Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 42  
Рафаэль

26/28 марта(?) 1483
(Урбино, Италия) -

6 апреля 1520
(Рим, Италия)

Именем Рафаэля назван один из кратеров Меркурия

Урбино, Флоренция, Рим - эти города составили славный маршрут, следуя которому Рафаэль достиг вершины художественного совершенства. "Человек с большим сердцем и необычайным талантом", прежде чем покинуть этот мир в возрасте 37 лет, находясь в зените славы, мастер из Урбино успел раскрыть свой необычайный дар и в живописи, и в архитектуре, и в археологии.

Памятник Рафаэлю в Урбино.

Раффаэлло Санти родился в марте 1483 года в семье живописца Джованни ди Санти ди Пьетро - по мнению Вазари (1511-1574), "художника посредственного, но человека здравомыслящего и способного направить сына по тому доброму пути, который, по несчастью, не удался ему самому в молодости". Урбино, родной город Рафаэля, в эпоху Ренессанса был одним из главных культурных центров Италии, в чём была заслуга его правителя - Федериго да Монтефельтро. Герцог Урбинский благоволили к Джованни ди Санти, а в 1488 году даже назначил его придворным художником.

Когда Рафаэль подрос, отец, заметив его склонность к изобразительному искусству, стал привлекать сына к работе при дворе герцога да Монтефельтро - благо заказов у художника было много, и помощь юного художника была как нельзя кстати. Однако через пару лет Джованни начинает понимать, что талант его сына настолько велик, что далее удерживать его около себя на подсобных работах, не давая возможности учиться и развивать свои способности, означало бы гневить Господа, который столь щедро одарил Рафаэля. Джованни отправляется в Перуджу с тем, чтобы уговорить известного художника Пьетро Перуджино (ок.1448-1523) принять талантливого юношу в ученики, на что Пьетро, "человек весьма учтивый и любивший открывать молодые таланты", ответил согласием.
"Я слышал, как Микеланджело говорил, что Рафаэль малую толику таланта получил от рождения, остальное же приобрёл благодаря долгому обучению" (А.Кондиви, 1553)
Рафаэль без энтузиазма отнесся к решению отца. Ему казалось, что и в родном городе было у кого поучиться : как раз в то время в Урбино работал Пьеро делла Франческа (ок.1411-1492). Неизвестно, уехал бы юноша в Перуджу, если бы не печальные обстоятельства : в 1491 году умирает его мать, а 3 годами позже и отец, успевший до этого жениться вторично. Несколько лет мальчик живёт вместе с мачехой, но, очевидно, почувствовав себя чужим в собственном доме, он решается уехать из Урбино. Первое документальное свидетельство о пребывании Рафаэля в мастерской Перуджино датируется 1496 годом. Вазари отмечает, что "Рафаэль, изучая манеру Пьетро, подражал ей так точно во всех отношениях, что копии его ничем не отличались от оригиналов учителя". И до сих пор, изучая работы Перуджино того периода и зная наверняка, что в них присутствуют следы кисти Рафаэля, исследователи всё же затрудняются в их определении...
В 1500 году имя Рафаэля впервые появляется в списке "магистров живописи" Перуджи. Это свидетельствовало о том, что в 17-летнем художнике признали зрелого мастера.

Памятник Рафаэлю в Вене.

Если верить Вазари, то решение покинуть мастерскую своего учителя возникло у Рафаэля в Сиене. Работая над оформлением местного церковного книгохранилища вместе со своим приятелем Пинтуриккио (1454-1513), Рафаэль однажды услышал, "как некоторые сиенские художники с величайшей похвалой отзывались о том картоне, на котором Леонардо да Винчи прекрасно изобразил группу всадников для украшения залы Совета во флорентийском дворце, а также об обнажённых фигурах, ещё более прекрасных, которые исполнил Микеланджело в соревновании с Леонардо". Рафаэль оставляет работу в Сиене и, "забыв о своих выгодах и удобствах", решает не возвращаться в Перуджу, а отправляется прямиком в тосканскую столицу.

Идёт 1504 год. Флорентийское искусство переживает упадок, однако отголоски его былой силы и красоты ещё слышны в творчестве "последних великих" этого города - Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564), которые тоже вскоре покинут Флоренцию.
Рафаэль понимает, что он ещё не видел настоящего искусства. "Новый, неизведанный мир открылся его взору", - отмечает Вазари. И продолжает : "Рафаэль изучал старинные работы Мазаччо, а виденные им произведения Леонардо и Микеланджело заставили его ещё усерднее приняться за работу, в результате чего его манера приобрела необычайное совершенство".
В это время архитектор Браманте (1444-1514) по заказу Папы Юлия II начинает осуществление грандиозного замысла - строительства собора Святого Петра, крупнейшей в мире христианской святыни. Браманте, будучи родом из Урбино, с высочайшего соизволения Папы, приглашает своего земляка Рафаэля поучаствовать в этом проекте. Художник прибывает в Вечный Город в конце 1508 - начале 1509 годов.
В Риме Рафаэль встречается со своим учителем Перуджино, который вместе с Соддома (1477-1549) и Лотто (1480-1556) расписывает залы личных апартаментов Папы в Ватикане. Художник подключается к этой работе и, как сообщает Вазари, "его утончённый и красивый стиль так поразил Юлия II, что Папа приказал в одном из залов убрать картины других мастеров, давних и новых - так, чтобы только фрески одного Рафаэля были удостоены высочайших почестей". Вскоре Рафаэль становится главным оформителем папского дворца, а среди его помощников - известные мастера Джулио Романо (1499-1546) и Джанфранческо Пенни (1488-1528).
Слава о Рафаэле разносится далеко за пределы Рима. Художник выполняет заказы как официальные, так и частные. Портреты Бальдассарре Кастильоне, донны Велата и другие, а также цикл несравненной красоты Мадонн были признаны шедеврами ещё при жизни автора. Кроме этого, Рафаэль оформляет Виллу Фарнезина - дворец известного римского банкира Чиги, а также работает над созданием сценических декораций к театральным постановкам по произведениям поэта Лодовико Ариосто (1474-1533). После смерти Браманте в 1514 году новый Папа Леон X назначает Рафаэля управляющим строительством собора Святого Петра. Рассказывая об этом назначении своему дяде, Рафаэль в письме упоминает имена Джулиано да Сангало (1445-1516) и фра Джокондо, которых Папа приставил к новому управляющему, чтобы они помогли ему "набраться опыта в архитектуре и разгадать пару удивительных тайн, существующих в этом искусстве". В 1517 году Рафаэль завершает работу над знаменитой Лоджией Психеи на Вилле Фарнезина, а год спустя приступает к росписи ватиканских галерей.

Могила Рафаэля в Римском Пантеоне

Рим был древним городом и хранил в своих недрах огромное наследие некогда могущественной империи. Желая вернуть городу былое величие, Папа распоряжается провести археологические раскопки, во время которых Рафаэлю, ещё в 1515 году назначенному "хранителем памятников Древнего Рима", предписывалось зарисовывать всё, что будет извлечено на поверхность. Художник с радостью приступает к работе, завершить которую ему так и не удалось : 6 апреля 1520 года, в возрасте 37 лет, Рафаэль внезапно умирает.

"Здесь покоится тот самый Рафаэль, при жизни которого мать-природа, прародительница всего сущего, опасалась быть превзойдённой, а после его смерти - едва не умерла от печати (Эпитафия на надгробии Рафаэля в Пантеоне)
"О счастливая и блаженная душа, к тебе мысленно обращается всякий, кто восторгается оставленными тобой работами. Лучше было бы и живописи умереть вместе с тобой, ибо, когда смежил ты очи, и она стала почти слепой. А нам, тебя пережившим, остаётся лишь вечно хранить в сердце прекраснейшее воспоминание о тебе и речами своими прославлять твою память" (Вазари).

42 работы

Рафаэль, Автопортрет (фрагмент) (380*523)
Рафаэль, Портрет Форнарины (380*536)
Автопортрет (фрагмент), 1506 Портрет Форнарины,
1518-1519
45*33 см.; дерево, масло 85*60 см.; дерево, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Национальная галерея,
Рим, Италия
726*1000 px 709*1000 px
"Нет художника, который мог бы сравниться с Рафаэлем в передаче красоты человеческого тела, но если можно было бы спросить у этого художника, что есть красота, он наверняка бы ответил, что он не знает, поскольку уловил её сердцем" (Казанова, 1760)
Рафаэль, Дама в покрывале (Донна Велата) (380*479)
Рафаэль, Обручение Марии (380*565)
Дама в покрывале
(Донна Велата), 1516
Обручение Марии, 1504
85*64 см.; дерево, масло 170*118 см.; дерево, масло
Галерея Палатина,
Флоренция, Италия
Пинакотека ди Брера,
Милан, Италия
793*1000 px 672*1000 px
Эпизода Обручения Марии нет в Евангелии, поэтому Рафаэль опирался в своей работе на тексты апокрифов, а также на "Золотую легенду" - произведение монаха Иакова Ворагинского (ок.1230-1298), представляющее собой сборник христианских преданий и притч. Согласно одной из легенд, когда Марии исполнилось 14 лет, священники собрали всех претендентов на её руку и сердце. Каждому из них вручили по ветви, и тот, в чьих руках она расцветёт, станет мужем Марии. Победил Иосиф.
Рафаэль, Мадонна со щеглёнком (380*528)
Рафаэль, Дама с единорогом (380*484)
Мадонна со щеглёнком, 1507 Дама с единорогом,
1505-1506
107*77 см.; дерево, масло 65*51 см.; дерево, масло
Галерея Уффици,
Флоренция, Италия
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
720*1000 px 785*1000 px
Рафаэль, Афинская школа (380*271)
Рафаэль, Архангел Михаил, низвергающий демона (380*444)
Афинская школа, 1509-1510 Архангел Михаил, низвергающий демона, 1505
770 см. у основания; фреска 31*27 см.; дерево, масло
Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия Лувр,
Париж, Франция
1000*712 px 855*1000 px
На фреске "Афинская школа" в центре - греческие философы Платон (указывающий на небо) и Аристотель (держащий руку параллельно земле). Платона Рафаэль наделил чертами Леонардо да Винчи. Слева вверху - Сократ и Ксенофан; чуть ниже, в лавровом венке - Эпикур, советовавший получать удовольствие от каждого прожитого дня, рядом - Пифагор, что-то помечающий в большой книге. Справа внизу, согнувшись над доской, что-то чертит Эвклид, похожий на архитектора Браманте, рядом с ним - Зороастр с глобусом.
Вторым справа внизу Рафаэль изобразил самого себя в чёрном берете, а одинокая фигура Гераклита, сидящего на переднем плане, опершись на левую руку - портрет Микеланджело, как знак уважения Рафаэля к своему конкуренту, как раз в то время расписывавшему свод Сикстинской капеллы.
Рафаэль, Святая Екатерина Александрийская (380*517)
Рафаэль, Фрески на вилее Фарнезина (380*257)
Святая Екатерина Александрийская, 1508 Фрески на вилле Фарнезина, 1517-1518
71*54,5 см.; дерево, масло  
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
Вилла Фарнезина,
Рим, Италия
735*1000 px 1000*675 px
Рафаэль, Преображение (380*572)
Рафаэль, Сикстинская мадонна (380*534)
Преображение, 1518-1520 Сикстинская мадонна
405*278 см.; дерево, масло 265*196 см.; холст, масло
Ватиканский музей,
Ватикан, Рим, Италия
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
664*1000 px 712*1000 px
Рафаэль, Святой Себастьян (380*487)
Рафаэль, Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) (380*503)
Святой Себастьян,
1501-1502
Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом), 1506
  72,5*57 см.; холст, масло, темпера, переведена с дерева
Академия Каррара,
Бергамо, Италия
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
781*1000 px 755*1000 px
Рафаэль, Мадонна на троне с предстоящими святыми (380*390)
Рафаэль, Мадонна Конестабиле (380*382)
Мадонна на троне с предстоящими святыми Мадонна Конестабиле, 1502-1503
169,2*169,2 см.; дерево, масло 17,5*18 см.; холст, темпера,
переведена с дерева
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
973*1000 px 995*1000 px
Рафаэль, Воскресение Христа (380*471)
Рафаэль, Святой Георгий, побеждающий дракона (380*499)
Воскресение Христа,
1501-1502
Святой Георгий, побеждающий дракона, 1505-1506
52*44 см.; холст, масло 28*22 см.; дерево, масло
Музей искусств,
Сан-Паулу, Бразилия
Национальная галерея искусств,
Вашингтон, США
808*1000 px 761*1000 px
Рафаэль (380*201)
Рафаэль (380*382)
1502-1504  
27*50 см.; холст, темпера  
Ватиканский музей, Ватикан,
Рим, Италия
 
1000*530 px 994*1000 px
Рафаэль, Святое семейство (380*388)
Рафаэль, Мадонна Альдобрандини (380*443)
Святое семейство, 1506 Мадонна Альдобрандини
104,4 см, в диаметре; дерево, масло  
Лондон, Великобритания  
979*1000 px 857*1000 px
Рафаэль, Святое семейство (380*548)
Рафаэль, Мадонна Грандука (380*578)
Святое семейство Мадонна Грандука, 1504
  85*55 см.; дерево, масло
  Дворец Питти,
Флоренция, Италия
693*1000 px 658*1000 px
Рафаэль, Автопортрет (?) в 10 лет (380*581)
Рафаэль (380*489)
Автопортрет (?) в 10 лет, 1490-ые  
   
   
380*581 px 777*1000 px
Рафаэль, Штудия Мадонны Альбы (380*581)
Рафаэль, Штудия сидящей обнажённой (380*650)
Штудия Мадонны Альбы Штудия сидящей обнажённой
422*272 см.; сангина 375*210 см.
Дворец изящных искусств,
Лилль, Франция
Кабинет рисунков, Галерея Уффици, Флоренция, Италия
654*1000 px 585*1000 px
Рафаэль, Мадонна на лугу (380*483)
Рафаэль, Адам и Ева (380*463)
Мадонна на лугу, 1506 Адам и Ева, 1508
113*88 см.; дерево, масло 120*105 см.; фреска
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Ватиканский дворец, Ватикан,
Рим, Италия
786*1000 px 821*1000 px
Рафаэль, Святой Георгий, борющийся с драконом (380*434)
Рафаэль, Положение во гроб (380*397)
Святой Георгий, борющийся с драконом, 1505 Положение во гроб, 1507
32*27 см.; дерево, масло 184*176 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Галерея Боргезе,
Рим, Италия
876*1000 px 957*1000 px
"Святого Георгия" в 1504 году Рафаэлю заказал герцог Урбинский Гвидобальдо да Монтефельтро (сын Федериго). По легенде, дракон, который держал в страхе столицу Лидийского царства, потребовал принести ему в жертву царевну Клеодолинду, однако Георгий, бывший в то время трибуном римской армии, прорвался к логову чудовища и, осенив себя крестным знамением, вступил с ним в схватку. В конце концов, воин пригвоздил дракона копьём к земле, а затем зарубил его мечом. Свидетели этой битвы, в том числе и сам царь Лидийский, увидели силу Господа и тотчас приняли крещение. С тех пор Георгий стал выразителем торжества свободы и добродетели над угнетением и пороком.
Рафаэль, Портрет Бальдассарре Кастильоне (380*476)
Рафаэль, Портрет Папы Юлия II (380*513)
Портрет Бальдассарре Кастильоне, 1514-1516 Портрет Папы Юлия II, 1511-1512
82*67 см. 63*40 см.; дерево, масло
Лувр,
Париж, Франция
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
798*1000 px 741*1000 px
Рафаэль, Три грации (380*393)
Рафаэль, Портрет молодого человека (380*586)
Три грации, 1504-1505 Портрет молодого человека, 1515
17*17 см.; дерево, масло 44*29 см.; холст, масло
Музей Конде,
Шантийи, Франция
Музей Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
966*1000 px 648*1000 px
Рафаэль, Мадонна с голубой диадемой (380*531)
Рафаэль, Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем) (380*586)
Мадонна с голубой диадемой, 1510-1511 Прекрасная садовница (Мадонна с Младенцем и святым Иоанном Крестителем), 1507-1508
  122*80 см.; дерево, масло
  Лувр,
Париж, Франция
716*1000 px 648*1000 px
Рафаэль, Автопортрет с другом (380*457)
Рафаэль, Святой Иоанн Креститель (380*348)
Автопортрет с другом, ок.1518-1519 Святой Иоанн Креститель, ок. 1516
99*83 см. 135*142 см.; холст, масло
Лувр,
Париж, Франция
Лувр,
Париж, Франция
831*1000 px 1000*916 px
Рафаэль, Иисус Христос (380*475)
Рафаэль, Штудия обнажённого со спины (380*570)
Иисус Христос Штудия обнажённого со спины
   
   
800*1000 px 667*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru