил все главнейшие истории из Нового завета с малыми и очень красивыми фигурами. Я пытался выяснить, где эта доска находится теперь, но, несмотря на всё вложенное мной прилежание, мне не удалось ни разыскать её, ни узнать, что сделал с ней скульптор Франческо ди Джорджо, когда он отделывал этот табернакль бронзой и мрамором, которыми он теперь украшен(2). Дуччо выполнил также для Сиены много досок на золотом поле и одну во Флоренции для Санта Тринита с изображением Благовещения(3).
Написал он затем весьма много вещей в Пизе, в Лукке и в Пистойе для разных церквей; все они получили высокое одобрение и принесли ему известность и пользу величайшую. В конце концов осталось неизвестным, где этот Дуччо умер и оставил ли родственников и учеников и какое-либо имущество. Достаточно и того, что в наследство он оставил изобретённое им искусство живописи в мраморе светотенью, ибо и за такое благодеяние в искусстве он заслуживает одобрение и похвалы бесконечной и его безусловно можно причислить к тем благодетелям, кои вносят в занятие наше ещё больше радости и красы : ведь открывший тайну редкостного изобретения всегда оставляет о себе память наряду с изобретателями других удивительных вещей.
В Сиенне говорят, что Дуччо в 1348 году представил проект капеллы, что на площади перед фасадом главного палаццо(4). Можно прочитать, что жил в его времена и был его земляком Моччо(5), толковый скульптор и архитектор, выполнивший много работ по всей Тоскане, и главным образом в Ареццо, в церкви Сан Доменико мраморную гробницу для одного из Черки(6). Гробница эта служит подножием и украшением для органа названной церкви, и пусть тот, кому она покажется работой не очень хорошей, вспомнит, что сделал её мастер, ещё будучи юношей, в 1356 году, и потому следует признать её работой толковой. Тот же Моччо служил в попечительстве Санта Мария дель Фьоре помощником архитектора и скульптором и выполнил для этого строительства несколько вещей из мрамора, а в Ареццо он придал церкви Сант Агостино, которая была небольшой по размерам, тот вид, в каком она существует и ныне, на средства наследников Пьеро Сакконе де Тарлати, согласно распоряжению, сделанному им перед смертью, последовавшей и Биббиене, в Казентинской земле. Выводя эту церковь без сводов и опирая крышу на арки колонн, Моччо подвергал её большой опасности и действовал поистине слишком смело. Он же построил церковь и монастырь Сант Антонио, который до осады Флоренции находился у Фаэнских ворот, ныне же совершенно разрушен; ворота Сант Агостино в Анконе он украсил многими скульптурными фигурами и украшениями наподобие тех, что на воротах Сан Франческо в том же городе. В упоминавшейся церкви Сант Агостино он сделал также гробницу брата Дзеноне Виджиланти, епископа и генерала ордена св. Августина, и, наконец, он же выстроил лоджию де Мерканти в том же городе, которая позднее по разным причинам получила многие улучшения в новом духе и украшения всякого рода. Все эти вещи по нашим временам весьма посредственны, однако по разумению людей тогдашних, они были весьма достойны восхваления. Вернёмся, однако, к нашему Дуччо : работал он в 1350-х годах после Рождества спасения нашего".

(1) Мраморные инкрустации пола Сиенского собора впервые упоминаются в документах 1359 года; Вазари приписывает их Дуччо без всяких оснований. Работы подобного рода производились и раньше.
(2) Работа Дуччо, заказанная в 1308 году и законченная в 1311, сохранилась. Описывая работу, Вазари повторяет ошибку Гиберти : на образе изображено не "Венчание Богоматери", а "Мадонна со святыми". Табернакль Франческо ди Джорджо сохранился на прежнем месте.
(3) Работы не сохранились, также как и работы в Пизе, Лукке и Пистойе.
(4) Предположение Вазари не подтверждается; никаких сведений об архитектурных работах Дуччо нет.
(5) Моччо - перуджинский скульптор и архитектор; в 1340 году участвовал в строительстве Сиенского собора, работал также во Флоренции, Ареццо и Анконе.
(6) Гробница не сохранилась, как и другие перечисленные работы Моччо.

12 работ

Дуччо, Мадонна Ручеллаи (380*578)
Дуччо, Мадонна де Креволе (380*570)
Мадонна Ручеллаи (Мадонна с Младенцем и шестью ангелами), 1285 Мадонна де Креволе (Мадонна с Младенцем и двумя ангелами), ок.1280
450*290 см.; дерево, темпера, позолота 89*60 см.; дерево, темпера, позолота
Галерея Уффици, Флоренция, Италия Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия
657*1000 px 667*1000 px
Дуччо, Мадонна дет Франчези (380*537)
Дуччо, Маэста (380*193)
Мадонна деи Франчези (Мадонна францисканцев), ок.1280-1285 Маэста, 1308-1311
24*17 см.; дерево, темпера, позолота 370*450 см.; дерево, темпера, позолота
Национальная Пинакотека,
Сиена, Италия
Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия
707*1000 px 1000*508 px
Дуччо, Маэста (фрагмент) (380*427)
Дуччо, Страсти Господни (380*183)
Маэста (фрагмент),
1308-1311
Страсти Господни
(на обороте "Маэсты"),
1308-1311
370*450 см.; дерево, темпера, позолота 370*450 см.; дерево, темпера, позолота
Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия
889*1000 px 1000*481 px
Дуччо, Страсти Господни, Бичевание Христа (380*713)
Дуччо, Страсти Господни, Распятие (380*504)
Страсти Господни, Бичевание Христа (вверху)
(на обороте "Маэсты"),
1308-1311
Страсти Господни, Распятие ( на обороте "Маэсты"),
1308-1311
370*450 см.; дерево, темпера, позолота 370*450 см.; дерево, темпера, позолота
Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия
533*1000 px 754*1000 px
Дуччо, Алтарь с Мадонной и святыми (380*269)
Дуччо, Христос и Фома неверующий (380*422)
Алтарь с Мадонной и святыми, ок.1315 Христос и Фома неверующий, 1308-1311
170*237 см.; дерево, темпера, позолота 55,5*50,5 см.; дерево, темпера, позолота
Национальная Пинакотека,
Сиена, Италия
Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия
1000*707 px 901*1000 px
Дуччо, Погребение Марии (380*420)
Витраж по рисункам Дуччо (380*380)
Погребение Марии,
1308-1311
Большой витраж с историей Девы Марии по рисункам Дуччо, 1298
50*53 см.;
доска, позолоченный фон, темпера
 
Музео дель Опера делла Метрополитана, Сиена, Италия Собор, Сиена, Италия
905*1000 px 1000*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru