Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 18  
Андреа Мантенья

1430 (или 1431) (Изола ди Картуро, Италия) -

13 сентября 1506 (Мантуя, Италия)

На протяжении 60 лет творческой деятельности Андреа Мантеньи искусство северной Италии изменяется до неузнаваемости. В молодости художник становится одним из новаторов в сфере живописи, а на закате жизни - оказывается представителем ушедшей эпохи. Однако его многогранное творчество останется недосягаемым примером для многих художников последующих поколений.

 

Портрет Андреа Мантеньи в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Андреа Мантенья родился в деревушке Изола ди Картуро, между Виченцей и Падуей, в 1430 или 1431 году : приблизительную дату рождения удалось установить, благодаря одной из картин мастера, датированной 1448 годом с указанием, что она принадлежит кисти 17-летнего мастера. Отец будущего художника, Бьяджо Мантенья, был плотником при дворе мантуанского правителя. Мальчик очень рано начал обучаться живописи - после смерти отца он был усыновлен известным художником Франческо Скварчоне (1397-1468) и очень скоро стал лучшим учеником его мастерской в Падуе, слава которой была настолько велика, что в ней работали не только падуанцы, не только уроженцы соседней Венеции и Феррары, но также и приезжие из отдалённых городов Ломбардии и даже Тосканы. В своей мастерской Скварчоне прививал ученикам любовь к античной культуре и интерес к современному искусству - особенно скульптуре Донателло (1386-1466) и живописи Андреа дель Кастаньо (ок.1421-1457). Уже в 1441 году Андреа Мантенья был принят в Цех художников в Падуе - так в 10-летнем художнике признали талант настоящего мастера.

В 1447 году молодой Мантенья вместе со Скварчоне отправляется в Венецию в качестве подмастерья, а уже в следующем году создаёт свою первую самостоятельную работу - полиптих для церкви Санта София в Падуе (не сохранился), которая стала для него своеобразным манифестом собственной независимости от учителя. Сразу после этого Мантенья, вместе с учеником Донателло Николо Пиццолло, приступает к работе над фресками для капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани, другая половина декорации которой была доверена Антонио Виварини и Джованни д'Аллеманья. Оформляя капеллу, Мантенья успевает одновременно заниматься другими проектами, среди которых роспись арки портала церкви Сан Антонио (1452), а также написание Алтаря святого Луки для церкви Санта Джустина (1453). По трагическому стечению обстоятельств - в 1450 году умирает д'Аллеманья, затем уходит из жизни Виварини, а в 1453 году погибает - Пиццоло - роль Мантеньи в создании фресок капеллы становится решающей, тем более что с самого начала работы его превосходство в мастерстве над коллегами было очевидным. Оформление капеллы Оветари было закончено в 1456 году и принесло Мантенье заслуженную славу и официальное приглашение от мантуанского правителя, герцога Гонзага, стать его придворным художником. Мантенья примет это приглашение лишь 4 года спустя - когда закончит алтарную картину в церкви Сан Дзено Маджоре в Вероне - работу, которая наряду с фресками из капеллы Оветари и полиптихом из Санта Джустина окажет огромное влияние на всю северо-итальянскую живопись.
В 1460 году Мантенья вместе с семьёй (а он уже в течение 7 лет женат на Николозии - дочери Якопо Беллини, сестре выдающихся живописцев Джованни и Джентиле Беллини) переезжает в Мантую : герцог Лодовико Гонзага назначил ему высокое годовое жалованье и присвоил титул придворного художника, сохранившийся за Мантеньей до конца его жизни, поскольку художник пережил 3 мантуанских правителей - представителей рода Гонзага, и неизменно оставался для каждого из них "лучшим мастером современности".
В 1463-1464 годах художник занимается украшением фресками резиденций Гонзага в Кавриане и Гойто.
Стремясь быть в курсе новейших тенденций в искусстве, Мантенья в 1467 году совершает краткое путешествие во Флоренцию, а в 1468 в Пизу.
При дворе мантуанских правителей художник знакомится со многими выдающимися людьми своего времени, увлекается трудами философов-гуманистов, а также изучает теорию искусства. Исследователи отмечают, что знаменитая Камера дельи Спози в замке Сан Джорджио была оформлена Мантеньей вопреки некоторым положениям известной теории Альберти (1404-1472), что подтверждает факт открытой конфронтации между художником-практиком и архитектором-теоретиком. Это проект, реализованный в несколько этапов и законченный в 1474 году, явился одним из наиболее выдающихся достижений итальянского Ренессанса, принёс Мантенье европейскую известность и открыл новые горизонты в живописи для будущих поколений итальянских художников - от Корреджо (ок.1489-1534) до Тьеполо (1696-1770).
Однако Мантенья не желает спокойно почивать на лаврах. Он открывает собственную мастерскую, набирает учеников и вместе с ними работает над проектами гобеленов, ювелирных изделия, дорогой посуды. По свидетельству одного из учеников художника, Мантенья часто говорил : "Большой художник начинается с малых заказов".
В 1486 году Мантенья начинает работу над циклом "Триумф Цезаря", состоящим из 9 огромных панно в технике гризайли, заказанных Франческо Гонзага для украшения стен дворцового театра в Мантуе. Эти картины были выполнены в абсолютно новой для Мантеньи манере, и художник долгое время не решался представить их на суд заказчика. В то же время сам художник считал, что ему "нечего стыдиться", и не ошибся : этот цикл принес ему славу мастера тонкого темперного письма и послужил источником вдохновения для многих художников - в частности, для Альбрехта Дюрера (1471-1528).
В 1488 году Мантенья выезжает в Рим, где будет жить и работать в течение 2 с лишним лет. Папа Иннокентий VIII поручает ему оформление небольшой часовни в строящемся Бельведере (папская вилла в Ватикане, разрушенная в XVIII веке).
Римляне восхищаются утончённостью стиля Мантеньи, однако римские художники, очевидно, опасаясь конкуренции со стороны заезжего мастера, не торопятся принимать его в свой круг. Мантенья в письме в Франческо Гонзага признавался, что в Вечном Городе чувствует себя не так комфортно, как в Мантуе : художник ещё не знал, что когда через несколько лет он возвратится домой, то и там окажется чужим, поскольку новые тенденции развития живописи наглядно доказали, что его искусство действительно принадлежало великой эпохе, но эта эпоха ушла безвозвратно...
И хотя Мантенья по-прежнему популярен в Италии, работы, созданные им в последние годы жизни будут оценены уже после смерти мастера. На переломе веков его стиль казался современникам наследием прошлого - особенно на фоне новаторских работ Перуджино (ок.1450-1523), Лоренцо Коста (1460-1535), Джорджоне (1477-1510) и Леонардо да Винчи (1452-1519)...
"Слава - ради неё стоит творить! Средневековое смирение уступает место культу человеческой гордыни, которая перестала порицаться и признана отныне полноценным состоянием души. В эпоху Возрождения художники работают не во славу Создателя, но во имя признания современниками и потомками, ради собственной славы" (Ян Бялостоцкий)
Мантенья умер 13 сентября 1506 года в Мантуе, забрав с собой бесценный дар, который при жизни скромно называл "щепоткой таланта, полученной от Бога".

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Андреа Мантеньи мантуанского живописца"

"Сколь великим поощрением таланту может служить награда знает всякий, кто доблестно подвизался на своём поприще и кто хоть сколько-нибудь был за это вознаграждён, ибо в ожидании почестей и наград ни лишения, ни труды, ни усталость - всё нипочём; мало того, талант приобретает от этого с каждым днём всё больше славы и признания. Правда не всегда находится человек, который сумел бы распознать, оценить и вознаградить чей-либо талант так, как признал был талант Андреа Мантеньи, который родился в Мантуанской округе, в семье скромнейшего происхождения и которого, хотя он ребёнком пас стада, судьба и дарование настолько возвысили, что он заслужил звание рыцаря, как о том будет сказано в своём месте(1). Когда он подрос, его отвезли в город и определили по живописной части к Якопо Скварчоне, падуанскому живописцу(2), и этот - как пишет мессер Джироламо Компаньола к мессеру Леонико Тимео, греческому философу(3), в одном своём латинском письме, в котором он сообщает сведения о некотором старинном художнике, служившим падуанским синьорам из дома Каррара, - и этот Якопо ввёл его к себе в дом и вскоре, распознав в нём прекрасное дарование, его усыновил.
Отнюдь не считая себя лучшим живописцем в мире, Скварчоне заставлял его очень много упражняться на слепках, отлитых с античных изваяний, а также на живописных картинах, каковые холсты он выписывал из разных мест, в особенности же из Тосканы и Рима.
Таким образом, при помощи этих, а также и других приёмов Андреа многому научился в своей юности. Немалой помощью и побуждением к науке послужило ему соревнование с другими учениками его приёмного отца и учителя : с болонцем Марко Дзоппо, с Дарио из Тревизо и с падуанцем Никколо Пиццоло. После того как Андреа, которому в то время ещё не исполнилось 17 лет, написал образ главного алтаря в церкви Санта София в Падуе, вещь, которая кажется исполнена старым опытным художником, а не юношей, Якопо Скварчоне получил заказ на роспись капеллы св. Христофора, что в церкви августинских братьев-отшельников в Падуе, и поручил её вышеназванному Никколо Пиццоло и Андреа. Никколо написал в ней бога-отца, восседающего во славе в окружении учителей церкви, и его роспись считалась впоследствии не уступающей по качеству работам Андреа в той же капелле(4). И действительно, если бы Никколо, который сделал мало вещей, но исключительно хорошие, получал столько же радостей от живописи, как от игры оружием, из него вышел бы отличный художник и он бы дольше прожил на этом свете, ибо, находясь всегда при оружии и имея много врагов, он однажды, возвращаясь с работы, подвергся нападению и был предательски убит. Насколько я знаю, от него не осталось других вещей, если не считать ещё одного изображения бога-отца(5) в капелле Урбина Префекта(6).
Итак, Андреа, оставшись один, исполнил в означенной капелле четырёх евангелистов, которых очень хвалили(7). А так как из-за этих и других вещей стали от Андреа ожидать очень многого и надеялись, что у него выйдет то, что и вышло в действительности, венецианский живописец Якопо Беллини, отец Джентиле и Джованни и соперник Скварчоне, решил выдать за Андреа одну из своих дочерей, сестру Джентиле. Когда об этом узнал Скварчоне, он так разгневался на Андреа, что они навсегда остались врагами; и насколько прежде Скварчоне всегда хвалил работы Андреа, настолько он с тех пор всегда стал их открыто осуждать(8); больше же всего он без зазрения совести осуждал живопись Андреа в упомянутой нами капелле св. Христофора, говоря, что это вещи плохие, ибо в них художник подражал античным мраморам, на которых нельзя в совершенстве научиться живописи, так как камни всегда сохраняют свойственную им твёрдость и никогда не имеют мягкой нежности тел и живых предметов, которые гнутся и совершают различные движения; причём он прибавлял, что Андреа гораздо лучше бы исполнил эти фигуры и они были бы более совершенны, если бы он их сделал цвета мрамора, а не такими пёстрыми, ибо вещи эти кажутся неживыми, а скорее похожими на древние мраморные статуи или нечто в этом роде.
Такого рода упрёки ранили душу Андреа, но, с другой стороны, они оказались для него очень полезными, ибо, зная, что Скварчоне был в значительной степени прав, он принялся за изображения живых людей и настолько в этом преуспел, что в одной из картин, которые ему довелось сделать в этой капелле, он показал своё умение извлекать из живых и созданных природой вещей столько же хорошего, сколько и из произведений искусства.
Однако при всём этом Андреа всегда придерживался того мнения, что хорошие античные статуи более совершенны и обладают более прекрасными частями, чем мы это видим в природе, принимая во внимание, что, поскольку он мог судить и поскольку он это наблюдал в статуях, отличные мастера, их создавшие, извлекали из многих живых людей всё совершенство природы, которая очень собирает и сочетает в одном и том же теле всю красоту; что поэтому-то и необходимо заимствовать одну её часть от одного тела, другую - от другого. Помимо всего этого, статуи казались ему более законченными и более точными в передаче мускулов, вен, жил и других деталей, которые природа часто не так ясно обнаруживает, прикрывая некоторые резкости нежностью и мягкостью плоти, не говоря, конечно, о каких-нибудь старческих и измождённых телах, которых, впрочем, художники избегают и по другим причинам. Как можно убедиться, он охотно применял эти взгляды в своих произведениях, в которых действительно видна несколько режущая манера, подчас напоминающая скорее камень, чем живое тело.
Как бы то ни было, Андреа в этой последней истории, которая бесконечно всем понравилась, изобразил Скварчоне в виде нелепой фигуры толстого солдата с копьём и мечом в руках. Точно также он включил туда портреты своих лучших друзей : флорентинца Нофери, сына мессера Паллы Строцци; мессера Джироламо делла Валле, отличнейшего врача; мессера Бонифацио Фудзименига, доктора прав; Николо, ювелира папы Иннокентия VIII, и Бальдассаре да Леччо - всех их он изобразил одетыми в белые вороненые и блестящие доспехи, какие бывают в действительности, и все они написаны поистине в прекрасной манере. Там же он изобразил кавалера мессера Бонрамино, а также некоего венгерского епископа, совершенно чудака, который целыми днями бродяжничал по Риму, а затем по ночам, наподобие скота, забирался на ночлег в стойла. Там же он ещё изобразил Марсилио Паццо в образе палача, отрубающего голову св. Якову(9), а также самого себя(10). В общем произведение это благодаря своим высоким достоинствам приобрело ему величайшее имя.
Кроме того, пока Андреа расписывал эту капеллу, он исполнил образ для алтаря св. Луки в церкви Санта Джустина, а затем написал фреску в арке над вратами церкви Сант Антонио, которую он подписал своим именем(11). В Вероне он исполнил образ для алтаря св. Христофора и св. Антония, а также на углу Пьяцца ди Палья - несколько фигур(12). В церкви Санта Мария ин Органо для монахов ордена Монте Оливето он написал образ для главного алтаря - прекрасную вещь, а также алтарный образ в церкви Сан Дзено(13). Помимо ряда других вещей Мантенья, находясь в Вероне, работал над заказами для различных мест; так он послал одному аббату во Фьезоле, своему другу и родственнику, картину, на которой была полуфигура Мадонны с младенцем в руках и несколькими головами поющих ангелов, исполненных с удивительным изяществом; картина эта находится ныне в библиотеке этого монастыря и всегда слыла как в то время, так и впоследствии редчайшим произведением(14).
А так как во время своего пребывания в Мантуе он был одним из ближайших слуг маркиза Лодовико Гонзаги, этот синьор, который всегда очень ценил таланты Андреа и ему покровительствовал, заказал ему для капеллы мантуанского замка на дереве маленькую картину, на которой Андреа изобразил истории с фигурами небольшими, но прекрасно исполненными. В том же дворце он написал много фигур, в сокращении снизу вверх, заслуживших высокие похвалы, ибо хотя его способ изображения одежд был жестковат и мелочен и вообще его манера была несколько суховатой, каждый предмет тем не менее исполнен с большим искусством и старанием(15).
Для этого же маркиза он написал в одной зале дворца Сан Себастьяно в Мантуе "Триумф Цезаря" - лучшую из когда-либо исполненных им вещей(16). В этом произведении можно видеть как при помощи прекраснейшего размещения композиции в триумфальное шествие включены : красота и роскошь убранства колесницы; человек, который поносит триумфатора; родственники; курения, курильщицы; жертвенные приношения; жрецы; быки, увенчанные для жертвы; пленники и добыча солдат; строй полков и слоны; доспехи снятые с врагов; победные значки; города и крепости, олицетворяемые разными колесницами; бесчисленное количество трофеев на копьях, разного вида шлемы и латы; убранства; украшения и сосуды без конца; в толпе зрителей - женщина, ведущая за руку ребёнка, который занозил себе ногу, плачет и показывает её матери изящным и весьма естественным движением.
Андреа в этом произведении - как я на это мог бы указать и другой связи - прибег к очень красивому и хорошему решению : он поместил уровень, на котором стоят фигуры, выше точки зрения зрителя и поставил ноги их на переднем профиле или линейной плоскости, на которой они стоят, так, что другие фигуры постепенно сокращаются в глубь картины и ноги их скрыты от зрителя согласно правилам перспективы; это касается также доспехов, сосудов и других предметов и украшений, только нижние части которых он показал, закрывая ими верхние. Это же тщательно соблюдал в своё время и Андреа, мастер "Повешенных"(17), в Тайной вечере, находящейся в трапезной церкви Санта Мариа Нуова. Отсюда явствует, что в те времена эти доблестные мужи хитроумно исследовали истинные свойства природных вещей и с великим прилежанием им подражали.
Одним словом, произведение это не могло быть ни более прекрасным, ни лучше исполненным. Поэтому маркиз, если раньше любил Андреа, теперь полюбил его навсегда и осыпал его ещё большими почестями. Мало того, слава Мантеньи настолько разрослась, что папа Иннокентий VIII, услышав о его заслугах в живописи и о прочих его достоинствах, которыми он был чудесно одарён, послал за ним, дабы он наряду со многими другими украсил своей живописью только что выстроенный Бельведер.
Итак, отправившись в Рим, сопутствуемый расположением и рекомендациями маркиза, который для большего почёта произвёл его в рыцари, Андреа был ласково принят первосвященником и тотчас получил заказ на роспись маленькой капеллы в означенном месте. Он исполнил эту работу со старанием и любовью настолько тщательно, что своды и стены производят впечатление скорее миниатюр, чем живописи(18), а самые крупные по размерам фигуры, находящиеся над алтарём и написанные фреской, как и остальные, изображают св. Иоанна, который крестит Спасителя, а вокруг - людей, совлекающих с себя одежды и обнаруживающих свою готовность принять крещение. Среди прочих - один, который, стараясь снять чулок, приставший к потной ноге, выворачивает его наизнанку, прижав его к голени другой ноги с таким трудом и напряжением, что и то и другое ясно выражается на его лице; эта смелая вещь вызвала в то время большое восхищение у тех, кто её видел. Говорят, что папа, так как он был занят многими другими делами, платил Мантенье деньги на так часто, как этого требовала нужда художника, и что поэтому во время работы над этим заказом Андреа в числе нескольких написанных светотенью изображений Добродетелей поместил Скромность. Когда же как-то раз папа пришёл посмотреть работу, он спросил Андреа : что это за фигура? На что Андреа ответил : "Скромность". Первосвященник добавил : "Если ты хочешь, чтобы она была в хорошем обществе, изобрази с ней рядом Терпение". Художник понял, что этим хотел сказать Святой Отец, и больше об этом не заикался. Когда работа была закончена, папа отослал его обратно к герцогу, наградив почётными дарами и своим расположением.
Пока Андреа работал в Риме, он помимо означенной капеллы написал маленькую картину, изображающую Мадонну со спящим младенцем на руках(19); в глубине, занятой горой, он изобразил каменотёсов, которые в пещерах рубят камни для разного рода работ так тонко и с такой тщательностью, что, кажется, невозможно достичь такого совершенства при помощи тонкого кончика кисти; картина эта ныне находится у сиятельнейшего синьора дона Франческо Медичи, герцога флорентинского, который хранит её в числе самых драгоценных своих предметов. В нашей книге, на полулисте королевской бумаги, имеется рисунок Андреа, законченный светотенью, с изображением Юдифи, опускающей голову Олофера в суму своей рабыни-арапки(20); рисунок этот исполнен такой светотенью, которой теперь больше не пользуются, а именно, художник оставил белый фон листа, заменяющий световую силу белили, причём с такой отчётливостью, что на нём вырисовываются растрепавшиеся волосы и другие мелочи с не меньшей ясностью, как если бы они были старательно выведены кистью; почему можно было бы в известном смысле назвать это скорее произведением живописным, чем рисунком на бумаге.
Подобно Поллайоло, Мантенья охотно гравировал на меди; в числе других вещей он этим способом исполнил свои Триумфы, что обратило на себя внимание, ибо лучшего в этом роде никто не видел(21). Среди последних написанных им вещей была картина для Санта Мария делла Витториа, церкви, построенной по замыслу и плану Андреа маркизом Франческо в ознаменование победы, одержанной на реке Таро, когда он предводительствовал венецианскими войсками против французов(22). На этой картине, написанной темперой и помещенной на главном алтаре, изображена Богоматерь с младенцем, сидящая на пьедестале, а внизу - святой Михаил Архангел, святые Анна и Иоаким, которые представляют маркиза, написанного с натуры так, что он кажется живым Мадонне, протягивающей ему руку. Вещь эта, понравившись и доселе нравящаяся всякому, кто её видит, настолько удовлетворила маркиза, что он с величайшей щедростью вознаградил талант и труд Андреа, который благодаря тому, что пользовался признанием начиная с самых первых своих вещей, смог до конца дней своих с честью нести своё рыцарское звание.
Соревновался с Андреа Лоренцо из Лендинары, который в Падуе считался отличным живописцем и который, кроме того, исполнил несколько лепных скульптур в церкви Сант Антонио, а также ряд других живописцев невысоких достоинств(23). Он всегда любил Дарио из Тревизо и Марко Дзоппо, болонца, так как вместе с ними получил воспитание под руководством Скварчоне(24). Упомянутый Марко расписал в Падуе для братьев-миноритов лоджию, которая служит им залой для капитула, а в Пезаро исполнил картину на дереве, которая ныне находится в церкви Сан Джованни Эванжелиста; кроме того, он в одну свою картину включил портрет Гвидобальдо да Монтефельтро, когда он был флорентинским полководцем. Другом Мантеньи был также Стефано, феррарский живописец, который написал немного, но всё толковые вещи; его кисти принадлежит в Падуе роспись арки в соборе Сант Антонио и изображение Богоматери, так называемая Мадонна у пилястра(25).
Возвращаясь к Андреа, нужно сказать, что он выстроил и расписал для себя в Мантуе очень красивый дом, которым он пользовался, пока был в живых. Наконец в 1517 году, в возрасте 66 лет он скончался(26) и был похоронен с почётом в храме Сант Антонио; и на могиле его, над которой помещалось его бронзовое изображение, была напечатана следующая надгробная надпись : "Ты, лицезреющий здесь бронзовый облик Мантеньи, знай : Апеллесу он равен, если не выше его".
Андреа отличался столь благородным и похвальным нравом во всех своих поступках, что память о нём сохранится не только в его отечестве, но и во всём мире; посему он и заслужил быть прославленным Ариосто не менее за свой благороднейший нрав, чем за свою отменную живопись, а именно в начале 33-ой песни, где упоминаются в числе самых знаменитых живописцев своего времени Леонардо, Андреа Мантенья, Джан Беллини.
Мантенья лучше других сумел показать, как можно в живописи передавать сокращение фигуры вверх, что, конечно, было трудным и смелым изображением; равным образом, как уже упоминалось, он охотно резал на меди для получения отпечатков с изображений фигур, что поистине представляет исключительное удобство, благодаря которому весь мир мог увидеть не только Вакханалию, Битву морских чудовищ, Снятие с Креста, Положение во гроб, Воскресение со святыми Андреем и Лонгином - вещи самого Мантеньи, - но также познакомится с манерой всех других когда-либо больших художников(27)".

(1) Вазари неточен : Мантенья происходит не из Мантуанской, а из Падуанской округи; достоверных сведений о его происхождении и детстве нет; сообщение о том, что художник в детстве пас стада, - обычная схема Вазари (например, по биографии Джотто).
(2) Мантенья был отправлен в Падую (а не Мантую) к живописцу Франческо (а не Якопо) Скварчоне (1394-1474), который усыновил его, когда мальчику было 13 лет. Скварчоне, сменивший в 30-летнем возрасте портновское ремесло на профессию живописца, был известным педагогом и основателем Академии художеств и музея при нём; из своих путешествий - он был и в Греции - он привозил слепки античных скульптур, которые служили ему пособием при преподавании многочисленным ученикам (по некоторым сведениям, до 137 человек).
(3) Томео (а не Тимео) был профессором греческой словесности в Падуанском университете. Письмом, адресуемым Джироламо Компаньолой (ныне письмо утеряно), Вазари широко пользовался для характеристики и других живописцев Северной Италии.
(4) Марко Дзоппо (1433-1478) - ученик Скварчоне, работал в Падуе, Болонье, Венеции. Имя Дарио встречается в 1440-1470 гг. главным образом в Бассано; Никколо Пиццоло родился около 1421 года, умер между 1463 и 1493 гг., работал в Падуе и Донателло, а затем с Мантеньей в Эремитани (высказывалось предположение, что Пиццоло был учителем Мантеньи).
(5) Работа не сохранилась.
(6) Вазари ошибочно называет так капеллу городского префекта, принимая нарицательное наименование за имя собственное.
(7) Фрески в капелле Оветари погибли почти полностью во время 2-ой Мировой войны.
(8) Причины разрыва Мантеньи и Скварчоне точно неизвестны.
(9) Палач не отрубает голову, а разбивает ее молотком.
(10) Автопортретом считается фигура рядом с толстым воином (в котором усматривают не Скварчоне, а молодого Пиццоло).
(11) Работа (полиптих) находится теперь в миланской галерее Брера. Фреска арки (люнет) собора Сант Антонио (Санто) сохранилась на месте.
(12) Обе работы не сохранились.
(13) Обе работы сохранились : "Мадонна на троне" для церкви Санта Мария ин Органо - с собрании Тривульцио в Милане, триптих для Сан Дзено - на месте (предела в Лувре и музее г. Тура).
(14) По-видимому, Вазари имеет в виду так называемую "Мадонну Бутлера", находящуюся ныне в нью-йоркском Метрополитен.
(15) Вазари упоминает здесь лишь мимоходом одну из лучших работ Мантеньи : фрески в Камера дельи Спози. "Маленькая картина" идентифицируется с триптихом, находящимся теперь в Уффици ("Поклонение волхвов", "Обрезание" и "Вознесение").
(16) 9 картонов (сильно испорченных и отреставрированных) для "Триумфа Цезаря" находятся в Королевском дворце в Хэмптон-Корт близ Лондона.
(17) Имеется в виду Андреа Кастаньо.
(18) Римские фрески Мантеньи не сохранились (бельведерская капелла, расписанная им, была позднее разрушена).
(19) "Мадонна с каменотёсами" ("Мадонна делле Каве") находится теперь в Уффици (младенец на ней не спит, а смотрит на мать).
(20) Рисунок с Юдифью хранится в Уффици.
(21) Мантенья и Поллайоло были первыми значительными гравёрами в Италии XV века. "Триумф Цезаря" Мантеньи гравирован, как предполагается, не им самим, а гравёром Дзоан Андреа.
(22) Описанная работа, известная под названием "Мадонна делла Витториа" ("Богоматерь Победы"), находится теперь в Лувре.
(23) Лоренцо Каноцци из Лендинары (ум. в 1477 г.) работал с братом Кристофором (ум. в 1491 г.) главным образом как мастер интараш. О его деятельности как живописца определённых данных нет.
(24) Об архитектурных работах Дзоппо сведений нет. "Мадонна на троне", написанная им в 1471 г. в Венеции для Пезаро (подписная), находится теперь в Берлинском музее. Изображений Гвидобальдо не сохранилось.
(25) О феррарском живописце Стефано определённых данных нет. "Мадонна у пилястра" в Падуанском соборе сохранилась.
(26) Дом Мантеньи сохранился. Возраст и год смерти художника указаны неправильно (не 1517, а 1506 г.).
(27) В настоящее время "Снятие с Креста" исключается из собственных работ Мантеньи.

18 работ

Мантенья, Ассунта (Вознесение Богородицы) (380*886)
Мантенья, История св. Христофора (380*270)
Ассунта (Вознесение Богородицы), 1456 История святого Христофора, 1456
238 см. у основания; фреска 664 см. в длину; фреска
Капелла Оветари, церковь Эремитани, Падуя, Италия Капелла Оветари, церковь Эремитани, Падуя, Италия
429*1000 px 1000*711 px

Фрески в капелле Оветари сильно пострадали во время налёта американских бомбардировщиков на Падую в 1944 году. "История святого Христофора" и "Ассунта" уцелели, поскольку ещё в XIX веке были сняты со стен церкви и перенесены в хранилище для реставрации.

Однажды к Христофору подошёл маленький ребёнок и попросил помочь ему переправиться через реку. Христофор взял ребёнка на плечи и вошёл в воду, однако, чем дольше он шёл, тем более бурным становился поток и тем тяжелей казалась ему ноша. Обессиленный, Христофор вынес ребёнка на берег и спросил : "Кто ты, дитя, ввергнувшее меня в такое испытание : мне казалось, что я нёс на плечах весь мир?" И ребёнок ответил : "Ты нёс на своих плечах не только весь мир, но и Того, кто его сотворил : Я - Иисус Христос, Царь Небесный". Потрясённый богатырь тут же принял христианство. Позже на вопрос самосского царя, кто он такой, Христофор ответил : "Раньше меня звали Офферо - носильщик, теперь же я - Христофор, ибо я нёс на себе Христа..." Царь попытался разрушить его веру, а когда понял, что это ему не удастся - приказал отрубить Христофору голову.

В левой части фрески художник представляет связанного Христофора в окружении его палачей, в правой - изображает тело уже мёртвого мученика, написанное в резком перспективном сокращении.

Мантенья, Алтарь святого Луки (380*289)
Мантенья, Мёртвый Христос (380*324)
Алтарь святого Луки,
1453-1454
Мёртвый Христос, 1480
230*177 см.; дерево, темпера 68*81 см.; холст, темпера
Пинакотека ди Брера,
Милан, Италия
Пинакотека ди Брера,
Милан, Италия
1000*761 px 1000*853 px
Мантенья, Моление о чаше (380*300)
Мантенья, Представление младенца Христа в храме (380*310)
Моление о чаше, 1455 Представление младенца Христа в храме, 1465-1466
63*80 см.; дерево, водные краски 67*86 см.; дерево, темпера
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Гемальдгалерея,
Берлин, Германия
1000*790 px 1000*815 px
Мантенья, Святое Семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем (380*473)
Мантенья, Мадонна каменоломен (Мадонна в скалах) (380*522)
Святое Семейство со святой Елизаветой и маленьким Иоанном Крестителем Мадонна каменоломен (Мадонна в скалах), ок.1489
75,5*61,6 см.; холст, темпера 29*21,5 см.; дерево, темпера
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
804*1000 px 728*1000 px
Мантенья, Двор Гонзага (северная стена Камеры дельи Спози) (380*245)
Мантенья, Кардинал Людовико Тревизано (380*506)
Двор Гонзага
(северная стена
Камеры дельи Спози),
1473-1474
Кардинал Людовико Тревизано
600 см. у основания; фреска  
Замок Сан Джорджио (Палаццо Дукале), Мантуя, Италия  
1000*644 px 751*1000 px
Мантенья, Распятие (380*280)
Мантенья, Святой Себастьян (380*705)
Распятие, 1457-1460 Святой Себастьян, 1480
76*96 см.; дерево 255*142 см.; холст, темпера
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*736 px 539*1000 px
В 1460 году Мантенья заканчивает работу над алтарём базилики Сан Дзено Маджоре в Вероне. 300 лет спустя солдаты наполеоновской армии вывезут алтарь во Францию, где он украсил коллекцию парижского Лувра. В 1815 году верхняя часть полиптиха - ретабулюм - будет возвращена в Италию, а нижняя - пределла - навсегда останется во Франции (её место в Сан Дзено займёт копия). Пройдёт ещё немного времени, и пределла будет разобрана на 3 части. Сегодня одна из них ("Распятие") находится в Лувре, а 2 другие - в Музее изящных искусств города Тур.
Мантенья, Мадонна с младенцем в окружении святых с донатором Джанфранческо II Гонзага (380*685)
Мантенья, Марс и Венера (Парнас) (фрагмент) (380*524)
Мадонна с младенцем в окружении святых с донатором
Джанфранческо II Гонзага, 1495
Марс и Венера (Парнас) (фрагмент)
285*168 см.; холст 159*192 см.
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
555*1000 px 725*1000 px
Мантенья, Марс и Венера (Парнас) (380*301)
Мантенья, Минерва изгоняет Пороки из сада Добродетели (380*296)
Марс и Венера (Парнас) Минерва изгоняет Пороки из сада Добродетели, ок.1502
159*192 см. 160*192 см.; холст
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
1000*791 px 1000*779 px
Мантенья, Портрет мужчины (380*534)
Мантенья, Портрет прелата Гонзага (380*536)
Портрет мужчины, 1461 Портрет прелата Гонзага, 1461
32*29 см. 25*18 см.
Музей Польди Пеццоли,
Милан, Италия
Национальная галерея Каподимонте, Неаполь, Италия
711*1000 px 709*1000 px
Творчество Мантеньи будет иметь большое влияние на всё европейское искусство. Его работы станут источником вдохновения не только для современников мастера, но и для последующих поколений живописцев. Фрески капеллы Оветари имели настолько важное значение для возрождения живописи северной Италии, что их ставят в один ряд с фресками Джотто ди Бондоне (1267-1337) из капеллы Скровеньи в Падуе и фресками Мазаччо (1401-1428) в капелле Бранкаччи во Флоренции. Росписи Камеры дельи Спози станут примером новаторского подхода к настенной живописи не только для Антонио Корреджо, но также для Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Тьеполо. Манеру Мантеньи, в которой была написана картина "Мёртвый Христос", позаимствуют многие немецкие художники. Один из них, Альбрехт Дюрер, узнав о смерти Мантеньи, сказал, что это "самая большая утрата в его жизни".

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru