Джорджо
Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)
|
|
Джорджо Вазари "Автопортрет",
1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия |
Обложка первого издания
"Жизнеописаний" |
"Жизнеописание Джакомо Пальмы и Лоренцо Лотто
венецианских живописцев"
""Искусность и добротность одной или
двух работ, выполненных в совершенстве в том искусстве,
которым человек занимается, могут значить так много,
что какими бы малыми они ни были, но художникам
и людям сведущим приходится их восхвалять, а писателям
их прославлять, вознося хвалы художнику, их создавшему.
Подобным же образом поступаем и мы в отношении венецианца
Пальмы, который хотя и не был ни превосходным, ни
редкостным, но был тем не менее столь рачительным
и старательным и приверженным к трудам в искусстве,
что творчество его, если не всё, то в некоторой
своей части, содержит в себе немало достоинств,
ибо оно очень близко передаёт человеческую живость
и естественность. Пальма обладал цельностью, плавностью
и выдержкой в колорите в гораздо большей степени,
чем смелостью в рисунке, и обращался он с красками
с величайшим изяществом и тщательностью, что мы
видим по многочисленным картинам и портретам, которые
написаны им в Венеции для разных господ и о которых
распространяться не стану, ибо, как я считаю, достаточно
будет упомянуть о некоторых лишь досках и об одной
голове, почитаемой нами божественной и дивной. Одну
из этих досок он расписал в венецианской церкви
Сант Антонио, что возле Кастелио, а другую в Санта
Элена, поблизости от Лио, там, где монастырь монахов
Монтеоливето (1). На этой последней, находящейся
на главной алтаре названной церкви, он изобразил
волхвов, приносящих Христу дары, с порядочным числом
фигур, и головы некоторых поистине достойны похвалы,
как равным образом и ткани, одевающие фигуры и выполненные
красиво падающими складками
В церкви Санта Мария Формоза для алтаря Бомбардьери
Пальма написал помимо того Святую Варвару в натуральный
рост, с двумя фигурами меньших размеров по сторонам,
а именно Святого Себастьяна и Святого Антония; однако
же Святая Варвара принадлежит к лучшим фигурам,
когда-либо написанным этим живописцем, расписавшим
в церкви Сан Моизе, неподалёку от площади Сан Марко,
ещё одну доску с Богоматерью, взнесённой на воздух,
и Святым Иоанном у её ног(2).
Помимо этого, для помещения, где собираются члены
скуолы Сан Марко, что на площади Санти Джованни
э Паоло, соревнуясь со сделанным ранее Джан Беллио,
Джованни Мансуети и другими живописцами, Пальма
написал прекраснейшую историю, где был изображён
корабль, везущий в Венецию мощи Святого Марка (3).
На ней Пальма изобразил ужасную морскую бурю с несколькими
гонимыми яростью ветров судами, которые выполнены
с большим пониманием и с острой наблюдательностью,
равно как группа фигур, поднятых на воздух, и различного
вида демоны, под видом ветров дующие на корабли,
при помощи вёсел всячески стремящихся сломить напор
грозных и высочайших волн, но, того и гляди, потонут.
В общем же творение это, говоря по правде, столь
прекрасно и по выдумке и в других отношениях, что
почти невозможно представить, чтобы краски и кисть,
пусть даже в руках превосходного мастера, могли
выразить нечто более близкое к правде или более
естественное, ибо здесь и ярость ветров, и мощь
и ловкость, напор волн, зарницы и молнии в небе,
вода, рассекаемая вёслами, и вёсла, которые гнутся
от ударов волн и усилий гребцов. Что же больше?
Что до меня, то не помню, чтобы когда-либо я видел
живопись более потрясающую чем эта, ибо выполнена
она так и с таким соблюдением рисунка, композиции
и колорита, что кажется, будто сотрясается вся картина,
словно всё, что там написано, настоящее. За эту
работу Джакомо Пальма заслуживает величайшей хвалы
и должен быть назван в числе тех, кто владеет искусством
и своими способностями настолько, что могут в своих
картинах выразить все трудности, которыми чреваты
их замыслы. Ведь при таких трудностях у многих живописцев
при первом наброске работы, когда ими овладевает
некая ярость, получается нечто доброе и смелое,
потом исчезающее при отделке, когда то хорошее,
что было вложено в неё порывом, уничтожается. А
происходит это потому, что тот, кто приближается
к концу, смотрит нередко на части, а не на целое,
и постепенно иссякает (ибо дух охлаждается) источник
его смелости. Пальма же всегда твёрдо придерживался
своей цели и доводил свой замысел до совершенства,
за что был в своё время и всегда будет достоин бесконечных
похвал.
Хотя работ его было много и все они очень ценились,
однако несомненно, что лучше всех других, конечно,
самая поразительная та, где он, глядя на себя в
сферу изобразил себя самого с натуры, с разбросанными
кругом разными верблюжьими шкурами, с отдельными
прядями волос, написанными настолько живо, что лучшего
и вообразить невозможно. Ибо в этой исключительной
вещи дух Пальмы достиг такой мощи, что создал он
вещь чудеснейшую и безмерно прекрасную, и это скажет
всякий, кто видит её почти каждый год на выставке
в Вознесенье. И поистине достойна она прославления
за рисунок, за искусство и за колорит и за всякое
другое совершенство более любого произведения, написанного
каким-либо венецианским живописцем до того времени.
Ведь помимо всего прочего вращение глазного яблока
передано в ней так, что ни Лернардо да Винчи, ни
Микеланджело Буонарроти иначе этого и не сделали
бы. Но об изяществе, строгости и других частностях
этого портрета лучше умолчать, ибо, сколько ни говори
о его совершенстве, больше того, чего он заслуживает,
всё равно не скажешь (4). И если бы по велению судьбы
Пальма после этой работы скончался, за ним одним
осталась бы заслуга превзойти всех тех, кого мы
прославляли за редкостную и божественную одарённость.
Между тем жизнь его, которая длилась и заставляла
его работать, сложилась так, что он, не удержав
того, с чего начал, свёл в себе на нет всё то, что,
по мнению очень многих, должно было в нём возрастать.
В конце концов ему, умершему в Венеции 48 лет, достаточно
и того, если одно-два совершенных его произведения
частично затмят те упрёки, которые он мог бы навлечь
на себя остальными.
..."
(1) Плата за первую из названных работ ("Обручение
Богоматери") была получена в 1520-1521 гг.
В настоящее время сохранились лишь фрагменты, находящиеся
в венецианском собрании Джованелли. Набросок всей
картины - в гравюрном кабинете Дрезденской галереи,
поздняя копия - в церкви Сан Никколо города Тревизою
Вторая работа - "Поклонение волхвов" (1525(
теперь в Миланской галерее Брера.
(2) "Святая Варвара со святыми", написанная
между 1509 и 1524 гг., - на прежнем месте, Богоматерь
из церкви Сан Моизе не сохранилась.
(3) Работа, изображающая бурю 25 февраля 1340 г.,
успокоенную Святыми Марком, Георгием и Николаем,
написанная в сотрудничестве с Парисом Бордоне, находится
теперь в Венецианской академии. В первом издании
"Жизнеописаний" Вазари приписывал ее Джорджоне.
(4) Портрет, о котором пишет Вазари, идентифицируется
с находящимся в Мюнхенской Старой пинакотеке, который
приписывается также Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо,
Манчини и Кариани.
|