Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 8  
Джакомо Пальма Старший

1 июля (?) 1480
(Бергамо, Италия) -

30 июля 1538
(Венеция, Италия)

Портрет Джакомо Пальма Старшего в издании Джорджо Вазари "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

Джакомо Пальма Старший (Пальма иль Веккьо), известный также как Джакомо Негретти, учился под влиянием Беллини, Витторе Карпаччо, Чимы и Тициана и провёл большую часть своей жизни в Венеции.

Произведения этого мастера отличаются красивой композицией, уверенным рисунком, блестящим и тёплым колоритом. Фигуры его картин, в большинстве случаев выполненные на фоне пейзажа, имеют благородный характер и одеты в широкие одежды с широкими складками.
Одно из лучших произведений художника — политриптих «Святая Варвара со святыми» в церкви Санта-Мария Формоза, в Венеции. Она отличается великолепно переданным движением и блеском гармоничных красок.
Очень ценил работы художника Джорджо Вазари. Прозвище Старший связано с Джакомо Пальма Младшим, который являлся его внучатым племянником.

Джорджо Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)

Джорджо Вазари "Автопортрет", 1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия Обложка первого издания "Жизнеописаний"

"Жизнеописание Джакомо Пальмы и Лоренцо Лотто венецианских живописцев"

""Искусность и добротность одной или двух работ, выполненных в совершенстве в том искусстве, которым человек занимается, могут значить так много, что какими бы малыми они ни были, но художникам и людям сведущим приходится их восхвалять, а писателям их прославлять, вознося хвалы художнику, их создавшему. Подобным же образом поступаем и мы в отношении венецианца Пальмы, который хотя и не был ни превосходным, ни редкостным, но был тем не менее столь рачительным и старательным и приверженным к трудам в искусстве, что творчество его, если не всё, то в некоторой своей части, содержит в себе немало достоинств, ибо оно очень близко передаёт человеческую живость и естественность. Пальма обладал цельностью, плавностью и выдержкой в колорите в гораздо большей степени, чем смелостью в рисунке, и обращался он с красками с величайшим изяществом и тщательностью, что мы видим по многочисленным картинам и портретам, которые написаны им в Венеции для разных господ и о которых распространяться не стану, ибо, как я считаю, достаточно будет упомянуть о некоторых лишь досках и об одной голове, почитаемой нами божественной и дивной. Одну из этих досок он расписал в венецианской церкви Сант Антонио, что возле Кастелио, а другую в Санта Элена, поблизости от Лио, там, где монастырь монахов Монтеоливето (1). На этой последней, находящейся на главной алтаре названной церкви, он изобразил волхвов, приносящих Христу дары, с порядочным числом фигур, и головы некоторых поистине достойны похвалы, как равным образом и ткани, одевающие фигуры и выполненные красиво падающими складками
В церкви Санта Мария Формоза для алтаря Бомбардьери Пальма написал помимо того Святую Варвару в натуральный рост, с двумя фигурами меньших размеров по сторонам, а именно Святого Себастьяна и Святого Антония; однако же Святая Варвара принадлежит к лучшим фигурам, когда-либо написанным этим живописцем, расписавшим в церкви Сан Моизе, неподалёку от площади Сан Марко, ещё одну доску с Богоматерью, взнесённой на воздух, и Святым Иоанном у её ног(2).
Помимо этого, для помещения, где собираются члены скуолы Сан Марко, что на площади Санти Джованни э Паоло, соревнуясь со сделанным ранее Джан Беллио, Джованни Мансуети и другими живописцами, Пальма написал прекраснейшую историю, где был изображён корабль, везущий в Венецию мощи Святого Марка (3). На ней Пальма изобразил ужасную морскую бурю с несколькими гонимыми яростью ветров судами, которые выполнены с большим пониманием и с острой наблюдательностью, равно как группа фигур, поднятых на воздух, и различного вида демоны, под видом ветров дующие на корабли, при помощи вёсел всячески стремящихся сломить напор грозных и высочайших волн, но, того и гляди, потонут. В общем же творение это, говоря по правде, столь прекрасно и по выдумке и в других отношениях, что почти невозможно представить, чтобы краски и кисть, пусть даже в руках превосходного мастера, могли выразить нечто более близкое к правде или более естественное, ибо здесь и ярость ветров, и мощь и ловкость, напор волн, зарницы и молнии в небе, вода, рассекаемая вёслами, и вёсла, которые гнутся от ударов волн и усилий гребцов. Что же больше? Что до меня, то не помню, чтобы когда-либо я видел живопись более потрясающую чем эта, ибо выполнена она так и с таким соблюдением рисунка, композиции и колорита, что кажется, будто сотрясается вся картина, словно всё, что там написано, настоящее. За эту работу Джакомо Пальма заслуживает величайшей хвалы и должен быть назван в числе тех, кто владеет искусством и своими способностями настолько, что могут в своих картинах выразить все трудности, которыми чреваты их замыслы. Ведь при таких трудностях у многих живописцев при первом наброске работы, когда ими овладевает некая ярость, получается нечто доброе и смелое, потом исчезающее при отделке, когда то хорошее, что было вложено в неё порывом, уничтожается. А происходит это потому, что тот, кто приближается к концу, смотрит нередко на части, а не на целое, и постепенно иссякает (ибо дух охлаждается) источник его смелости. Пальма же всегда твёрдо придерживался своей цели и доводил свой замысел до совершенства, за что был в своё время и всегда будет достоин бесконечных похвал.
Хотя работ его было много и все они очень ценились, однако несомненно, что лучше всех других, конечно, самая поразительная та, где он, глядя на себя в сферу изобразил себя самого с натуры, с разбросанными кругом разными верблюжьими шкурами, с отдельными прядями волос, написанными настолько живо, что лучшего и вообразить невозможно. Ибо в этой исключительной вещи дух Пальмы достиг такой мощи, что создал он вещь чудеснейшую и безмерно прекрасную, и это скажет всякий, кто видит её почти каждый год на выставке в Вознесенье. И поистине достойна она прославления за рисунок, за искусство и за колорит и за всякое другое совершенство более любого произведения, написанного каким-либо венецианским живописцем до того времени. Ведь помимо всего прочего вращение глазного яблока передано в ней так, что ни Лернардо да Винчи, ни Микеланджело Буонарроти иначе этого и не сделали бы. Но об изяществе, строгости и других частностях этого портрета лучше умолчать, ибо, сколько ни говори о его совершенстве, больше того, чего он заслуживает, всё равно не скажешь (4). И если бы по велению судьбы Пальма после этой работы скончался, за ним одним осталась бы заслуга превзойти всех тех, кого мы прославляли за редкостную и божественную одарённость. Между тем жизнь его, которая длилась и заставляла его работать, сложилась так, что он, не удержав того, с чего начал, свёл в себе на нет всё то, что, по мнению очень многих, должно было в нём возрастать. В конце концов ему, умершему в Венеции 48 лет, достаточно и того, если одно-два совершенных его произведения частично затмят те упрёки, которые он мог бы навлечь на себя остальными.
..."


(1) Плата за первую из названных работ ("Обручение Богоматери") была получена в 1520-1521 гг. В настоящее время сохранились лишь фрагменты, находящиеся в венецианском собрании Джованелли. Набросок всей картины - в гравюрном кабинете Дрезденской галереи, поздняя копия - в церкви Сан Никколо города Тревизою Вторая работа - "Поклонение волхвов" (1525( теперь в Миланской галерее Брера.
(2) "Святая Варвара со святыми", написанная между 1509 и 1524 гг., - на прежнем месте, Богоматерь из церкви Сан Моизе не сохранилась.
(3) Работа, изображающая бурю 25 февраля 1340 г., успокоенную Святыми Марком, Георгием и Николаем, написанная в сотрудничестве с Парисом Бордоне, находится теперь в Венецианской академии. В первом издании "Жизнеописаний" Вазари приписывал ее Джорджоне.
(4) Портрет, о котором пишет Вазари, идентифицируется с находящимся в Мюнхенской Старой пинакотеке, который приписывается также Джорджоне, Себастьяно дель Пьомбо, Манчини и Кариани.

8 работ

Пальма Старший, Иаков и Рахиль (380*221)
Пальма Старший, Виоланта (380*465)
Иаков и Рахиль, ок.1520 Виоланта, 1520
146*250 см.; холст, масло 65*51 см.
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
1000*551 px 817*1000 px
Пальма Старший, Портрет молодой женщины (380*516)
Пальма Старший, Блондинка (380*469)
Портрет молодой женщины Блондинка
  77,5*64 см.; холст, масло
  Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
736*1000 px 810*1000 px
Пальма Старший, Портрет молодого человека (380*488)
Пальма Старший, Портрет мужчины (380*440)
Портрет молодого человека, 1512-1515 Портрет мужчины, 1508
93*72 см. 30*26 см.
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Галерея изящных искусств,
Сан Диего, США
778*1000 px 863*1000 px
Пальма, Поклонение пастухов с донатором (380*254)
Пальма Старший (380*507)
Поклонение пастухов с донатором  
140*210 см. фреска
Лувр,
Париж, Франция
Собор, Альзано,
Ломбардия, Италия
1000*669 px 750*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru