Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 14  
Якопо Понтормо

26 мая 1494 (Понтормо, Италия) -

2 января 1557 (Флоренция, Италия)

Понтормо являлся одним из любимейших художников Медичи и Микеланджело. Творческий путь этого художника был поистине триумфальным, что, однако, не отразилось на его характере : мастер всю жизнь оставался застенчивым и нелюдимым человеком, которого сама работа интересовала гораздо больше почестей.

Якопо Каруччи родился 26 мая 1494 года в Понтормо - предместье Эмполи, небольшого тосканского городка, расположенного между Пизой и Флоренцией. Ещё в детстве он потерял всех своих родных. Когда будущему художнику было всего 5 лет, умер его отец - живописец Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи, ученик Гирландайо, автор весьма мрачных, с налётом мистики, картин. В 1504 году умирает мать Якопо - Алессандра ди Паскале ди Заноби, через год - дедушка и бабушка, а после них - его единственная сестра. Рано повзрослевший, угрюмый и замкнутый 11-летний мальчик приезжает во Флоренцию и направляется прямиком в мастерскую Леонардо да Винчи (1452-1519), которого впоследствии всегда называл своим первым учителем. В 1506 году Леонардо покидает Флоренцию и уезжает в Милан, рекомендуя своего юного ученика художнику Пьеро ди Козимо (ок.1462-1521), в мастерской которого Якопо продолжает обучение.
По утверждению Вазари, именно в этот период 14-летний Понтормо создаёт своё первое самостоятельное произведение - небольшую картину "Благовещение", которая вызвала похвальные отклики от Рафаэля (1483-1520).

Дом Понтормо во Флоренции.

Вскоре после этого Каруччи, прозванный Понтормо, переходит в Скуолу ди Сан Марко, основанную фра Бартоломео (1472-1517). Там он встречается с Джованни Баттиста Россо (1494-1540), который 4 года спустя, в 1512 году, уговорить его поступить в известную мастерскую Андреа дель Сарто (1486-1530).

Эта мастерская специализировалась на исполнении заказов, полученных от самих Медичи. К 1513-1514 годам относятся первые работы Понтормо, созданные им для этого могущественного клана : картины для оформления карнавальных колесниц, а также фрески на портале церкви Сантиссима Аннунциата, которые представляли библейские сюжеты и аллегории Веры и Милосердия, выполненные в гармоничной манере Андреа дель Сарто, хотя, по мнению специалистов, гораздо более эмоциональные.

Портрет Понтормо в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" Джорджо Вазари (1511-1574).

В конце 1515 года во Флоренции приезжает папа Леон X, и к его приезду Понтормо заказывают фрески для оформления фамильной капеллы в церкви Санта Мария Новелла. В очередной раз молодой художник поражает силой своего таланта : сегодня, спустя почти 5 веков, эту работу ставят в один ряд с римскими фресками Микеланджело и Рафаэля. Более того, исследователи предполагают, что Понтормо, прежде чем приступить к оформлению капеллы в Санта Мария Новелла, очевидно, побывал в Риме и в Ватиканском дворце и видел расписанные Рафаэлем в 1509-1514 году папские станцы.

О совершенном владении мастером самыми передовыми приёмами тогдашнего искусства свидетельствует "Алтарь Пуччи", над которым Понтормо работал в 1518 году, находясь под влиянием гравюр Альбрехта Дюрера. В творчестве художника наметилась тенденция отхода от обязательных, ставших классическими, канонов ренессансного искусства. В 1519 году Понтормо принимает участие в оформлении Большого зала виллы Медичи в Поджо-а-Кайано, где успеет исполнить только одну из 2 заказанных Леоном X картин : работа была прервана из-за смерти Папы в 1521 году.
Маньерист Понтормо был самым известным из художников, осмелившихся подвергнуть сомнению классические каноны живописи того времени. Интересно, что этому в немалой степени способствовало его преклонение перед Микеланджело и Леонардо да Винчи, творчество которых, по мнению многих исследователей, содержало элементы, как классицизма, так и маньеризма. Говоря о том, что главной причиной возникновения итальянского маньеризма в XVI веке явилась "исчерпанность ренессансных идей", швейцарский искусствовед Генрих Вёльфлин (1864-1945) в 1922 году заметил, что не случайно маньеризм получил мощное развитие именно в Италии, где "культ пластики обнажённого тела был особенно развит... В движении фигур у Леонардо и Микеланджело... каждое мгновенье грозит перейти в искусственность и манерность".
Собственно термин "maniera" впервые стали употреблять венецианские живописцы в словосочетании "maniera nuova" и определяли им стиль работы современных художников, имея в виду более свободную, раскованную (по сравнению с представителями старшего поколения - Джованни Беллини, Джорджоне) манеру исполнения. Джорджо Вазари в своих "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих" использовал слово "манера" как синоним понятия "стиль". В 1792 году Луиджи Ланци (1732-1810), хранитель галереи Уффици во Флоренции, впервые предложил для обозначения кризисных тенденций в классическом искусстве термин "manierismo". В 1915 году немецкий историк искусства Макс Фридлендер (1867-1958) в качестве типичных признаков маньеристической живописи выделил преобладание индивидуально вкуса над неукоснительно соблюдавшимися ранее законами подражания природе, неоправданные эксперименты с формой, выразившиеся, прежде всего, в удлинённых фигурах, экзотических костюмах персонажей, экзальтированных позах, аффективных жестах и колористических диссонансах.

 

Эль Греко "Святой Иероним, кающийся"
(1595-1600, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания)

Эти черты были характерны как для стиля Понтормо, так и для других представителей маньеризма. В 1515-1520 годы во Флоренции, наряду с Понтормо, этого направления в своём творчестве придерживался Россо Джованни Баттиста (1494-1540), в Сиене - Доменико Беккафуми (ок.1486-1551), в Риме - ученик Рафаэля Джулио Романо (1499-1546). Чуть позже, когда маньеризм находился на пике популярности и распространился уже далеко за пределы Италии, к упомянутым художникам присоединились Пармиджанино (1503-1540), Эль Греко (1541-1614) и многие другие. Маньеристы вынуждены будут потесниться лишь с приходом в искусство Людовико Караччи (1560-1619) и Караваджо (ок.1571-1610). По мнению большинства современников историков искусства, несмотря на замечательные произведения Понтормо и других представителей маньеризма, это течение оказалось "кризисным явлением без прошлого и будущего" : разрушив классику итальянского Возрождения, маньеристы та и не создали собственного художественного стиля.

Однако эта идиллическая картина, на которой были представлены отдыхающие в тени большого дерева крестьяне, явилась вызовом мастера переживающему свой упадок искусству Возрождения. Понтормо освободил свою живопись от надрывной героики образов позднего Ренессанса и создал проникновенную картину счастья и покоя, положив тем самым начало новому антиклассическому направлению, которое позже получит название "маньеризм". Следующей работой Понтормо стали фрески в монастыре Ордена картезианцев в Галуццо, куда художник вынужден был бежать в 1523 году, спасаясь от охватившей в то время Флоренцию эпидемии чумы, а по возвращении во Флоренцию, в 1526-1528 годах, художник расписывает капеллу Каппони во флорентийской церкви Санта Феличита.
Вазари, человек общительный и жизнерадостный, не раз подчёркивал, что Понтормо был "более чем странен", имея в виду не только его замкнутый характер, но и полное отсутствие каких бы то ни было амбиций. "Его не интересовали ни деньги, ни слава, - удивлялся Вазари, - а однажды, выставляя счёт за картину одному из своих клиентов, не имевшему недостатка в средствах, он назвал сумму, необходимую для того, чтобы... выкупить свой старый плащ, отданный под залог". Вазари считал, что скромность хороша до определённых пределов, а Понтормо был патологически скромен. Сегодняшние же историки искусства и биографы Понтормо придерживаются иной точки зрения по поводу описанного случая. Так, в 1990 году французский художник и историк Жан Лебенштейн писал : "То, что в поведении и образе жизни Понтормо так поражало его современников, было вовсе не скромностью, а непомерной гордостью, которая ему же самому и мешала. "Картина, которую я написал, - сказал тогда художник заказчику, - бесценна. Но если говорить лично обо мне - то мой плащ висит где-то в ломбарде... По большому счёту, Вы заказали эту работу, Вы и определяйте её стоимость. Всё равно этой суммой не покрыть истинной цены моей картины".
С восстановлением власти Медичи во Флоренции Понтормо становится одним из их придворных художников. По заказу нового правителя, герцога флорентийского Алессандро Медичи, мастер занимается оформлением одной из лоджий виллы в Кареджи и заканчивает работу в январе 1537 года, незадолго до трагической гибели заказчика. Его преемник, Козимо Медичи (Младший), привлечёт Понтормо и его талантливого ученика Бронзино (1503-1572) к оформительским работам на вилле Кастелло. Ни одна из картин, написанных художником в это период, к сожалению, не дошла до наших дней, однако сохранились свидетельства современников Понтормо о том, что "фрески на вилле в Кареджи вызвали всеобщее восхищение, а вот росписи в Кастелло разочаровали", поскольку пропорции представленных фигур здесь были "деформированы" и "не вписывались ни в какие рамки, будучи слишком уж странными". Подобную реакцию вызвали также фрески мастера из фамильной церкви Медичи Сан Лоренцо, работе над которыми Понтормо посвятил 11 последних лет своей жизни. А между тем, уже после смерти Понтормо, законченные Бронзино, эти фрески были признаны величайшим шедевром маньеризма XVI века.
Понтормо умер 2 января 1557 года во Флоренции.

14 работ

Якопо Понтормо, Портрет Козимо Медичи Старшего (380*512)
Якопо Понтормо, Святой Иероним (380*507)
Портрет Козимо Медичи Старшего : Отец Отечества, ок.1520 Святой Иероним,
ок.1528
90*72 см.; дерево, масло 105*80 см.; дерево, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия
742*1000 px 750*1000 px
Якопо Понтормо, Портрет Козимо Медичи I (380*501)
Якопо Понтормо, Святая Вероника (380*311)
Портрет Козимо I Медичи в одежде кондотьера, 1537 Святая Вероника,
1515
92*72 см.; дерево, масло
(позже перенесена на холст)
307*413 см.; фреска
Музей Джетти,
Малибу, США
Папская капелла,
Церковь Санта Мария Новелла,
Флоренция, Италия
759*1000 px 1000*819 px
Легенда из апокрифического Евангелия от Никодима гласит : "Когда Иисус шёл на Голгофу, Святая Вероника скорбела о Его страданиях и утирала своим платком пот с Его лица... С тех пор постоянным атрибутом Святой является "платок Вероники" или "покрывало Вероники" с запечатлённым ликом Спасителя".
Якопо Понтормо, Иосиф в Египте (380*339)
Якопо Понтормо, Пьета (380*632)
Иосиф в Египте,
1515-1519
Пьета,
1526-1528
96*109,5 см.; дерево, масло 313*192 см.; дерево, масло
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Капелла Каппони,
Церковь Санта Феличита,
Флоренция, Италия
1000*893 px 601*1000 px
В работе "Иосиф в Египте" :
слева - Иосиф, прижав к груди головной убор, представляет фараону своего отца (коленопреклонённый старик в голубой одежде);
справа - Иосиф раздаёт египтянам еду;
выше - Иосиф с сыном поднимается по ступеням лестницы, ведущей в покои его умирающего отца;
на заднем плане (с трудом различимом) - Иосиф у арки, благословляющий своего младшего сына Эфраима.
Якопо Понтормо, Христос в Эммаусе (380*516)
Якопо Понтормо, Благовещение (380*428)
Христос в Эммаусе,
ок.1526
Благовещение,
1526-1528
230*173 см.; холст, масло 368*168 см.; фреска
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Капелла Каппони,
Церковь Санта Феличита,
Флоренция, Италия
737*1000 px 887*1000 px
"Христос в Эммаусе" создано по заказу монахов-картезианцев из Галуццо, где Понтормо в 1523 году скрывался от поразившей Флоренцию эпидемии. Реалистичный стиль картины был признан заказчиками несоответствующим тематике, и после смерти художника монахи изобразили в верхней части картины "Око Господне".
Якопо Понтормо, Встреча Марии и Елизаветы (380*488)
Якопо Понтормо, Святой Антоний Аббат (380*435)
Встреча Марии и Елизаветы, 1528-1529 Святой Антоний Аббат, ок.1520
202*156 см.; дерево, масло 78*66 см.; холст, масло
Церковь Сан Микеле,
Карминьяно, Италия
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
778*1000 px 874*1000 px
"Молодая женщина, стоящая за Девой Марией, является своего рода её "двойником" : цвета их одежды перекликаются и пересекаются (цвет платья одной - это цвет платка на голове другой, и наоборот); а вот Святая Елизавета, зеркально отражающая движения Марии, имеет за собой собственное alter ago - женскую фигуру, которая даже не удостаивается её взглядом" (Пинелли, историк искусства, 1993).
Якопо Понтормо, Леда и лебедь (380*512)
Якопо Понтормо, Святое семейство (380*453)
Леда и лебедь,
1512-1513
Святое семейство
40*55 см.  
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
 
742*1000 px 839*1000 px

Якопо Понтормо, Венера и Амур (380*253)
Якопо Понтормо, Мученичество Святого Маврикия (380*352)
Венера и Амур,
ок.1533
Мученичество Святого Маврикия и его воинов, ок.1529-1530
128*197 см.; дерево, масло 67*73 см.; дерево, масло
Галерея Академии,
Флоренция, Италия
Галерея Палатина,
Флоренция, Италия
1000*667 px 1000*925 px


Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Республика Крым, Россия, 299011
(0692) 54-60-75, 066-54-59-760 leosart@bk.ru