Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 36  
Пьеро делла Франческа

1411 (?)
(Борго Сан Сеполькро, Италия) -

12 октября 1492
(Борго Сан Сеполькро, Италия)

У Пьеро делла Франческа было 2 страсти - живопись и математика. Поэтому творческое наследие мастера состоит не только из светлых, запоминающихся своим богатым колоритом и жизнеутверждающими мотивами работ, но также из теоретических трудов, посвящённых математическому обоснованию теории перспективы.

Вид Борго Сан Сеполькро, XVI век, автор не известен (Пинакотека Комунале, Сан Сеполькро). В XVI веке Борго Сан Сеполькро довольно крупный город.

Пьеро деи Франчески (известный как делла Франческа) появился на свет в городе Борго Сан Сеполькро в Умбрии (ныне - северо-восточная часть Тосканы). Дата его рождения до сих пор остаётся под вопросом. До недавнего времени учёные считали, что знаменательное событие произошло около 1415 года, однако сегодня они всё больше склоняются к периоду между 1411 и 1420 годами. Пьеро был старшим из 8-ых детей Бенедетто деи Франчески и Романы ди Перино. Отец семейства был трудолюбивым, целеустремлённым человеком, прошедшим путь от бедного портного до богатого купца, владельца нескольких суконных лавок и ткацких мануфактур, почётного гражданина Борго.

О детских и юношеских годах Пьеро делла Франческа нам не известно практически ничего, за исключением того факта, что в 1431 году он поступает на учёбу к художнику Антонио д'Ангиари, выходцу из Сиены. Вклад д'Ангиари в процесс творческого становления делла Франческа трудно переоценить : он передал ученику свой богатый опыт, основанный на традициях сиенской живописной школы. В 1438 году Пьеро впервые выезжает из родного города и посещает Рим и Перуджу, а в следующем году решает отправиться на учёбу во Флоренцию - художественный центр того времени, переживающий свой расцвет в связи с поистине революционными преобразованиями в искусстве.

Портрет Пьеро делла Франческа в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Флоренция является первым и наиболее важным этапом в развитии художника Пьеро делла Франческа. Несмотря на то, что он уже имеет за плечами годы практики, художественная жизнь тосканской столицы поражает его широтой размаха. Нетрудно представить, насколько смелыми и необычными показались провинциальному живописцу работы признанных мастеров того времени : художников Мазаччо (1401-1428), фра Анджелико (ок.1387/1400-1455) и Уччелло (1397-1475), скульптора Донателло (1386-1466) и архитектора Брунеллески (1377-1446). В течение нескольких месяцев делла Франческа с упорством, свойственным самокритичным и целеустремлённым натурам, ищет мастерскую, где может научиться работать так же, как эти мастера, а, может быть, взяв на вооружение их опыт, сделать собственные открытия в живописи. В конце 1439 года его поиски увенчались успехом : Пьеро поступает в мастерскую известного художника Доменико Венециано (ок.1410-1461) и становится его учеником и помощником. Первым опытом совместной работы двух мастеров стала роспись стен флорентийского собора Сан Эджидио (к сожалению, фрески были сильно повреждены в XVII веке, во время очередной реставрации, и до нашего времени не сохранились).

В 1445 году Пьеро возвращается в родной Борго и получает заказ на исполнение "Мадонны делла Мизерикордия" - многостворчатого складного алтаря церкви Братства Милосердия. Процесс создания этого полиптиха затянется на долгие 17 лет. Причиной перерывов в работе станут частые отъезды мастера в другие города : несмотря на то, что Пьеро всегда сохранял тесную связь со своей семьёй и родным городом, он никогда не упускал возможности поработать при дворах правителей других городов - Пезаро, Феррары, Римини, Болоньи...

Вид капеллы Маджоре церкви Сан Франческо в Ареццо - шедевр делла Франческа.

Уже в этот период, считающийся ранним в его творчестве, окончательно сформировался стиль Пьеро делла Франческа, который в основных чертах сохранился и в произведениях более поздних, созданных в то период, который принято называть творческой зрелостью. В Ферраре художник написал не сохранившиеся до наших дней фрески по заказу братьев Леонелло и Барсо д'Эсте. В коллекции Леонелло были картины крупнейшего представителя раннего нидерландского Возрождения Рогира ван дер Вейдена (1400-1464), которые, несомненно, вызвали у Пьеро интерес к фламандской технике масляной живописи, к способам передачи света и трактовке золотых вышивок и кружев, столь виртуозно изображавшихся художниками XV века на богатых одеждах персонажей их картин. Заимствование некоторых приёмов фламандской техники, а также близкая к пленэрной трактовка освещённых предметов заметны уже в портрете Сиджизмондо Малатесты, правителя Римини, по заказу которого делла Франческа в 1451 году исполнит несколько фресок для фамильной часовни Малатеста.

"В своих работах Пьеро представлял человека, как только великий может представить великого. Черты его персонажей узнаются безошибочно и запоминаются навсегда" (Збигнев Герберт).
В 1452 году Пьеро делла Франческа получил заказ на фрески для церкви Сан Франческо в Ареццо. Сюжет фресок - история обретения Древа Креста Животворящего, на котором был распят Христос. Эта монументальная работа считается не только лучшим творением Мастера, но и относится к величайшим достижениям европейского искусства. В 1458 году делла Франческа выполнил фреску "Воскресение" в ратуше Борго Сан Сеполькро, находящуюся сейчас в городском музее.
В 1459 году художник отправляется в Рим - он получил заказ на оформление папских апартаментов в Ватикане. К сожалению, эти работы Пьеро делла Франческа будут уничтожены в XVI веке, когда по желанию Папы Юлия II оформление интерьера комнат будет получено Рафаэлю (1483-1520). В 1460 году Пьеро покидает Рим и отправляется в Ареццо, где продолжает работу над фресками в церкви Сан Франческо, прерываясь лишь на время - для того, чтобы съездить в родной Борго. Примерно с середины 1460-х годов Пьеро делла Франческа работает при дворе Федериго да Монтефельтро, графа, а с 1474 года - герцога Урбино. По заказу герцога был написан знаменитый портрет диптих самого Федериго и его жены, Баттисты Сфорца, а также алтарный образ для реконструированной францисканской церкви Сан Донато, позднее переименованной в Сан Бернардино, где герцог изображён коленопреклонённым перед Богоматерью ("Алтарь Монтефельтро").
Слава Пьеро делла Франческо разносится далеко за пределы его родного города, он становится популярен в среде флорентийских и венецианских художников. Историк искусства Роберто Лонги (1890-1970) так описывает последние годы жизни Пьеро : "Пришло время пожинать плоды многолетнего труда - и Пьеро теперь может вплотную заняться обустройством своего дома. Кроме того, он заседает в городском совете, работает над оформлением многочисленных церквей Борго и обучает молодых художников". Пьеро неустанно придумывает новые пластические решения : в его поздних работах - таких как "Рождество" и "Мадонна Сенигалия", светотень становится более мягкой, и большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.
В конце жизни Пьеро делла Франческа постепенно теряет зрение и, как следствие, возможность полноценно работать. Тогда художник полностью переключает своё внимание на науку. Его перу принадлежит 2 трактата : "О перспективе в живописи" (закончена в 1482 году) и "Книжица о 5 правильных телах" (датирована 1485 годом), посвящённая практическому решению некоторых проблем стереометрии.
5 июля 1487 года датировано завещание художника. Однако судьба подарила ему ещё почти 5 лет : Пьеро делла Франческа умер 12 октября 1492 года в Борго Сан Сеполькро.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Пьеро делла Франческа живописца из Борго а Сан Сеполькро"

"Поистине несчастливы те, кто, потрудившись над наукой на пользу другим, а себе на славу, иной раз из-за болезни или смерти не могут довести до совершенства работы, ими начатые. И случается весьма часто, что труды, оставленные ими незаконченными или почти что законченными, присваиваются теми, кто, возомнив о себе, пытается прикрыть свою ослиную кожу благородной шкурой льва. И, хотя время, которое называют отцом истины, рано или поздно обнаруживает правду, всё же случается, что некоторое время бывает лишён почестей тот, кто заслужил их своими трудами, как это и приключилось с Пьеро делла Франческа из Борго Сан Сеполькро. Почитаясь редкостным мастером в преодолении трудностей правильных тел, а также арифметики и геометрии, он, поражённый в старости телесной слепотой, а затем и смертью, не успел выпустить в свет доблестные труды свои и многочисленные книги, им написанные, кои и поныне хранятся в Борго, у него на родине. И хотя тот, кто должен был всеми силами стараться приумножать его славу и известность, ибо у него научился, всему, что знал, пытался как злодей и нечестивец изничтожить имя Пьеро, своего наставника, и завладеть для себя почестями, которые должны были принадлежать одному Пьеро, выпустив под своим собственным именем, а именно брата Луки из Борго, все труды этого почтенного старца, который помимо вышеназванных наук был превосходным живописцем(1).
Родился он в Борго Сан Сеполькро (который теперь стал городом, тогда же им ещё не был) и назвался по имени матери своей делла Франческа(2), ибо она осталась беременной им, когда его отец и её муж умер, и он ею был воспитан и при её помощи достиг ступени, дарованной ему его счастливой судьбой. В своей юности Пьеро занимался математическими науками и, хотя с 15 лет пошёл по пути живописца, так никогда их и не бросал, но, пожав удивительные плоды и в них и в живописи, был призван Гвидобальдо Фельтро, старым герцогом Урбинским(3), для которого он выполнил много картин с прекраснейшими мелкими фигурами, большая часть которых погибла, ибо государство это подвергалось неоднократным потрясениям войны. Тем не менее там сохранились некоторые его сочинения по вопросам геометрии и перспективы, в коих он не уступал никому из своих современников, а может быть, никому и из когда-либо живших и в другие времена, о чём свидетельствуют все его работы, изобилующие перспективами, и в особенности сосуд, построенный из квадратов граней так, что дно и горло его видны и спереди, и сзади, и с боков, и то, несомненно, вещь поразительная, ибо там тончайшим образом построена каждая мелочь и закругления всех этих кругов сокращаются с большим изяществом(4).
И вот после того как он приобрел уважение и известность при этом дворе, ему захотелось показать себя в других краях, и потому отправился он в Пезаро и Анкону, но в разгар работы был вызван герцогом Борсо в Феррару, где во дворце расписал много помещений, которые позднее были разрушены старым герцогом Эрколе при перестройке дворца по-новому. Таким образом в городе этом из работ Пьеро осталась лишь капелла Сант Агостино, расписанная фреской, да и та попорчена сыростью(5).
После этого, будучи приглашён в Рим папой Николаем V, он написал в верхних помещениях дворца 2 истории, соревнуясь с Браманте из Милана, которые наравне с другими были уничтожены папой Юлием III, для того чтобы Рафаэль Урбинский смог написать там св.Петра в темнице и чудо с причастием в Больсене, так же как был уничтожен ряд других произведений, написанных Брамантино, превосходным живописцем своего времени(6). Так как я не могу описать ни жизнь Брамантино, ни его отдельные работы, поскольку они погибли, мне не кажется затруднительным напомнить о нём, который в названных уничтоженных работах кстати написал, как я слышал, несколько голов с натуры столь прекрасных и совершенных, что им не хватало только дара речи, чтобы стать совсем живыми. Многие из этих голов сохранились, ибо Рафаэль Урбинский приказал снять копии с них, чтобы иметь изображения всех тех, которые были великими людьми, а среди них были Николо Фортебраччо, Карл VII, король французский, Антонио Колонна - принц Салернский, Франческо Карманьуола, Джованни Вителлеско, кардинал Висарион, Франческо Спинола, Баттиста да Каннето; все эти портреты ученик и наследник Рафаэля Урбинского Джулио Романо передал Джовио, а Джовио поместил их в свой музей в Комо. В Милане над дверями Сан Сеполькро я видел усопшего Христа его же работы, написанного в ракурсе, и, хотя вся живопись не превышала в высоту одного локтя, она обнаруживает всю безмерность невозможного, осуществлённого с лёгкостью и с пониманием. Есть также в названном городе в доме молодого маркиза Останезиа помещения и лоджии со многими вещами, выполненными им с уверенностью и величайшей мощью в ракурсах фигур, а за Порта Верчеллина, близ замка, он написал в конюшнях, ныне запущенных и полуразрушенных, несколько конюхов, чистящих скребницей лошадей, среди которых одна была изображена так живо и так хорошо, что другая, живая лошадь, приняв её за настоящую, сильно её забрыкала.
Возвратимся, однако, к Пьеро делла Франческа. Закончив свои работы в Риме, он вернулся в Борго, так как умерла его мать, и в приходской церкви он написал фреской изнутри в средних дверях двух святых, которые считались работой прекраснейшей. В монастыре августинцев он написал на дереве образ главного алтаря, и работа эта получила большое одобрение, фреской же он написал Мадонну делла Мизерикордия для одного сообщества, как там говорят, братства, а во дворце Консерваторов - Воскресение Христово, почитающееся лучшей из работ, находящихся в названном городе, из всех прочих его работ.
В Санта Мария в Лорето он начал совместно с Доменико Венециано расписывать свод ризницы, но так как они убоялись чумы, то оставили работу незаконченной, и позднее она была завершена Лукой из Кортоны(7), учеником Пьеро, о чём будет сказано в своём месте.
Прибыв из Лорето в Ареццо, Пьеро расписал в Сан Франческо для Луиджи Баччи, аретинского гражданина, их семейную капеллу главного алтаря(8), свод которой был раньше начат Лоренцо ди Биччи. В этом произведении изображены истории Креста, начиная с того, как дети Адама, погребая отца, кладут ему под язык семя того дерева, из которого был сделан впоследствии названный Крест, вплоть до воздвижения этого Креста императором Ираклием, который входит в Иерусалим пеший и босой, неся его на плече. В этих фресках много прекрасный наблюдений и телодвижений, заслуживающих одобрения; так, например, одежды служанок царицы Савской, выполненные в манере нежной и новой, многие портреты, изображения людей древности и очень живые, ордер коринфских колонн, божественно соразмерных, крестьянин, который опёршись руками на заступ, с такой живостью внимает словам св.Елены, в то время как из земли выкапывают 3 креста, что лучше сделать невозможно. Так же отлично сделан мертвец, воскресающий от прикосновения к Кресту, равно как и радость св.Елены и восхищение окружающих, падающих на колени для молитвы. Но превыше всего проявились его талант и искусство в том, как он написал ночь и ангела в ракурсе, который спускается головой вниз, неся знамение победы Константину, спящему в шатре под охраной слуги и нескольких вооружённых воинов, скрытых ночной тьмой, и освещает своим сиянием и шатёр, и воинов, и все околичности с величайшим чувством меры. Ибо Пьеро показывает в изображении этой тьмы, как важно подражать природным явлениям, выбирая в них самое существенное. А так как он это сделал отличнейшим образом, он дал возможность новым художникам следовать за ним и достичь той высшей ступени, которую, как мы видим, достигнута в наши дни. В той же самой истории он в одном сражении выразительно изобразил страх, смелость, ловкость, силу и все прочие страсти, которые можно наблюдать у сражающихся, а также и всякие иные случайности во время почти невероятной резни и свалки раненных, повреждённых и убитых. За изображение на этой фреске блеска оружия Пьеро заслуживает величайшего одобрения, не меньшего, впрочем, и за то, что он сделал на другой стене, где в бегстве и потоплении Максенция он изобразил в ракурсе группу лошадей, выполненных так дивно, что, принимая во внимание те времена, их можно назвать чересчур прекрасными и чересчур превосходными. В той же истории он написал полуобнажённого и одетого как сарацин, всадника на поджаром коне, изображённого с отличным пониманием анатомии, в ту пору мало известной. И потому он заслужил за эту работу большую награду от Луиджи Баччи (которого он изобразил вместе с Карло и другими его братьями, а также многочисленными аретинцами, процветавшими тогда в области литературы, в том месте фрески, где обезглавливают какого-то царя); да и в этом городе, который он так прославил своими творениями, его с тех пор всегда любили и уважали.
Также в Епископстве названного города, возле дверей сакристии, он изобразил Святую Марию Магдалену, а для сообщества Нунциаты сделал хоругвь для процессий. В Санта Мария делле Грацие за городом на торцовой стене монастырской двери изобразил в кресле, написан в перспективе, св.Донат в папском облачении и в окружении нескольких ангелов, а в Сан Бернардо, монастыре Монте Оливето, высоко на стене в нише - св.Винченций, который художниками ценится весьма высоко. В Сарджано, близ Ареццо, в монастыре францисканцев-цокколантов он написал в одной из капелл прекраснейшего Христа, молящегося ночью в саду(9).
Он выполнил также и в Перудже много произведений, который можно видеть в этом городе, как, например, в церкви монахинь св.Антония Падуанского на доске темперой - Богоматерь с младенцем на коленях и с предстоящими св.Франциском, св.Елизаветой, св.Иоанном Крестителем и св.Антонием Падуанским, наверху же - прекраснейшее Благовещение с ангелом, который будто в самом деле нисходит с неба, но более того, тут же изображена и поистине прекрасная перспектива с уменьшающимися колоннами. На пределе в историях с малыми фигурами изображены : св.Антоний, воскрешающий мальчика, св.Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка, и св.Франциск, получающий стигматы(10). В церкви Сан Чириако д'Анкона за алтарём св.Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери(11).
Пьеро, как говорят, был в искусстве весьма прилежным и много занимался перспективой, а также обладал отличнейшим познанием в Эвклиде настолько, что лучше любого другого геометра понимал, как лучше всего проводить круги в правильных телах, и именно он пролил свет на эти вопросы, а мастер Лука из Борго, монах-францисканец, писавший о геометрически правильных телах, недаром был его учеником; и когда Пьеро, написавший много книг, состарился и умер, названный мастер Лука, присвоив их, напечатал их как свои, поскольку они попали к нему в руки после смерти мастера. Пьеро имел обыкновение делать множество моделей из глины и набрасывать на них мягкие ткани с бесчисленными складками, чтобы их срисовывать и пользоваться этими рисунками.
Учеником Пьеро был Лорентино д'Анджело, аретинец(12), который подражая его манере, написал в Ареццо много живописных работ и закончил те, которые Пьеро оставил незавершёнными, когда его застигла смерть. Лорентино выполнил фреской около св.Доната, которого Пьеро написал в церкви Мадонна делле Грацие, несколько историй из жития св.Доната, а также множество вещей во многих других местах того же города и его округи, ибо работал он беспрестанно, дабы помочь своей семье, находившейся в те времена в большой бедности. Он же написал в названной церкви делле Грацие историю, где папа Сикст IV между кардиналом мантуанским и кардиналом Пикколомини, который впоследствии стал папой Пием III, дарует прощение этому городу; в истории этой Лорентино изобразил с натуры коленопреклоненных Томмазо Марци, Пьеро Традити, Донато Росселини и Джулиано Нарди, аретинских граждан и попечителей этой церкви. В зале дворца приоров он изобразил, также с натуры, Галеото, кардинала Пьетрамалы, епископа Гульельмино дельи Убертини, мессера Анджело Альберготти, доктора прав, и много других его работ рассеяно по этому городу. Говорят, что как-то когда приближалась масленица, дети Лорентино попросили его зарезать свинью, как было в обычае в тех краях, но, так как возможности купить её у него не было, они говорили ему : "Как же вы купите свинью, отец, раз у вас нет денег?" На что Лорентино отвечал : "Кто-нибудь из святых нам в этом поможет". Но так как он повторил это несколько раз, но свиньи всё не покупал, а сроки все прошли, они потеряли надежду. В конце концов подвернулся крестьянин из Пьеве а Кварто, который во исполнение обета пожелал, чтобы ему написали св.Мартина, а заплатить за работу у него было нечем, кроме как свиньёй, цена которой была 5 лир. Разыскав Лорентино, он заявил ему, что хочет получить св.Мартина, но заплатить за него может только свиньёй. Так и поладили : Лорентино написал ему святого, а поселянин привёл к нему свинью; так святой и добыл свинью бедным детям этого живописца.
Учеником Пьеро был также другой Пьеро - из Кастель делла Пьеве(13), расписавший арку наверху в церкви Сант Агостино и изобразивший для монахинь монастыря св.Екатерины в Ареццо св.Урбана, ныне при перестройки церкви уничтоженного. Равным образом его учеником был Лука Синьорелли из Кортоны, принёсший ему больше славы, чем все остальные.
Пьеро из Борго, работы которого относятся примерно к 1458 году, ослеп 60-ти лет от какого-то воспаления и жил таким образом до 86 года своей жизни(14). В Борго он оставил значительное состояние и несколько домов, построенных им самим, которые частично сгорели и были разрушены в 1563 году. Погребён он был с почестями своими согражданами в главной церкви, которая раньше принадлежала ордену камальдульцев и в которой теперь помещается епископство.
Большая часть книг Пьеро находится в библиотеке Федериго Второго, герцога Урбинского, и они таковы, что заслуженно стяжали ему имя лучшего геометра своего времени."

(1) Вазари обвиняет в плагиате знаменитого математика, изобретателя тройной итальянской бухгалтерии Луку Пачоли. Но Пачоли в своём трактате "О божественной пропорции" с большим почтением отзывался о своём учителе Пьеро делла Франческа и обещал составить список его сочинений о перспективе; поэтому в сходстве сочинений того и другого естественно усмотреть вместо злостного заимствования дружественное сотрудничество живописца и математика.
(2) Бенедетто, отец Пьеро, умер в 60-х годах XV в. Пьеро называл себя по имени матери (делла Франческа), по названию своего рода (деи Франчески) или по имени отца и города, откуда был родом (Пьеро ди Бенедетто да Борго Сан Сеполькро).
(3) Пьеро работал в Урбино главным образом для герцога Федериго да Монтефельтро (Гвидобальдо родился в 1472 году, т.е. незадолго до смерти художника).
(4) Из теоретических работ Пьеро сохранились рукописи трактата о перспективе.
(5) Работы в Пезаро, Анконе и Ферраре не сохранились.
(6) Соревноваться с Браманте, приехавшим в Рим в последние годы века, Пьеро не мог. Брамантино (собственно Бартоломео Суарди) - ломбардский живописец, работавший также в Риме; ученик Браманте (отсюда и прозвище).
(7) Из работ, написанных в Борго Сан Сеполькро, сохранились "Воскресение Христово" в палаццо Коммунале (бывший дворец Консерваторов), а также образ ("Успение Богоматери") из монастыря августинцев (теперь в городской пинакотеке). Фрески с двумя святыми и Мадонной не сохранились (2-ую фреску не следует смешивать с полиптихом "Мадонна делла Мизерикордия").
(8) Фрески в Ареццо - главная работа Пьеро делла Франческа (до него там работал не Лоренцо ди Биччи, а его сын Биччи ди Лоренцо). Общая тема фрески та же, что у Аньоло Гадди в церкви Санта Кроче, - легенда о древе для Креста, на котором был распят Христос. Сохранились следующие 11 фресок (помимо фигур пророков) : a) Адам посылает в Рай сына Сифа; б) Смерть Адама; в) Царица Савская находит срубленное дерево для Креста; г) Погребение древа; д) Нахождение Креста; е) Ночное видение императора Константина; ж) Победа Константина над Максенцием; з) Победа Ираклия; и) Смерть Хозроя; к) Обретение Креста; л) Воздвижение Креста.
(9) Фреска "Мария Магдалена" сохранилась (в соборе города Ареццо). Остальные перечисленные Вазари работы не сохранились, кроме "Святого Доната", которая приписывается Лорентино.
(10) Из названных работ в Перудже (в городской пинакотеке) сохранился триптих "Благовещение", который достоверной работой Пьеро делла Франческа не признаётся.
(11) Фреска не сохранилась.
(12) Из работ Лорентино в Ареццо сохранились один из эпизодов жития св.Доната (недавно обнаруженный на стене сеновала монастыря Санта Мария делле Грацие), фрески и полиптих в Сан Франческо, фрески в палаццо Коммунале и фрагмент фрески (Мадонна) в церкви Сан Себастьяно, обнаруженный за образом работы Вазари. Ему же приписывается Мадонна в Дублинской галерее.
(13) Имеется в виду Пьетро Перуджино.
(14) Даты приблизительные.

36 работ

Пьеро делла Франческа, Сиджизмондо Пандольфо Малатеста (380*528)
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Смерть Адама) (фрагмент) (380*283)
Cиджизмондо Пандольфо Малатеста, ок.1451 История Креста Животворящего (Смерть Адама) (фрагмент),
1452-1466
44*34 см. 390*747 см.; фреска
Лувр,
Париж, Франция
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
720*1000 px 1000*745 px
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Смерть Адама) (фрагмент) (380*461)
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Истязание еврея) (380*644)
История Креста Животворящего (Смерть Адама) (фрагмент),
1452-1466
История Креста Животворящего (Истязание еврея),
1452-1466
390*747 см.; фреска 356*193 см.; фреска
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
824*1000 px 590*1000 px
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Принесение Креста в Иерусалим императором Ираклием) (380*292)
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Прибытие царицы Савской ко двору царя Соломона и Встреча царицы Савской с царём Соломоном) (380*235)
История Креста Животворящего (Принесение Креста в Иерусалим императором Ираклием), 1452-1466 История Креста Животворящего (Прибытие царицы Савской ко двору царя Соломона и Встреча царицы Савской с царём Соломоном), 1452-1466
390*747 см.; фреска 336*747 см.; фреска
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
1000*768 px 1000*619 px
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Перенесение Древа Креста) (380*645)
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Обретение и испытание Животворящего Креста) (380*176)
История Креста Животворящего (Перенесение Древа Креста), 1452-1466 История Креста Животворящего (Обретение и испытание Животворящего Креста), 1452-1466
356*190 см.; фреска 356*747 см.; фреска
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
589*1000 px 1000*462 px
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Благовещение) (380*645)
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Победа Константина над Максенцием) (380*192)
История Креста Животворящего (Благовещение), 1452-1466 История Креста Животворящего (Победа Константина над Максенцием), 1452-1466
329*193 см.; фреска 322*764 см.; фреска
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
589*1000 px 1000*505 px
Пьеро делла Франческа, История Креста Животворящего (Сон Константина) (380*687)
Пьеро делла Франческа, Бичевание Христа (380*269)
История Креста Животворящего (Сон Константина), 1452-1466 Бичевание Христа,
ок.1463-1464
329*190 см.; фреска 59*81,5 см.; дерево
Собор Сан Франческо,
Ареццо, Италия
Национальная галерея дель Марке, Урбино, Италия
553*1000 px 1000*709 px
Пьеро делла Франческа, Воскресение Христа (380*423)
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (380*714)
Воскресение Христа,
1465-1470
Полиптих Сан Антонио, 1465-1470
225*200см.; фреска 388*230 см.; дерево
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия
899*1000 px 532*1000 px
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*352)
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*788)
Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470 Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470
388*230 см.; дерево 388*230 см.; дерево
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия
1000*925 px 482*1000 px
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*772)
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*763)
Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470 Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470
388*230 см.; дерево 388*230 см.; дерево
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия
492*1000 px 498*1000 px
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*280)
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*268)
Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470 Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470
388*230 см.; дерево 388*230 см.; дерево
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия
1000*738 px 1000*706 px
Пьеро делла Франческа, Полиптих Сан Антонио (фрагмент) (380*280)
Пьеро делла Франческа, Рождество (380*415)
Полиптих Сан Антонио (фрагмент), 1465-1470 Рождество, ок.1470
388*230 см.; дерево 124,5*123 см.; дерево
Национальная галерея Умбрии, Перуджа, Италия Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*736 px 916*1000 px
Пьеро делла Франческа, Мадонна дель Парто (380*388)
Пьеро делла Франческа, Герцогский диптих из Урбино (380*264)
Мадонна дель Парто,
1465-1470
Герцогский диптих из Урбино : Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, ок.1472
260*203 см.; фреска 94*33 см.; дерево
Погребальная капелла,
Монтерки, Франция
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
980*1000 px 1000*695 px
Пьеро делла Франческа, Герцогский диптих из Урбино (380*347)
Пьеро делла Франческа, Герцогский диптих из Урбино (380*346)
Герцогский диптих из Урбино : Триумфальная колесница Баттисты Сфорца, ок.1472 Герцогский диптих из Урбино : Триумфальная колесница Федериго да Монтефельтро, ок.1472
47*33 см.; дерево 47*33 см.; дерево
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
1000*914 px 1000*911 px
Пьеро делла Франческа, Мадонна Сенигалия (380*442)
Пьеро делла Франческа, Алтарь Монтефельтро (380*556)
Мадонна Сенигалия, ок.1470 Алтарь Монтефельтро, 1472-1474
61*53,5 см.; дерево 248*170 см.; дерево
Национальная галерея дель Марке, Урбино, Италия Пинакотека ди Брера,
Милан, Италия
860*1000 px 683*1000 px
Пьеро делла Франческа, Сиджизмондо Малатеста перед Святым Сигизмундом (380*285)
Пьеро делла Франческа, Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (380*345)
Сиджизмондо Малатеста перед Святым Сигизмундом, 1451 Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия), 1445-1462
257*345 см.; фреска 273*323 см.; дерево, темпера, масло
Темпио Малатестиано,
Римини, Италия
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
1000*749 px 1000*907 px
Пьеро делла Франческа, Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент) (380*571)
Пьеро делла Франческа, Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент) (380*436)
Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент), 1445-1462 Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент), 1445-1462
273*323 см.; дерево, темпера, масло 273*323 см.; дерево, темпера, масло
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
666*1000 px 872*1000 px
"Кажется, будто молящиеся сгруппированы вокруг колонны - до такой степени складки красного платья Мадонны похожи на каннелюры. Люди чувствуют себя спокойно под куполом её накидки, и это ощущение безопасности передаётся зрителю" (Роберто Лонги, историк искусства).
Пьеро делла Франческа, Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент) (380*112)
Пьеро делла Франческа, Крещение Христа (380*549)
Алтарь Мизерикордия (Мадонна делла Мизерикордия) (фрагмент), 1445-1462 Крещение Христа, ок.1450
273*323 см.; дерево, темпера, масло 167*116 см.; дерево, темпера
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
1000*294 px 692*1000 px
Пьеро делла Франческа, Святой Иероним и верующий (380*477)
Пьеро делла Франческа, Воскресение Христа (фрагмент) (380*557)
Святой Иероним и верующий, ок.1450 Воскресение Христа (фрагмент), 1465-1470
49*42 см.; дерево 225*200 см.; фреска
Галерея Академии,
Венеция, Италия
Пинакотека Комунале,
Борго Сан Сеполькро, Италия
796*1000 px 682*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru