|
|
|
|
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре (фрагмент), Автопортрет, 1424-1426 |
Юноша в красном тюрбане, ок.1425 |
230*598 см.; фреска |
41*30 см.; темпера |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Музей Изабеллы Стюарт-Гарднер, Бостон, США |
459*470
px |
692*1000
px |
|
|
Портрет молодого человека, 1426 |
Моление о чаше, ок.1426 |
42*32 см.; дерево, темпера |
|
Национальная галерея,
Вашингтон, США |
Музей Линденау,
Альтенбург, Германия |
767*1000
px |
671*1000
px |
|
|
Триптих из Сан Джовенале : Святой Варфоломей
и Святой Власий; Мадонна с Младенцем; Святой Ювеналий и Святой
Аббат, 1422 |
Триптих из Сан Джовенале (центр) : Мадонна
с Младенцем, 1422 |
центр : 108*65 см.;
створки : 88*44 см.; дерево, темпера |
108*65 см.; дерево, темпера |
Церковь Сан Джовенале, Реджелло, Италия |
Церковь Сан Джовенале, Реджелло, Италия |
1000*694
px |
658*1000
px |
|
|
Триптих из Сан Джовенале (левая створка) :
Святой Варфоломей и Святой Власий, 1422 |
Триптих из Сан Джовенале (правая створка) :
Святой Ювеналий и Святой Аббат, 1422 |
88*44 см.; дерево, темпера |
88*44 см.; дерево, темпера |
Церковь Сан Джовенале, Реджелло, Италия |
Церковь Сан Джовенале, Реджелло, Италия |
508*1000
px |
510*1000
px |
|
|
Святая Анна с Мадонной и Младенцем, 1424-1425 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Мадонна с Младенцем
и ангелами, 1426 |
175*103 см.; дерево, темпера |
135,5*73 см.; дерево, темпера |
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
582*1000
px |
555*1000
px |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) :
Распятие, 1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) :
Распятие (фрагмент), 1426 |
83*63 см.; дерево, темпера |
83*63 см.; дерево, темпера |
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь,
Италия |
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь,
Италия |
745*1000
px |
1000*1000
px |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Распятие Петра
и Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Распятие Петра
и Обезглавливание Иоанна Крестителя (фрагмент), Распятие Петра,
1426 |
21*61 см.; дерево, темпера |
21*61 см.; дерево, темпера |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
1000*347
px |
1000*632
px |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Распятие Петра
и Обезглавливание Иоанна Крестителя (фрагмент), Обезглавливание
Иоанна Крестителя, 1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Жития Святого
Юлиана и Святого Николая, 1426 |
21*61 см.; дерево, темпера |
21*61 см.; дерево, темпера |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
1000*632
px |
1000*324
px |
Святой Николай изображён в момент,
когда он забрасывает золотые яблоки в окно дома некоего знатного
горожанина, который потерял все свои деньги, и теперь не знает,
как ему прокормить себя и 3 дочерей. Будущий небесный покровитель
детей не оставил девочек в беде, обеспечив их не только хлебом
насущным, но и достойным приданным. |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Жития Святого
Юлиана и Святого Николая (фрагмент), Жития Святого Юлиана, 1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Жития Святого
Юлиана и Святого Николая (фрагмент), Жития Святого Николая,
1426 |
21*61 см.; дерево, темпера |
21*61 см.; дерево, темпера |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
1000*591
px |
1000*591
px |
Юлиан, прежде чем стать легендарным
святым, был человеком знатного происхождения и большим любителем
охоты. Вернувшись однажды с добычей домой, он обнаружил в постели
своей жены двоих спящих людей и в порыве гнева убил их. И только
потом он узнал в убитых... своих родителей. Старики давно не
видели сына и решили навестить его, а поскольку сильно устали
в дороге, жена Юлиана предложила отдохнуть на своём ложе. Узнав
правду, Юлиан ужаснулся. В чём был ушёл из дома и отправился
в паломничество. Он построил госпиталь, где сам лечил страждущих,
и прожил честную жизнь для людей, заслужив прощение. |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Поклонение волхвов,
1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Поклонение волхвов
(фрагмент), 1426 |
21*61 см.; дерево, темпера |
21*61 см.; дерево, темпера |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
1000*347
px |
1000*633
px |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Поклонение волхвов
(фрагмент), 1426 |
Чудо со статиром,
1424-1428 |
21*61 см.; дерево, темпера |
255*198 см.; фреска |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
725*1000
px |
1000*461
px |
Однажды Иисуса остановил на улице
сборщик налогов и потребовал уплатить обязательную для всех
иудеев подать римской власти, составляющую одну дидрахму с человека.
Иисус признал необходимость уплаты "кесарева - кесарю"
и приказал своему ученику, апостолу Петру (Мат.17:27) : "Пойди
на море, брось уду и 1-ую рыбу, которая попадётся, возьми и,
открыв ей рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня
и за себя" (статир - монета, равная двум дидрахмам). Свершается
чудо : Пётр вынимает из рыбы статир и отдаёт его сборщику налогов. |
|
|
Чудо со статиром (фрагмент), 1424-1428 |
Исцеление тенью,
1424-1428 |
255*198 см.; фреска |
230*162 см.; фреска |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
1000*1000
px |
668*1000
px |
Автор сборника библейских легенд
и сказаний "Золотая легенда" монах-доминиканец Иаков
Ворагинский, живший в XIII веке, заимствовал сюжеты для своих
рассказов из ранних апокрифических "Деяний Петра".
Один из этих рассказов вдохновил Мазаччо на создание фрески,
посвящённой чудесному исцелению сына Теофила - правителя Антиохии,
где в то время проповедовал апостол Пётр, за что и был арестован
и заточён в темницу. Благодаря вмешательству Святого Павла,
рассказавшего правителю Антиохии о чудесных способностях Петра,
апостола освободили из-под стражи и препроводили к гробнице
сына Теофила, умершего 14 лет назад. Силой своей безграничной
веры в Господа и Его именем Петр воскрешает молодого человека.
Жители Антиохии, ставшие свидетелями этого чуда, тотчас же обращаются
в христианство и выбирают Петра своим епископом. Они строят
для него прекрасный храм, в котором он проповедовал в течение
7 лет.
Фигуры в левой и центральной частях фрески принадлежат кисти
Филиппино Липпи, а 4-х мужчин справа изобразил Мазаччо. Это
хорошо известные люди (справа налево) : Брунеллески, Альберти,
сам Мазаччо (смотрит в нашу сторону) и Мазолино. |
|
|
Крещение неофитов,
1424-1428 |
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре, 1424-1428 |
255*162 см.; фреска |
230*598 см.; фреска |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
635*1000
px |
1000*436
px |
В "Крещении неофитов"
горы на заднем плане написаны Мазолини. "Пётр же сказал
им : покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа
для прощения грехов : и получите дар Святого Духа. И другими
многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря : спасайтесь
от рода своего развращённого. Итак охотно принявшие слово его
крестились, и присоединилось в то день душ около 3000"
(Деян.2:38,40-41). |
|
|
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре (фрагмент),
1424-1428 |
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре (фрагмент),
1424-1428 |
230*598 см.; фреска |
230*598 см.; фреска |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
727*1000
px |
727*1000
px |
|
|
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре (фрагмент),
1424-1428 |
Воскрешение сына Теофила и Апостол Пётр на
кафедре (фрагмент),
1424-1428 |
230*598 см.; фреска |
230*598 см.; фреска |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
727*1000
px |
1000*706
px |
|
|
Троица, 1425-1428 |
Мадонна с Младенцем, 1426-1427 |
667*317 см.; фреска |
24,5*18,2 см.; дерево, темпера |
Собор Санта Мария Новелла, Флоренция, Италия |
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия |
457*1000
px |
718*1000
px |
|
|
Апостол Андрей, 1426 |
Полиптих из Пизы (фрагмент), 1426 |
|
38*12 см.; дерево, темпера |
Собрание Пола Гетти,
Малибу, США |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
605*1000
px |
380*1189
px |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент), 1426 |
Святой кармелитский монах, 1426 |
38*12 см.;дерево, темпера |
38*12 см. |
Национальный музей,
Берлин, Германия |
|
380*1171
px |
380*1140
px |
|
|
Святой Иероним, 1426 |
Апостол Павел, 1426 |
38*12 см. |
|
|
Сан Маттео,
Пиза, Италия |
380*1167
px |
549*1000
px |
|
|
Алтарь церкви Санта Мария Маджоре (фрагмент)
: Святой Иероним и Иоанн Креститель, 1427-1428 |
Смерть Анании и раздача милостыни, 1424-1428 |
114*55 см.; дерево, темпера |
230*162 см.; фреска |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
452*1000
px |
752*1000
px |
В "Деяниях апостолов"
(4:34,35) рассказывается о том, что среди новообращённых христиан
"не было... никого нуждающегося; ибо все, которые владели
землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и
полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чём имел
нужду". Один землевладелец по имени Анания продал имение
и утаил часть вырученных денег, за что и был покаран. Пётр сказал
ему : "Для чего ты положил это в сердце своём? Ты солгал
не человекам, а Богу" (Деян.5:4). Услышав эти слова, Анания
рухнул на землю и испустил дух.
Реставрация позволила установить, что в "Смерти Анании"
над изображением накидки Святого Петра и рук Анании работал
Филиппино Липпи по наброскам Мазаччо, оставленным прямо на стене. |
|
|
Смерть Анании и раздача милостыни (фрагмент),
1424-1428 |
Алтарь церкви Санта Мария Маджоре (фрагмент)
: Святой Иероним и Иоанн Креститель (фрагмент), 1427-1428 |
230*162 см.; фреска |
114*55 см.; дерево, темпера |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
1000*1000
px |
1000*1000
px |
|
|
Изгнание из Рая (версия после реставрации),
1424-1428 |
Изгнание из Рая (версия до реставрации), 1424-1428 |
208*88 см.; фреска |
208*88 см.; фреска |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
400*1000
px |
390*1000
px |
Реставрация позволила выявить
первоначальный план "Изгнания из Рая". Лавровые ветви
были добавлены позже по требованию владельцев капеллы уже другим
мастером. Ныне фреска предстаёт уже в замысле Мазаччо. |
|
|
Полиптих из Пизы (фрагмент) : Мадонна с Младенцем
и ангелами (фрагмент), 1426 |
Изгнание из Рая (версия после реставрации)
(фрагмент), 1424-1428 |
135,5*73 см.; дерево, темпера |
208*88 см.; фреска |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дель
Кармине, Флоренция, Италия |
1000*1000
px |
1000*1000
px |
|