Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 16  
Симоне Мартини

1 июля (?) 1284 (?) (Сиена, Италия) -

1344 (Авиньон, Франция) / 1345 (Сиена, Италия) (?)

"Итальянское искусство зародилось из францисканского слова, которое, внезапно возникнув, подобно звукам арфы, включается в бьющую энергией жизнь городов" (Эли Фор, 1911)

Чимабуэ, Дуччо и Мартини наравне с великим Джото прокладывают дорогу новому искусству, которое расцветет в полной мере в XV веке. Чимабуэ первым пытается преодолеть схематизм византийских икон. Дуччо развивает готическую тему в живописи. Картины Мартини, от которых веет поэзией рыцарства, предвещают закат Средневековья и рождение Ренессанса.
Соединение проникающих из Константинополя влияний византийского искусства и готического стиля, идущего с Севера, создает самобытную и неповторимую стилистику итальянской живописи эпохи позднего Средневековья.
Италия в Средневековье особенно чувствительна к влияниям византийского искусства в силу своего географического положения. В начале XIII века в Пизу прибывает много эмигрантов из охваченного пожаром крестовых походов Константинополя. Среди переселенцев есть скульпторы, мастера мозаики, живописцы, продолжающие в Тоскане иконографическую традицию Византии. Они сотрудничают с местными художниками. Около 1260 года византийский стиль, или греческая манера (как определяет ее Вазари) преобладает в живописи Флоренции и Пизы. Наиболее часто используемые в живописи темы - это "Распятие" и "Мадонна с Младенцем". Инспирированные византийской традицией изображения строги и аскетичны, фигуры производят впечатление застывших, человеческие образы идеализированы, а композиция чрезвычайно лаконична. Художник, являющийся по сути ремесленником на службе у церкви, должен был подчиняться правилам, которые определяли самые могущественные на то время монашеские ордена бенедиктинцев и доминиканцев.
Первые художники, которые пытаются придать своим композициям более свободный характер и сообщить фигурам динамику, - это Джунта Пизано (упоминаемый в документах между 1229 и 1254 годами) и Пьетро Каваллини (ок. 1250 - ок. 1330), автор мозаик в церкви Санта Мария ин Трастевере в Риме. Их произведениями восхищается во время своего пребывания в Вечном городе в 1272 году молодой флорентийский художник Чимабуэ. Он пойдет дальше своих предшественников, стараясь оживить византийскую схему и наделить своих героев подлинными эмоциями. Изображения распятого Христа кисти Чимабуэ передают беспредельные страдания. Мастер "очеловечивает" изображение, отражая в лицах и жестах персонажей их внутренние переживания.
Эволюция итальянской живописи совпадает по времени с проникновением на Апеннинский полуостров влияний готики. В распространении этих влияний пальма первенства принадлежит монахам-цистерианцам. Под их руководством, а также при помощи французских архитекторов и скульпторов появляются первые итальянские храмы в готическом стиле : собор в аббатстве Фоссанова около Террачины (освящен в 1208 году), Санта Мария д'Арбона в Абруццо (1208), а также в тосканских аббатствах Сан Галгано (1219) и Сеттимо близ Флоренции (1227). В 1228 году, почти через 2 года после смерти святого Франциска, в Ассизи начинается возведение храма в его честь. Архитектура этого храма также находится под влиянием французской готики.
Святой Франциск из Ассизи родился около 1182 года. Сын богатого торговца мануфактурой Бернардоне и Донны Пика, происходящей из провансальской семьи, при крещении получил имя Джованни (Франциск - "французик" - это прозвище, данное ему отцом). Приняв обет бедности, Франциск становится странствующим проповедником. Его проповеди, прославляющие мир и его красоту как свидетельство божественного всемогущества и доброты, возвращают христианству радостные надежды, евангельскую чистоту и простоту, любовь к природе и человеку. В некотором смысле святой Франциск будет причастен к тем переменам в итальянской живописи, которые позже приведут к Ренессансу, так как под влиянием смирения и простого, но страстного слова первых Братьев Меньших (то есть францисканцев) многие художники переносят свой интерес на человека и окружающую его природную среду.
Двухъярусная церковь святого Франциска в Ассизи становится самым крупным итальянским художественным проектом в XIII веке. Живописные работы на некоторое время прерываются и становятся поводом для внутренних разногласий в ордене францисканцев. Братья Меньшие Конвентуальные, менее категоричные в интерпретации канона, хотят почтить святого богатыми украшениями, чему во имя принципа абсолютной бедности решительно противятся Братья Меньшие Обсерванты. В обеих церквях, верхней и нижней, работают поочередно самые выдающиеся творцы, в том числе и выполняющие мозаики Торрити, Рузути и Каваллини, а также живописцы Чимабуэ, Джотто, Дуччо, Джунга Пизано, Меммо ди Филипуччо, Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Художники обмениваются опытом. Произведения скульптора Джованни Пизано (ок. 1248-1314), работающего также в Пизе и Сиене, сильно влияют на эстетические взгляды Дуччо и Симоне Мартини. В XIII-начале XIV века художники одинаково хорошо знакомы как с различными художественными техниками, так и с ткачеством, ювелирным делом. Хотя художников в ту пору считают ремесленниками, они начинают отдавать себе отчет в самобытности и самодостаточности своего искусства, освобождаясь от сковывающих церковных догм и канонов.
Переменам в живописи этого переходного периода способствует развитие европейских городов между XI и XIII веками, а также появление в Италии городов-государств. Роль, которую в Средневековье играли укрепленные замки, постепенно перенимают городские поселения, разрастающиеся в большие города. Архитекторы начинают мыслить урбанистическими категориями и впервые проектируют открытые пространства внутри городских стен. В это же время расцветает международный обмен товарами, в связи с чем Европа покрывается широкой сетью торговых путей. Итальянские купцы активно участвуют в ярмарках, организовываемых в Германии, Фландрии и Франции. Жители Сиены и Флоренции вводят банковскую систему, основанную на векселях, которые значительно облегчают торговые сделки. Богатеющие итальянские города используют искусство для подтверждения своего могущества, свидетельством чего являются как храмы, так и общественные здания. Наряду с церковными учреждениями важными заказчиками для художников являются городские власти. Соревнуясь в красоте убранства, Флоренция, Сиена, Падуя или Ассизи приглашают самых знаменитых художников. Тем не менее живопись XIII века все еще остается под неусыпным контролем церкви.
Чимабуэ одним из первых в итальянской живописи наделяет своих героев экспрессией человеческих чувств. Как и Дуччо, он вводит в живопись первые натуралистические детали. Практически во всей Европе художники занимаются "придворным искусством", которое создается под влиянием трубадуров и менестрелей. Рыцарские романы воспевают человеческие переживания. Распространяется культ Богородицы, пышностью церемоний равный поклонению Христу. Мария становится также воплощением возвышенной, идеальной женщины. Сюжет Благовещения приобретает более широкое значение, так как он выходит за рамки религиозного повествования в мир придворной поэзии. Флорентийский поэт Рустико Филиппи (1230-1300) воспевает в своих "Сонетти бурлески" абсолютно новое общество, все больше отдаляющееся от аскетизма религиозных канонов : "Любимая, воплощение красоты, позволь мне играть, смеяться и забавляться".
Вскоре после этого Данте (1265-1321) и Петрарка (1304-1374) в своих произведениях открывают совершенно новые миры, где властвуют чувства, а не правила. "Божественная комедия" - это аллегорическое путешествие из Ада через Чистилище в Рай, в то же время это гимн любви. Данте цитирует греческих авторов (Гомера, Платона, Аристотеля), а "проводником" ему служит великий римский поэт Вергилий. Данте оставляет "мрачные дебри" средневековья и заканчивает свое путешествие образом вечного Рая. Петрарка воспевает в сонетах свою страстную любовь к Лауре. Поэзия, как и живопись, имеет два обличья : одно, очевидное каждому, - религиозное, другое - тайное, инспирированное греческой мифологией и искусством, эпикурейское. Треченто - это вступительная увертюра к Возрождению.

Портрет Симоне Мартини в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Симоне, сын Мартина, жителя прихода Сант Эджидио в Сиене, родился, вероятно, в 1284 году. Некоторые историки выдвигают гипотезу, что его отец был членом художественного цеха и занимался подготовкой стен под написание фресок. Его брат Донато также имел отношение к живописи. Симоне был тесно связан с семьей происходящего из Сан Джиминьяно художника Меммо ди Филипуччион (конец XIII-начало XIV века), ассистента Джотто в Ассизи, друга и помощника Дуччо. С сыновьями Меммо, Липпо и Тедерико, Мартини соединяют узы дружбы и общности интересов, а в 1324 году художник женится на их сестре Джованне. Вместе с шуринами он создаст семейное предприятие, которое будет выполнять многочисленные заказы в разных городах.

Первое упоминание о Мартини мы находим в документе 1315 года по поводу двух ссуд, предоставленных ему городскими властями Сиены. В этом же году художник ставит свою подпись и дату под фреской "Маэста", выполненной в Зале Совета сиенской ратуши. Этот шедевр делает его в глазах современников последователем Дуччо, под сильным влиянием которого он находился в начале творческого пути. Через некоторое время художник отправляется в Ассизи, где работает с учениками Джотто. В 1317 году он пребывает в Неаполь и создает великолепный ретабулум, изображающий "Святого Людовика Тулузского, коронующего Роберта Андегавенского". После краткого пребывания в Сан Джиминьяно Мартини в 1319 году задерживается в Пизе, где по заказу донимиканцев пишет полиптих для главного алтаря церкви святой Екатерины. В следующем году он пребывает в Орвето, чтобы выполнить алтарные образы для монастырей доминикансцев, францисканцев и сервитов. В 1323 году художник возвращается в Сиену, так как там его ожидают многочисленные заказчики. На пороге своего сорокалетия художник добился, наконец, высокого общественного положения и подлинной финансовой независимости. Выдающийся живописец, больше чем кто-либо осознающий ценность своих работ и очень ими гордившийся, стремится стать художником-гуманистом, просвещенным мастером, равным по образованности литераторам своей эпохи.
Около 1335 года Мартини едет к папскому двору в Авиньон. Он знакомится там с Петраркой и пишет портрет возлюбленной поэта Лауры (ныне утраченный). Петрарка считает Мартини, наряду с Джотто, одним из "художников, достойных восхищения". Симоне Мартини умирает - по некоторым источникам - в Авиньоне в 1344 году, не увидев родины; по мнению других (например, у Вазари), он умер в Сиене в 1345 году и похоронен шурином Липпо в церкви святого Франциска.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Симоне и Липпо Мемми сиенских живописцев"

"Поистине могут назвать себя счастливыми люди, имеющие от природы склонность к тем искусствам, которые могут принести им не только почести и пользу величайшие, но и, более того, именам их славу едва ли не вечную. Но еще счастливее те, кто с пеленок обладает кроме такой склонности также любезностью и светскими нравами, которые делают их весьма приятными для всех людей. И, наконец, счастливее всех, если говорить о художниках, те, которые, получив от природы склонности к доброму и от нее же, а также от воспитания - благородные нравы, живут в одно время с каким-либо знаменитым писателем, от которого за небольшой портрет или другую подобную же любезность в виде произведения искусства они подчас через писания его получают в награду честь и славу вечные. Среди тех, кто занимается искусствами рисунка, этого особенно должны желать и добиваться превосходные живописцы, ибо их творения, создаваемые красками на плоскости, не могут обладать той прочностью, какую имеют скульптурные произведения из бронзы и мрамора или же здания, выстроенные архитекторами. И потому величайшей удачей было для Симоне то, что он жил во времена мессера Франческо Петрарки и встретил при авиньонском дворе сего нежнейшего поэта, который пожелал иметь изображения мадонны Лауры, исполненное рукой мастера Симоне, и так как она на портрете оказалась такой же прекрасной, как он желал, он оставил память о Симоне в двух сонетах, один из которых начинается так :
"Ни Поликтет, прославленный в искусстве,
Ни тысячи других, ему подобных ..."(1)
а второй так :
"Когда я кисть вложил Симоне в руку,
Был мастер вдруг охвачен вдохновеньем ..."(2)
И поистине сонеты эти и упоминание о нем в одном из "Писем к домашним" в 5-ой книге, начинающемся со слов : Non sum nescius(3), прославили бедную жизнь мастера Симоне больше, чем прославляли и когда-либо прославят все его произведения, ибо рано или поздно они погибнут, тогда как писания такого мужа будут жить на веки вечные.
Итак, Симоне Мемми был превосходным сиенским живописцем, единственным для своих времен и весьма ценимым при папском дворе, и потому после смерти своего учителя Джотто(4), которого он сопровождал в Рим, где тот выполнял мозаичный корабль и другие вещи, он, подражая манере Джотто, написал Деву Марию в портике Сан Пьетро, а также святых Петра и Павла неподалеку от бронзовой сосновой шишки(5) на стене между арками портика с внешней стороны. Симоне был так прославлен за эту работу, в особенности же за изображение причетника собора Петра, расторопно зажигающего лампады перед названными фигурами, что он с настойчивостью величайшей был приглашен в Авиньон ко двору папы, где он выполнил столько живописных работ фреской и на досках, что творения его оправдали его славу, распространившуюся столь далеко(6).
И потому, когда он возвратился в Сиену, будучи, весьма известным, он и там пользовался большим успехом, и Синьорией ему было заказано написать в одном из зал ее дворца фреской Деву Марию, окруженную многочисленными фигурами, каковую он и завершил со всем совершенством себе на пользу и во славу великую(7). А чтобы показать, что и на досках он умеет работать не хуже, чем над фресками, он в названном дворце расписал одну доску, что послужило поводом к тому, что ему были заказаны две другие в соборе, а также Богоматерь с младенцем на руках в прекраснейшем положении над дверями попечительства названного собора(8); на этом живописном произведении прекраснейше расположены и большим украшением служат летящие ангелы, несущие в воздухе хоругвь и обратившие взор вниз на нескольких святых, окружающих Богоматерь.
Когда это было сделано, Симоне был приглашен генералом ордена святого Августина во Флоренцию, где работал в Капитуле Санто Спирито, обнаружив изобретательность и удивительную рассудительность в фигурах и лошадях, им написанных, о чем свидетельствует история страстей Христовых, где мы видим, что все им выполнено талантливо, со сдержанностью и величайшим изяществом. Там же мы видим разбойников, испускающих дух на кресте; и душа доброго радостно возносится на небо с ангелами, душа же злого в полном смятении, с всклокоченными волосами направляется в сопровождении дьяволов на муки ада.
Равным образом обнаружил Симоне изобретательность и рассудительность в позах ангелов, горько плачущих вокруг Распятого, но превыше всего достойны внимания духи, которые, как мы видим, рассекают воздух своими плечами и своим вращением как бы поддерживают движение своего полета. Однако эта работа еще больше свидетельствовала бы о превосходных качествах Симоне, если бы она не была повреждена временем, а сверх того испорчена в 1560 году упомянутыми отцами, которые, не имея возможности пользоваться капитулом, пришедшим в негодное состояние от сырости, и заменяя изъеденный червями потолок свода, уничтожили и то немногое, что оставалось от живописи этого человека. Почти в то же самое время Симоне написал Богоматерь и святого Луку с другими святыми темперой да доске, находящейся ныне с его подписью в капелле Гонди в Санта Мария Новелла(9). После чего он весьма удачно расписал три стены капитула названной Санта Мария Новелла(10). На одной, над входными дверями, он написал житие святого Доминика, на следующей, по направлению к самой церкви, написал устав и деятельность его вероисповедания и ордена в борьбе с еретиками, изображенными волками, нападающих на овец, которых защищают многочисленные псы с черными и белыми пятнами, отгоняющие и убивающие волков. Есть там также еретики, которые, убежденные на диспутах, рвут свои книги и, раскаявшись, исповедуются; есть также души, проходящие через врата рая, в котором изображено много фигурок, занимающихся разными делами. На небесах мы видим славу святых и Иисуса Христа, внизу же, на земле, остались суетные развлечения и удовольствия в образе человеческих фигур и главным образом восседающих женщин; среди них и Мадонна Лаура Петрарки, написанная с натуры в зеленом одеянии с огненным язычком между грудью и шеей. Есть там и Христова церковь, охраняемая папой, императором, королями, кардиналами, епископами и всеми христианскими князьями, и среди них, рядом с родосским рыцарем, - мессер Франческо Петрарка, написанный также с натуры; Симоне изобразил его, дабы освежить в своих творениях славу того, кто его сделал бессмертным. Всемирную церковь он изобразил в виде церкви Санта Мария дель Фьоре, о чем сказано в другом месте(11), однако не в нынешнем ее виде, но по модели и проекту, оставленным в попечительстве архитектором Арнольфо, в качестве образца для тех, кто должен был продолжить строительство после него; от моделей этих из-за нерадивости попечителей Санта Мария дель Фьоре, как сказано в другом месте, не осталось и воспоминания, если бы Симоне не изобразил эту модель в этой работе.
На третьей, а именно алтарной, стене он написал страсти Христа, который выходит из Иерусалима с крестом на плечах, идет на гору Голгофу в сопровождении огромнейшей толпы, прибывает туда, где его поднимают на крест между разбойниками; тут же и все прочие околичности, относящиеся к этой истории. Умолчу о большом количестве лошадей, о том, как стражники мечут жребий об одежде Христа, как Христос выводит святых отцов из преисподней и обо всех других ценных замыслах, которые могли бы принадлежать мастеру не того времени, а превосходнейшему современному. Ибо, расписывая эти стены, он с весьма прилежной наблюдательностью изображает на каждой из них различные истории, распределяя их по склону горы, а не отделяя одну историю от другой рамками, по обыкновению старых художников и многих новых, изображающих землю над воздухом четыре и пять раз, как в главной капелле той же самой церкви и на Кампо Санто в Пизе, где и он, выполняя много фресок, принужден был вопреки своей воле применить подобные разделения, ибо другие живописцы, как Джотто и Буонамико, его учитель(12), работавшие там, начали писать свои истории этим дурным способом.
Итак, на Кампо Санто(13) Симоне, следуя, дабы не делать еще больше ошибок, порядку, которому придерживались другие, выполнил над главными дверями изнутри фреской Богоматерь, возносимую на небеса хором ангелов, поющих и играющих столь живо, что по ним можно опознать все разнообразные действия, обычно совершаемые поющими и играющими музыкантами : как они прислушиваются к звукам, открывают по-разному рты, возводят очи к небу, надувают щеки, напрягают горло и вообще совершают все прочие действия и движения, выполняемые музыкантами. Под этим Успением он на трех картинах изобразил несколько историй из жития св. Раньери пизанского. На первой, будучи юношей, он играет на цитре, под которую танцуют несколько девушек, красивейших и по выражению лиц и по нарядным одеяниям и прическам того времени. Далее мы видим того же Раньери, которого за подобное сластолюбие упрекает отшельник блаженный Альберто, и который стоит с поникшей головой, с заплаканным лицом и с глазами, покрасневшими от слез, в полном раскаянии за свой грех, в то время как Господь в воздухе, окруженный небесным светом, показывает, что прощает его. На другой картине Раньери, раздав все свое имущество беднякам божьим, собирается сесть на корабль, и его окружает целая толпа нищих, калек, женщин и детей, весьма возбужденно стремящихся пробраться вперед, чтобы попросить у него милостыни и поблагодарить его. На той же картине, тот же святой, облеченный в храме власяницей паломника, стоит перед Богоматерью, окруженной многочисленными ангелами, которая показывает ему, что он упокоится в ее лоне в Пизе; все эти фигуры отличаются живостью и красотой лиц. На третьей Симоне изобразил, как Раньери, пробывший семь лет в заморских странах, являет всем своим видом, что провел в Святой земле три сорокадневных поста; там же он стоит в хоре, внимая богослужению, и множество мальчиков поют, а его искушает демон, которого отгоняет твердая решимость Раньери, не пожелавшего обидеть Господа, и сопутствуемого фигурой, в коей Симоне изобразил Постоянство; она обращает древнего врага в бегство, а тот удаляется не только в смущении, но и объятый страхом и, согласно прекрасному и смелому замыслу художника, убегая, схватился руками за голову, которую он опустил и втянул насколько возможно в плечи, говоря, как это видно по подписи, выходящей из его пасти : "Больше не могу". И, наконец, на той же картине мы видим Раньери коленопреклоненного на горе Фавор, когда в воздухе ему является чудесное видение Христа с Моисеем и Ильей. Все это в этом произведении, а также многое другое, о чем умалчиваю, обнаруживает, что Симоне обладал очень смелым воображением и понимал хороший способ изящно сочетать фигуры в манере тех времен. Закончив эти истории, он расписал в том же городе две доски темперой в сотрудничестве и Липпо Мемми, своим братом, который и раньше помогал ему в росписи капитула Санта Мария Новелла и в других работах(14).
Этот последний, хотя и был столь превосходным, как Симоне, следовал тем не менее насколько мог его манере и выполнил совместно с ним много фресок в Санта Кроче во Флоренции(15), у братьев-проповедников в Санта Катерина в Пизе доску главного алтаря(16), а в Сан Паоло а Рипа д'Арно кроме многих прекраснейших фресок доску темперой, ту, которая ныне находится над главным алтарем, на которой Богоматерь, святые Петр и Павел и св. Иоанн Креститель, а также другие святые и которые Липпо подписал своим именем(17). Выполнив эти работы, он расписал самостоятельно доску темперой для братьев-августинцев в Сан Джиминьяно и приобрел этим такую известность, что ему пришлось отослать в Ареццо епископу Гвидо де Тарлати доску с тремя поясными фигурами, ныне находящуюся в капелле св. Григория в епископстве(18). Когда Симоне работал во Флоренции, его двоюродному брату, талантливому архитектору по имени Нероччо, удалось в 1332 году заставить зазвонить большой колокол флорентийской Коммуны, в который в течение 17 лет никто не мог звонить без помощи 12 человек, его раскачивающих. Последний же уравновесил его так, что раскачать его можно было вдвоем, после чего уже один звонил сколько угодно, несмотря на то, что весил колокол более 16 тысяч фунтов; кроме славы это принесло в его пользу 300 флоринов золотом, что было большим вознаграждением для тех времени.
Вернемся же, однако, к нашим обоим сиенским Мемми : Липпо помимо названных вещей расписал по рисунку Симоне доску темперой, которая была отправлена в Пистойю и помещена над главным алтарем церкви Сан Франческо и почиталась прекраснейшей(19).
В конце концов они вернулись в Сиену, на свою родину, где Симоне приступил к огромнейшей живописной работе над Портоне ди Камоллиа, многофигурному Венчанию Богоматери; но так как в это время с ним приключилась весьма тяжелая болезнь, работа осталась незавершенной, он же, побежденный тяжким недугом, отошел из жизни сей в 1345 году, к величайшей скорби всего города и Липпо, его брата, который соорудил для него достойную усыпальницу в Сан Франческо. Сам он завершил после этого много работ, оставшихся после Симоне незаконченными, к ним относились Страсти Иисуса Христа в Анконе над главным алтарем Сан Никкола(20), где Липпо закончил то, что начал Симоне, подражая тому, что названный Симоне делал, и завершил в капитуле Санто Спирито во Флоренции. Работа эта была бы достойна более продолжительной жизни, чем та, какая ей, быть может, суждена, ибо в ней весьма прекрасны положения лошадей, а также пораженных воинов, с оживленными телодвижениями рассуждающих о том, неужели же сын божий ими распят.
Подобным же образом он завершил в Ассизи, в нижней церкви Сан Франческо, несколько фигур, начатых Симоне в алтаре св. Елизаветы, что при входе в двери, ведущие в капеллу(21); он изобразил там Богоматерь и св. Людовика, короля французского, а также других святых, а всего восемь фигур по колено, отменных и с весьма отменным цветом. Кроме того, Симоне начал в большой трапезной названного монастыря на торцовой стене много небольших историй и Распятие, изображенное в виде дерева; оно осталось незавершенным и набросано, как видно и поныне, кистью красной краской на штукатурке; так выполнялись картоны, приготовлявшиеся нашими старыми мастерами, чтобы быстрее работать фреской; а именно, распределив всю работу на штукатурке, они делали набросок кистью, перенося с небольшого рисунка все, что предполагалось сделать, в пропорциях, увеличенных настолько, насколько это было задумано. Поэтому и в других местах мы видим много других набросков, написанных таким же образом, встречаются также и многие другие, написанные красной краской на штукатурке и сохранившиеся после того, как сама работа уже облупилась.
Возвратимся, однако, к Липпо : рисовал он толково, что можно видеть в нашей книге по читающему отшельнику, сидящему скрестив ноги. После Симоне он прожил 12 лет и много работал по всей Италии, особенно же во Флоренции, где расписал две доски в Санта Кроче(22). Так как манера обоих братьев весьма сходна, одного от другого можно отличить по следующему : Симоне подписывался под своими работами так : Simonis Memmi senensis opus(23), а Липпо опускал свое имя и, не заботясь о чистоте латыни, подписывал таким образом : opus Memmi de Senis me feat(24). На стене капитула Санта Мария Новела рукой Симоне изображены, кроме Петрарки и мадонны Лауры, о чем сказано выше, Чимабуе, архитектор Лапо, сын его Арнольфо и сам Симоне, в образе папы на этой истории Бенедикт XI из Тревизо, бывший братом-проповедником; портрет этого папы был гораздо раньше доставлен Симоне его учителем Джотто по возвращении последнего от названного папы, перенесшего свой двор в Авиньон(25). В том же месте он изобразил кардинала Николая из Прато рядом с названным папой; кардинал этот в то время прибыл во Флоренцию легатом этого первосвященника, как рассказывает в своих историях Джованни Виллани. Над гробницей Симоне находится следующая эпитафия : Simoni Memmio pictorum omnium omnis aetatis celeberrino. Vixit ann. LX. mens II d. III(26). Как видно по нашей упоминавшейся выше книге, в рисунке Симоне не был весьма превосходным, но обладал от природы изобретательностью и очень любил рисовать с натуры; в этом он признавался лучшим мастером своего времени настолько, что синьор Пандольфо Малатеста послал его в Авиньон, чтобы сделать портрет мессере Франческо Петрарки, по просьбе коего он затем с такой же для себя славой выполнил портрет мадонны Лауры."

(1) Сонеты Петрарки, часть I, сонет 49
(2) Сонеты Петрарки, часть I, сонет 50
(3) "Известно мне" - письма Петрарки "A familiares" ("К домашним")
(4) Вазари ошибается, Симоне не был учеником Джотто
(5) Имеется в виде бронзовая сосновая шишка огромных размеров, перенесенная при сносе старого собора св. Петра в ватиканский Джардино делла Пинья ("Сад сосновой шишки"). Работы в Сан Пьетро погибли при перестройке старой базилики
(6) В Авиньоне, куда Симоне отправился согласно документам, в феврале 1339 года, от его работ сохранилось немного : люнета с Богоматерью в соборе и остатки фресок в бывшем папском дворце
(7) Сохранившаяся фреска в Селла дель Консильо (Зале Совета) палаццо Пубблико в Сиене - одна из лучших работ Симоне
(8) Работы не сохранились
(9) Судьба работы неизвестна
(10) Речь идет о сохранившихся фресках в Испанской капелле (Капеллоне дельи Спаньуоли) церкви Санта Мария Новелла, приписываемых ныне Адреа ди Фиренце с его учениками
(11) В биографии Арнольдо ди Лапо, также написанной Вазари
(12) Симоне учеником Буффальмакко не был
(13) Фрески на Кампо Санто приписывают также Липпо Мемми ("Богоматерь"), Андреа да Фиренце и Антонио Венециано ("Житие св. Раньери")
(14) Речь идет о фресках в Испанской капелле
(15) Фрески в Санта Кроче не сохранились
(16) Сохранившийся алтарный образ выполнен одним Симоне (согласно обнаруженной подписи)
(17) Фрески и образ не сохранились
(18) Работа не сохранилась
(19) Работа не сохранилась
(20) Работа не сохранилась
(21) Работы в Ассизи сохранились частично
(22) Обе работы не сохранились
(23) "Симоне Мемми, сиенца, работа"
(24) "Работа Мемми, сиенца, меня сделал"
(25) Папский престол был перенесен в Авиньон не Бенедиктом XI, а его приемником Климентом V
(26) "Симоне Мемми, из всех художников всех времен знаменитейшему. Жил 60 лет, 2 месяца, 3 дня"

16 работ

Мартини, Благовещение (380*324)
Мартини, Откровения Христа в храме (380*550)
Благовещение, 1333 Откровения Христа в храме, 1342
265*305 см.; дерево, темпера 50*35 см.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия Прадо, Мадрид, Испания
1000*853 px 691*1000 px
Мартини, Святая Клара Ассизская (380*463)
Мартини, Пизанский полиптих (380*268)
Святая Клара Ассизская (деталь), 1312-1320 Пизанский полиптих,
1319-1320
фреска 230*340 см.; дерево, темпера
Нижняя базилика Сан Франческо, Ассизи, Италия Национальный музей ди сан Маттео, Пиза, Италия
821*1000 px 1000*705 px
Мартини, Крестный путь (380*615)
Мартини, Распятие (380*642)
Крестный путь, 1335-1337 Распятие
29,5*20,5 см.; дерево, темпера  
Лувр, Париж, Франция  
380*615 px 380*642 px
Мартини, Благословение (380*507)
Мартини, Дева Мария (380*624)
Благословение, 1341 Дева Мария
   
   
439*586 px 380*624 px
Мартини, Благовещение (деталь, Архангел Гавриил) (380*546)
"Персонажи Симоне размещены лучше - более свободны и менее зажаты, складки их одежд ложатся более натурально, и все они содержат в себе что-то такое, что легче почувствовать, чем назвать" (Делла Валле, 1785)
Благовещение (деталь, Архангел Гавриил), 1333
265*305 см.; дерево, темпера
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
408*586 px
Мартини, Архангел Гавриил (380*632)
Мартини, Святой Франциск (380*554)
Архангел Гавриил Святой Франциск
   
   
385*640 px 402*586 px
Мартини, Христос (380*535)
Мартини, Маэста (деталь) (380*534)
Христос Маэста (деталь), 1315
  763*970 см.; фреска
  Зал Совета, Городская ратуша, Сиена, Италия
416*586 px 417*586 px
Мартини, Маэста (деталь) (380*537)
Мартини, Маэста (деталь) (380*548)
Маэста (деталь), 1315 Маэста (деталь), 1315
763*970 см.; фреска 763*970 см.; фреска
Зал Совета, Городская ратуша, Сиена, Италия Зал Совета, Городская ратуша, Сиена, Италия
415*586 px 406*586 px
"Тысяча триста пятнадцатый (...) Диана говорила как выбирать краски, а Юнона руководила моей кистью (...) Исполнено рукой Симона"
(Не полностью сохранившаяся надпись на раме "Маэсты")
Мартини, Аллегория Вергилия (380*558)
Эту работу Мартини выполняет по просьбе Петрарки. Она украсила рукопись "Произведений" Вергилия с комментариями Сервия. Дровосек символизирует произведение Вергилия "Георгики", пастух - "Буколики", а Эней - "Энеида".
Аллегория Вергилия,
ок. 1340
29,5*20 см.
Миниатюра фронтисписа "Virgilius cum notis Petrarcae", Библиотека Амбросиана, Милан, Италия
681*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru