Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 12  
Антонелло да Мессина

1429-1431 (?)
(Мессина, Италия) -

1479
(Мессина, Италия)

Творчество Антонелло да Мессина является примером того, как в итальянской живописи примерно с 1470 года новые формы портрета распространяются в различных центрах почти одновременно, иногда — независимо друг от друга, и нередко — благодаря установлению контактов между художественными школами и определяющей роли нескольких ведущих мастеров.

Так, одновременно с Мантеньей в 1470-е годы на далекой окраине — в Сицилии, выдвинулся другой крупнейший мастер портрета — Антонелло да Мессина, который создал ряд произведений, являющихся образцом, на десятилетия определившего основной путь развития венецианского портрета (вдобавок, он покорил венецианцев, научив их писать масляными красками).

Художник является в строгом смысле слова первым итальянским мастером станкового портрета. Он никогда не писал фресок со скрытыми портретами и донаторов в алтарных картинах. Сохранилось около 10 достоверных его автопортретов.

Портрет Антонелло да Мессина в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Антонелло родился в городе Мессина в Сицилии между 1429 и 1431 годами. Начальное обучение проходил в провинциальной школе, далекой от художественных центров Италии, где главными ориентирами являлись мастера Южной Франции, Каталонии и Нидерландов. Около 1450 года будущий художник переезжает в Неаполь. В начале 1450-х учился у Колантонио — живописца, связанного с нидерландской традицией.

В 1475-1476 годах да Мессина посетил Венецию, где получал и выполнял заказы, подружился с художниками, особенно с Джованни Беллини, перенявшими у него в известной мере живописную технику.
Все сохранившиеся его работы относятся к зрелому периоду творчества Мастера. Он использует одну выработанную формулу портретной композиции, не изменяя её в дальнейшем, кроме того, не изменяя и идеал, с которым сопоставляется живая модель. Это происходило потому, что он опирался на давно сложившуюся традицию нидерландского портрета, которую он прямо применил к итальянскому пониманию образа человека. Скорее всего, появление станкового портрета в его творчестве прямо связано с его горячим увлечением нидерландской живописью. Рождение портретного жанра в его творчестве прямо также совпало с периодом активного приобщения к формам и идеалам Ренессанса. Антонелло ориентируется на самое передовое направление этого периода — творчества Яна ван Эйка, заимствуя у него композицию, технику и колорит.
Возможно, художник совершил поездку в Нидерланды.
Из эйковского творчества он выбирает наиболее лаконичное и пластическое решение композиции — одновременно, и наиболее эмоциональное. Антонелло всегда пишет модель погрудно, с парапетом, всегда в головном уборе и взглядом прямо на зрителя. Он не пишет руки и не изображает аксессуаров. Благодаря парапету на переднем плане и перспективной раме портретный бюст, чуть отодвинутый в глубину, приобретает пространственность. Точка зрения чуть снизу придает изображению оттенок монументальности. На «каменном» парапете всегда изображена смятая бумажка, «прикрепленная» каплей сургуча, с надписью «Антонелло Мессинец меня написал» и датой. Иллюзия трехмерности усиливается мягкой световоздушной средой. Лицо обращено навстречу падающему слева свету, его тонко моделируют прозрачные тени, которые постепенно сгущаются к краям картины и становятся совсем непроницаемыми на заднем плане. Ближайшей аналогией в Нидерландах к его портретам может служить портрет неизвестного в красном тюрбане. Антонелло и ван Эйк похожи не только композицией, но и живописью, глубокими и красочными тонами, которые получены тонкими прозрачными слоями масла; рентген показывает, что их работы идентичны по технике. Но метод построения живописной формы, используемый Антонелло, имеет и свои особенности. Его рисунок нарочито округл и упрощен, в отличие от нидерландцев, он не изучает различия, а обобщает.
Стиль художника характеризуется высоким уровнем технической виртуозности, тщательной проработкой деталей и интересом к монументализму форм и глубине фона, свойственным итальянской школе.
На картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» фигуры отчётливо вырисовываются на озарённом светлом фоне, где смутно различается Мессина, родной город художника.
Долгое время проживая за пределами Сицилии, умирать Мастер приехал на родину, в Мессину, в 1479 году.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Антонелло да Мессины живописца"

"Когда я сам с собою рассуждаю о благодеяниях и преимуществах, полученных искусством живописи от многочисленных мастеров, воспринявших вторую сию манеру, то не могу по их произведениям назвать их иначе, как поистине трудолюбивыми и превосходными, ибо они всеми силами старались поднять живопись на более высокую ступень, не считаясь ни с удобствами, ни с расходами, ни с какими-либо личными интересами. Между тем, работая на досках и на холсте, они никогда не применяли иных красок, кроме темперы, начало же этому способу было положено Чимабуэ в 1250 году, когда он работал с упоминавшимися греками, а продолжали его Джотто и другие, о которых говорилось до сих пор; этого же способа придерживались и после них, хотя художники и признавали, что живописи темперой не хватало некоей мягкости и живости, которые, бы только их удалось найти, придали бы больше изящества рисунку и большую красоту колориту и облегчили бы достижение большего единства в сочетании цветов, в то время как они в своём письме всегда пользовались лишь кончиком кисти. Однако, хотя многие и изощрялись, чтобы найти нечто подобное, всё же никто хорошего способа не открыл, даже применяя жидкий лак или краски другого рода, смешанные с темперой. И в числе многих делавших такие или подобные им попытки, но напрасно, были Алессо Бальдовинетти, Пезелло и многие другие, но ни у кого из не удавались произведения той красоты и добротности, какие они себе воображали. И даже когда они находили то, чего искали, они не в состоянии были добиться того, чтобы фигуры на досках держались так, как они держались на стене, а также способа промывать их так, чтобы краска не сходила и чтобы они не боялись никаких толчков при обращении с ними. Обо всех этих вещах многие художники, собравшись вместе, неоднократно вели бесплодные споры. К тому же стремились и многие возвышенные таланты, занимавшиеся живописью за пределами Италии, а именно живописцы Франции, Испании, Германии и других стран. И вот при таком положении вещей случилось так, что работавший во Фландрии некий Иоанн из Брюгге(1) живописец в тех краях весьма ценимый за большой опыт, приобретённый им в этом занятии, начал испытывать разные виды красок, а так как он занимался и алхимией, то и смешивать разные масла для лаков и другие вещи, соответственно выдумкам людей мудрствующих, к каковым принадлежал и он. Однажды, дописав с большой тщательностью доску и потратив на это величайший труд, он покрыл её лаком и, как полагалось, выставил сушиться на солнце. Однако, то ли потому, что жар был слишком сильным, то ли дерево было плохо пригнано или плохо выдержано, названная доска злополучно разошлась по швам. И потому, увидев вред, причинённый ему солнечным жаром, Иоанн решил не допускать больше никогда, чтобы солнце причиняло столь большой ущерб его работам. И вот, так как лак досадил ему не менее чем работа темперой, он стал думать о том, чтобы он сохнул в тени и чтобы ему не приходилось выставлять свою живопись на солнце. Поэтому, испробовав многое как в чистом так и в смешанном виде, он в конце концов обнаружил, что масло льняное и ореховое из всех им испытанных сохнут лучше всех. Вскипятив их с другими своими смесями, он получил лак, о котором давно мечтал и он да, пожалуй, и все живописцы мира. Проделав опыты со многими другими составами, он увидел, что у смеси красок с этими видами масел получался очень прочный состав, который, высохнув, не только не боялся вовсе воды, но и зажигал краски так ярко, что они блестели сами по себе без всякого лака, и ещё более чудесным показалось ему то, что смешивались они бесконечно лучше темперы. Такое изобретение очень обрадовало Иоанна; а так как он был человеком весьма толковым, то и приступал к многочисленным работам, коими заполнил все те края, к огромному удовлетворению их жителей и к величайшей своей пользе. И, приобретая с каждым днём всё больший опыт, он стал выполнять всё более крупные и лучшие работы.
Молва об изобретении Иоанна скоро распространилась не только во Фландрии, но и по Италии и многим другим частям света, пробудив в художниках величайшее желание узнать, каким образом он придавал такое совершенство своим работам. Художники эти, видя его работы, но не зная, чем он для них пользовался, вынуждены были его прославлять - воздавать ему бессмертные хвалы, но в то же время всячески ему завидовали, тем более что он долгое время не хотел, чтобы кто-нибудь видел, как он работает или узнал его тайну. Однако, дожив до старости, он оказал такую милость Руджери из Брюгге, ученику своему, а Руджери - обучавшемуся у него Ауссе(2) и другим, о которых говорилось, когда речь шла о письме маслом в живописных работах. Но, несмотря на всё это, хотя купцы и закупали эти картины и рассылали их по всему свету государям и высокопоставленным лицам, к великой для себя выгоде, изобретение это за пределы Фландрии не выходило. Картины подобного рода обладали острым запахом, который им придавали смешанные вместе масла и краски, в особенности же когда они были новые, и потому казалось, что можно было распознавать их, чего, впрочем, не случалось в продолжение многих лет. Однако несколько флорентинцев, торговавших во Фландрии, послал неаполитанскому королю Альфонсо I доску(3) со многими фигурами, написанную маслом Иоанном, которая красотой фигур и новоизобретенным колоритом королю весьма понравилась; и все живописцы, какие только были в том королевстве, собрались, чтобы взглянуть на неё, и все как один удостоили её наивысших похвал.
И вот некий Антонелло из Мессины, обладавший талантом отменным и резвым, будучи человеком в своём деле весьма проницательным и опытным и много лет обучавшийся рисованию в Риме(4), сперва поселился в Палермо и работавший там много лет и, наконец, в Мессине, на своей родине, где он своими произведениями подтвердил добрую славу, которой он пользовался в своём отечестве как отменный живописец. Отправившись однажды по своим надобностям из Сицилии в Неаполь, он услыхал, что названному королю Альфонсо прислана из Фландрии вышеупомянутая доска работы Иоанна из Брюгге, написанная маслом такой манерой, что её можно было мыть, что она не боялась никаких толчков и обладала всяческим совершенством. Когда он добился разрешения на неё взглянуть, живость красок, а также красота и цельность живописи произвели на него такое сильное впечатление, что, отложив в сторону все другие дела и мысли, он отправился во Фландрию и, прибыв в Брюгге, близко подружился с означенным Иоанном и подарил ему много рисунков в итальянской манере и всяких других вещей. Поэтому, а также потому, что Антонелло был очень внимателен, а Иоанн уже стар, последний в конце концов согласился показать Антонелло, как он пишет маслом. Антонелло же не уехал из этих краёв до тех пор пока досконально не изучил тот способ живописи, о котором так мечтал. Недолгое время спустя Иоанн скончался, Антонелло же уехал из Фландрии, чтобы повидать свою родину и посвятить Италию в столь полезную, прекрасную и удобную тайну. Пробыв несколько месяцев в Мессине, он отправился в Венецию, где, будучи человеком весьма склонным к удовольствиям и весьма преданным Венере, решил поселиться навсегда и закончить свою жизнь там, где он нашёл образ жизни, вполне соответствующий его вкусам. Приступив же к работе, он написал маслом тем способом, которому научился во Фландрии, много картин, рассеянных по домам дворян этого города, где благодаря новизне своего исполнения они стали очень высоко ценится. Он написал много и других, которые были разосланы в разные места. В конце концов, когда он завоевал там славу и большую известность, ему был заказан на дереве образ для Сан Кассано, приходской церкви этого города(5), и образ этот Антонелло написал со всем присущим ему умением и не щадя времени. Когда же он был закончен, то за новизну колорита и красоту фигур, которые к тому же были им хорошо нарисованы, он был весьма одобрен и очень высоко ценился. А после того, как новый секрет, привезённый из Фландрии в Венецию, был раскрыт, Антонелло до конца своей жизни пользовался любовью и лаской великолепных дворян этого города.
Среди живописцев, стоявших в то время в Венеции на высоком счету, весьма превосходным почитался некий мастер Доменико(6). Когда Антонелло приехал в Венецию, тот осыпал его всяческими ласками и любезностями, какие только могут быть оказаны самому дорогому и нежному другу. И потому Антонелло, не желая оставаться в долгу, за любезности мастера Доменико по прошествии многих месяцев открыл ему секрет и способ писать масляными красками. При всей исключительной оказанной ему ласке и любезности ничто не могло быть для Доменико более дорогим, да и не удивительно, ибо, обладая этим секретом, он, как это и предполагал Антонелло, отныне всегда пользовался на своей родине величайшим почётом. И, без сомнения, жестоко ошибаются те, кто полагает, что, если они будут скупиться на то, что им ничего не стоит, всякий должен служить им, как говорится, рад их прекрасных глаз. Любезность мастера Доменико-венецианца извлекла для него из рук Антонелло то, чего тот добился с таким трудом и в поте лица своего и чего не уступил бы никому другому хотя бы за огромные деньги. Но так как о мастере Доменико будет рассказано в своё время, о том как он работал во Флоренции и о том, кому он подарил то, что от других получил своей любезностью, я только скажу, что Антонелло после образа в Сан Кассано написал много картин и портретов для венецианских дворян, мессеру же Бернардо Вьеккьетти, флорентинцу, принадлежит написанный его рукой на одной и той же картине прекраснейшие св.Франциск и св.Доминик(7). Когда же затем Синьорией Антонелло были заказаны в палаццо Дукале несколько историй, которые не захотели передать Франческоди Монсиньоре, веронцу, несмотря на то, что тому весьма покровительствовал герцог Мантуанский, он заболел воспалением лёгких и умер 49 лет от роду, даже не приступив к этой работе(8). Художниками ему были устроены весьма торжественные похороны за то, что он одарил искусство новой манерой писать красками, о чём свидетельствует следующая эпитафия :

"Господину Всеблагому Всевеликому,
Антоний живописец, лучшее украшение своей Мессины и всей Сицилии, здесь земле предан. Не только за свои картины, отличавшиеся особой красотой и искусством,
но и за блеск и долговечность, какие он первым
придал италийской живописи смешением красок с маслом, высшим старанием художников прославлен он навсегда".

Смерть Антонио опечалила многочисленных друзей его, и в особенности Андреа Риччо, скульптора, изваявшего в Венеции, во дворце Синьории, две обнажённые статуи Адама и Евы, которые и теперь там можно видеть и которые почитаются прекрасными(9).
Такой был конец Антонелло, которому наши художники должны несомненно быть обязаны за то, что он ввёз в Италию способ писать маслом, не менее чем Иоанну из Брюгге за то, что он изобрёл его во Фландрии, ибо и тот и другой облагодетельствовали и обогатили это искусство. Действительно, благодаря этому изобретению художники со временем достигли такого совершенства, что смогли изображать свои фигуры почти что живыми. И это тем более ценно, ибо лишь немногие писатели приписывают древним такую манеру писать красками. А если бы можно было убедиться в том, что у древних её действительно не было, то в этом достижении наше время превзошло бы совершенство древних. Но, подобно тому, как не говорится ничего, что уже не было бы сказано, так, пожалуй, ничего и не делается, что не было бы уже сделано. Почему без дальнейших разговоров я пойду дальше и, всячески похвалив тех, кто помимо рисунка чем-нибудь да обогатил искусство, перейду к остальным".

(1) Иоанн из Брюгге - Ян ван Эйк (умер в 1441 г.). Ван Эйк, видимо, не изобрёл, а усовершенствовал технику масляной живописи, и рассказ о нём Вазари достоверности не имеет.
(2) Руджери из Брюгге - Рогир ван дер Вейден (ок.1400-1464), Ауссе - Ганс Мемлинг (ок.1433-1494).
(3) О какой картине идёт здесь речь, неизвестно.
(4) О пребывании Антонелло в Риме и Брюгге никаких сведений не сохранилось. Вероятнее всего, что и нидерландской живописью он познакомился в Неаполе, не выезжая за пределы Италии. Живопись маслом была известна в Италии и до него, и потому приписываемая ему Вазари заслуга ознакомления итальянцев с новой живописной техникой ему не принадлежит.
(5) Работа сохранилась и находится теперь в Венском художественном музее.
(6) Дальнейший рассказ Вазари о пребывании Антонелло в Венеции мало правдоподобен.
(7) Работа не сохранилась.
(8) Антонелло умер не в Венеции, а в Мессине; его возраст также указан не точно.
(9) Андреа Риччо - венецианский скульптор. Статуи Адама и Евы во Дворце Дожей принадлежат не ему, а Антонио Риччо (Риццо).

12 работ

Антонелло да Мессина, Мужской портрет (Автопортрет ?) (380*531)
Антонелло да Мессина, Святой Себастьян (380*769)
Мужской портрет (Автопортрет ?), 1473 Святой Себастьян,
1475-1476
35,5*25,5 см.; дерево, масло 171*85,5 см.; холст, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
715*1000 px 494*1000 px
Антонелло да Мессина, Распятие (380*642)
Антонелло да Мессина, Распятие с Марией и Иоанном (380*540)
Распятие, 1475 Распятие с Марией и Иоанном, 1475
42*25,5 см.; холст, масло 59.7*42,5 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Музей изящных искусств,
Антверпен, Бельгия
592*1000 px 704*1000 px
Антонелло да Мессина, Распятие с Марией и Иоанном (фрагмент) (380*1321)
Антонелло да Мессина, Распятие с Марией и Иоанном (фрагмент) (380*762)
Распятие с Марией и Иоанном (фрагмент), 1475 Распятие с Марией и Иоанном (фрагмент), 1475
59.7*42,5 см.; дерево, масло 59.7*42,5 см.; дерево, масло
Музей изящных искусств,
Антверпен, Бельгия
Музей изящных искусств,
Антверпен, Бельгия
380*1321 px 499*1000 px
Антонелло да Мессина, Мария Аннунциата (380*507)
Антонелло да Мессина, Мария Аннунциата (380*501)
Мария Аннунциата, ок.1476 Мария Аннунциата, 1473
45*34,5 см. 43*32 см.; дерево, масло
Национальный музей,
Палермо, Италия
Старая Пинакотека,
Мюнхен, Германия
749*1000 px 758*1000 px
Антонелло да Мессина, Мужской портрет (380*494)
Антонелло да Мессина, Мужской портрет (380*533)
Мужской портрет,
1474-1475
Мужской портрет, 1478
30*24 см.; дерево, масло 20*14 см.; дерево, масло
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
Гемальдегалерея,
Берлин, Германия
769*1000 px 713*1000 px
Антонелло да Мессина, Кондотьер (380*462)
Антонелло да Мессина, Портрет старика (Тривульцио де Милано) (380*499)
Кондотьер, 1475 Портрет старика (Тривульцио де Милано), 1476
35*28 см.; масло 36,5*28 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Городской музей,
Турин, Италия
823*1000 px 761*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru