Джорджо
Вазари (1511-1574)
"Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев,
ваятелей и зодчих" (перевод А.И.Венедиктова)
|
|
Джорджо Вазари "Автопортрет",
1550, Галерея Уффици, Флоренция, Италия |
Обложка первого издания
"Жизнеописаний" |
"Жизнеописание Луки Синьорелли кортонского
живописца"
"Лука Синьорелли(1), превосходном живописце,
о котором во временном порядке нам теперь надлежит
сказать, в свои времена считался в Италии весьма
знаменитым, а произведения его ценились так, как
ничьи другие, в какое бы то ни было время, ибо в
живописных своих произведениях он указал способ
изображать нагое тело так хорошо, с таким искусством
и с разрешением таких трудностей, что оно кажется
живым. Он был воспитанником и учеником Пьетро из
Борго Сан Сеполькро и в юности своей очень старался
подражать учителю и даже превзойти его. В то время
как он работал с ним в Ареццо, поселясь, как уже
говорилось, в доме Ладзаро Вазари, своего дяди,
он подражал манере названного Пьетро настолько,
что почти нельзя было отличить одного от другого(2).
Первое произведение Луки было выполнено для церкви
Сан Лоренцо в Ареццо, где в 1472 году он расписал
фреской капеллу св. Варвары, а в сообществе святой
Екатерины - на холсте маслом хоругвь, что носят
на процессиях, и такую же в церкви Тринита, так,
что кажется, будто выполнена она рукой не Луки,
а самого Пьетро из Борго. В церкви Сант Агостино
в названном городе он выполнил образ св. Николая
Толентинского с прекраснейшими историйками, завершённый
им с хорошим рисунком и выдумкой, и там же в капелле
святых Даров он написал фреской двух ангелов. В
церкви Сан Франческо в капелле Аккольти он расписал
для мессера Франческо, доктора прав, доску, на которой
изобразил самого мессера Франческо и несколько его
родственников. В произведении этом есть дивный св.
Михаил, взвешивающий души; в этой фигуре в сверкании
её доспехов и в отражениях на них проявились, как,
впрочем, и во всей вещи в целом, глубокие его знания.
Лука дал ему в руки весы, на которых нагие люди,
поднимаясь на одной чашке и опускаясь на другой,
изображены в прекраснейших ракурсах. И между прочими
хитроумными вещами, имеющимися в этой живописной
работе, есть нагая фигура, отменнейшим образом превращённая
в дьявола, у которого зелёная ящерица лижет кровь
из раны. Есть там, помимо этого, и Богоматерь с
сыном на коленях, св. Стефан, св. Лаврентий, св.
Екатерина и 2 ангела, один из которых играет на
лютне, а другой на гуслях. И все эти фигуры раздеты
и разукрашены так, что диву даёшься. Но что там
ещё чудеснее, так это мелкофигурная пределла с деяниями
названной св. Екатерины(3).
Многое написал он и в Перудже и, между прочим, в
соборе для мессера Якопо Вануччи, кортонца, городского
епископа, картину на дереве, на которой изображены
Богоматерь, св. Онуфрий, св. Геркулан, св. Иоанна
Креститель и св. Стефан, а также прекраснейший ангел,
настраивающий лютню(4).
В Вольтерре он написал фреской в церкви Сан Франческо
над алтарём одного их сообществ Обрезание Господне,
почитающееся давним и прекрасным, несмотря на то,
что младенец, пострадавший от сырости, был переписан
Содомой гораздо хуже, чем он был. И в самом деле,
иной раз лучше оставлять вещи, созданными людьми
превосходными, даже и наполовину испорченными, чем
давать их переписывать людям, менее знающим. В церкви
Сан Агостино в том же городе он расписал темперой
алтарный образ и его мелкофигурную пределлу с историями
Страстей Христовых, почитавшуюся необычайно прекрасной(5).
В Монте он написал для тамошней Синьории в церкви
Санта Мария на доске Усопшего Христа(6), а в Читта
ди Кастело в церкви Сан Франческо - Рождество Христово,
а в церкви Сан Доменико на другой доске - св. Себастьяна(7).
В церкви Санта Маргарита в Кортоне, на его родине,
в обители братьев-цокколантов находится Усопший
Христос, одна из редкостнейших его работ, а в Сообществе
Иисуса в том же городе он расписал три доски, из
которых чудесна та, что на главном алтаре, где Христос
причащает апостолов, а Иуда прячет святые дары в
мешок. А в приходской церкви, именуемой ныне Епископством,
он написал фреской в капелле св. Даров несколько
пророков в естественную величину, а вокруг табернакля
- нескольких ангелов, раскрывающих полог, и по сторонам
св. Иеронима и св. Фому Аквинского. Для главного
алтаря названной церкви она написал на доске прекраснейшее
Успение и сделал рисунки для главного круглого окна
названной церкви(8), которая была осуществлена Стаджо
Сассоли из Ареццо(9).
В Кастильоне Аретинском он выполнил над капеллой
св. Даров Усопшего Христа с Мариями(10), а в церкви
Сан Франческо в Лучиньяно дверцы шкафа, в котором
находилось коралловое дерево с крестом на вершине(11).
В Сиене он расписал в церкви Сант Агостино доску
для капеллы св. Христофора с несколькими святыми
по обе стороны рельефного св. Христофора(12).
Из Сиены, приехав во Флоренцию, для того, чтобы
взглянуть на работы проживающих там в то время мастеров,
а также многих живших там раньше, он написал для
Лоренцо деи Медичи на полотне нескольких обнажённых
богов, получивших большое одобрение, и землёй -
образ Богоматери с двумя небольшими фигурами пророков,
находящихся ныне в Кастелло, вилле герцога Козимо,
и ту и другую работу он поднёс названному Лоренцо,
который никогда и никому не позволял превзойти себя
в щедрости и великолепии. Он написал также прекраснейшее
тондо с Богоматерью, то, что в приёмной капитанов
гвельфской партии(13).
В Кьюзури Сиенской, главной обители монахов Монте
Оливето, он написал с одной стороны монастырского
двора 11 историй из жизни и деяний св. Бенедикта.
Из Кортоны он посылал свои работы в Монтепульчано,
в Фойяно (образ главного алтаря приходской церкви),
а также в другие местности Вальдикьяны(14).
В Мадонне, главной церкви Орвието, он собственноручно
завершил капеллу, начатую там Фра Джованни из Фьезоле,
в которой он изобразил все истории о конце мира
и выдумкой и причудливой и прихотливой : ангелов,
демонов, крушения, землетрясения, пожары, чудеса
Антихриста и много тому подобных вещей, и сверх
этого нагих людей, всякие ракурсы и много прекрасных
фигур, вообразив себе ужас этого последнего страшного
дня(15). Этим он ободрил всех работавших после него,
для которых трудности этой манеры уже казались лёгкими.
И потому я не удивляюсь тому, что работы Луки постоянно
получали высшее одобрение. Микеланджело и кое-что
в его божественном Страшном суде в папской капелле
осторожно заимствовал их выдумок Луки, как, например,
ангелы, демоны, расположения небес и другие вещи,
в которых Микеланджело подражал приёмам Луки, как
это, впрочем, может видеть каждый. В вышеназванных
произведениях Лука изобразил себя самого(16) и многих
своих друзей - Никколо, Паоло и Вителоццо Вителли,
Джованни Паоло и Орацио Бальони и других, имена
коих неизвестны.
В церкви Санта Мария в Лорето он написал фреской
в ризнице четырёх евангелистов, четырёх учителей
церкви и других святых весьма прекрасных(17), и
за работу эту был щедро вознаграждён папой Сикстом.
Говорят, что когда в Кортоне был убит его сын, красавец
лицом и телом, которого он очень любил, Лука, в
таком горе, велел раздеть его донага и с величайшей
твёрдостью духа, не рыдая и не проливая слёз, написал
его, дабы навеки собственными руками запечатлеть
образ того, кого природа ему дала, а враждебная
судьба у него отняла.
Будучи после этого призван названным папой Сикстом
работать в дворцовой капелле в соревновании со многими
живописцами, он написал там две истории, почитавшиеся
лучшими среди многих остальных. На одной - завещание
Моисея еврейскому народу при виде земли обетованной,
а на другой - его же смерть(18). В конце концов,
после того как он выполнил работы для всех почти
государей Италии, и, будучи уже старым, он возвратился
в Кортону, где в эти последние свои годы работал
больше для удовольствия, чем для чего другого, ибо,
привыкнув к труду, он не мог и не умел оставаться
праздным. И в старости он написал в Ареццо образ
для монахинь св. Маргариты и ещё один для Сообщества
св. Иеронима, частично оплаченный мессером Никколо
Гамуррини, доктором прав, аудитором Руоты, изображённым
на этой картине с натуры на коленях перед Мадонной,
которой его представляет св. Николай, изображённый
на том же образе; есть там и св. Донат и св. Стефан,
а пониже обнажённые св. Иероним и Давид, поющий
над псалтырью, а также два пророка, которые, судя
по грамотам у них в руках, рассуждают о непорочном
зачатии(19). Работа эта была доставлена из Кортоны
в Ареццо на плечах двух человек из этого Сообщества.
Лука же, несмотря на свою старость, пожелал приехать
для её установки, а отчасти и для того, чтобы повидаться
со своими друзьями и родственниками. А так как поселился
он в доме Вазари, где был и я, маленький мальчик
8 лет, то помнится, как этот добрый старик, такой
весь изящный и чистенький, услышав от учителя, обучавшего
меня первоначальной грамоте, что я ничем другим
в школе не занимаюсь, как только рисованием фигур,
помнится, говорю я, что, обратившись к Антонио,
моему отцу, он сказал : "Антонио, чтобы Джорджино
не отставал от нас, пусть учится рисовать во что
бы то ни стало; ибо даже если бы он и прилежал к
науке, то и рисование, как всякому образованному
человеку, принесёт ему только пользу, честь и утешение".
Обратившись затем ко мне, стоявшему перед ним, он
сказал : "Учись, родной". Наговорил он
обо мне много и других вещей, о которых умолчу,
ибо знаю, что я далеко не оправдал мнение, которое
обо мне имел этот добрый старик. Когда же он услышал,
что у меня в этом возрасте очень сильно шла носом
кровь, как в действительности и было, так что иной
раз я доходил до обморока, он собственноручно с
бесконечной любовью повесил сне на шею яшму, и это
воспоминание о Луке навечно запечатлилось в моей
душе.
Поставив названный образ на место, он возвратился
в Кортону, и его на большое расстояние провожали
многочисленные горожане, друзья его и родственники,
как этого и заслужил своею доблестью, так, что и
жил он постоянно скорее как господин и почтенный
дворянин, чем как художник.
В эти самые времена Сильвио Пассерини, кортонскому
кардиналу, был построен дворец в полумиле от города
перуджинским живописцем Бенедетто Капорали, который
занимался и архитектурой и незадолго до этого истолковал
Витрувия. И вот названный кардинал пожелал, чтобы
он и расписал его. И потому Бенедетто приступил
к этому с помощью Мазо Папачелло, кортонца, который
был его учеником и научился многому у Джулио Романо(20),
о чём будет сказано, а также с помощью Томмазо и
других учеников и подмастерьев, и не прекращал работы,
пока почти всё целиком не расписал фреской. Кардинал
же пожелал иметь какую-нибудь живопись и работы
Луки, и тот, уже старый и парализованный, написал
фреской на передней стороне алтаря капеллы этого
дворца как св. Иоанн Креститель крестит Спасителя(21);
однако совсем закончить этого не мог, ибо вое время
работы умер в возрасте 88 лет(22).
Был Лука человеком отменнейшего нрава, искренним
и правдивым с друзьями и нежного и приличного обращения
со всеми, особенно приветливым со всяким нуждающимся
в его работах и мягким наставником своих учеников.
Жил он в роскоши и любил хорошо одеваться. За эти
добрые качества на родине и за её пределами к нему
всегда относились с величайшим почтением. Таким
образом, концом его жизни, приключившемся в 1521
году, мы и заканчиваем вторую часть сих жизнеописаний,
завершая её Лукой как тем человеком, который основательностью
рисунка, в особенности же обнажённых тел, и лёгкостью
выдумки и умением компоновать истории открыл большей
части художников путь к последнему совершенству
искусства, вершин которого смогли достичь следующие
за ним, о которых мы и будет говорить в дальнейшем.
(1) В первом издании биография Синьорелли начиналась
так : "Кто родился добрым, не нуждается в обучении
искусству жизни, ибо мирские невзгоды переносит
он терпеливо, а милости всегда почитает ниспосланными
небом. Злых же от природы может погубить зависть,
ибо чужие работы, даже и плохие, всегда кажутся
им и выше и лучше своих собственных. Отсюда и проистекают
величайшие неудачи тех, кто работает с другими с
гордыней, стремясь превзойти их достоинства, а не
получить от них благо и пользу. Этим грехом поистине
не страдал никогда Лука Кортонский, который всегда
относится с любовью к художникам себе подобным,
а тем, кто хотел чему-либо научиться, помогал постоянно,
так как считал, что этим принесёт пользу и своему
делу. И так как был он добрым от природы, то всегда
имел склонность к делам святым и справедливым. И
потому и небеса, коим было ведомо, что был он поистине
добродетельным мужем, не скупились в своих милостях,
ему ниспосылаемых".
(2) Сведения о том, был ли Синьорелли не только
учеником, но и воспитанником Пьеро делла Франческа,
а также находился ли он в родственных отношениях
с Лазаро Вазари, отсутствуют. Из его работ, близких
к работам учителя, сохранились названные "Мадонны"
в Оксфорде, Риме и Бостоне и фреска в Читта ди Кастелло
("достойным учеником" Пьеро делла Франчески
его называет также в своих сочинениях Лука Пачоли).
(3) Большая часть перечисленных работ до нас не
дошла. Из аретинских работ сохранилась не названная
Вазари "Бичевание" (теперь - в миланской
Брере). В Аретинском музее хранятся две "Мадонны",
в городском соборе - сцены из жития Богоматери (выполнены
с помощниками).
(4) Работа сохранилась (теперь - в местной пинакотеке).
(5) "Обрезание" из Вольтерры (не фреска)
находится теперь в лондонской Национальной галерее;
приписываемые Синьорелли истории Страстей Христовых
идентифицируются с "Поклонением волхвов"
в музее г. Вольтерры.
(6) Судьба работы неизвестна.
(7) "Рождество Христово" в лондонской
Национальной галерее. "Святой Себастьян"
хранится в пинакотеке г. Читта ди Кастелло.
(8) В Кортоне, в Музее Диочезано, находится названный
Вазари "Усопший Христос", "Положение
во гроб", "Причащение Христом апостолов"
и "Успение", а также неназванные две "Мадонны"
("Мадонны" также в Сан Доменико и Сан
Никколо). Фрески в приходской церкви (Колледжате)
не сохранились.
(9) Стаджо ди Фабиано Сассоли - мастер витражей,
работавший в Ареццо в XVI веке. Его окно в Соборе
заменено новым в XIX веке.
(10) Фреска "Положение во гроб" в Колледжате
(приходской церкви) в Кастильоне Аретинском (Фьорентино)
сохранилась.
(11) В Лучиньяно (в церкви Сан Франческо) сохранилась
"Мадонна" Синьорелли; шкаф с коралловым
деревом не сохранился.
(12) Части полиптиха из Сан Агостино в Сиене находятся
теперь в разных собраниях. Створки - в Берлине и
в собрании Кук в Ричмонде, части пределлы - в Дублине(в
Национальной галерее) и различных частных собраниях.
Статуя св. Христофора - в Лувре.
(13) Во Флоренции (в Уфицци) находятся обе Мадонны
- картина и тондо; полотно с обнажёнными богами
(которое было известно под названием "Воспитание
Пана"), находившееся в Берлине, погибло во
время войны.
(14) Фрески в Монтеоливето Маджоре (Кьюзури Сиенской)
сохранились. В Монтепульчано хранится "Мадонна"
(в церкви Санта Лючия), в приходской церкви (Колледжате)
г. Фойяно - алтарный образ "Венчание Богоматери"
(со святыми и донаторами) с пределлой ("Житие
св. Мартина").
(15) В капелле Сан Брицио (капелла Нуова) собора
Орвието находится главная работа Синьорелли : фрески
"Страшный суд", "Деяния Антихриста",
"Положение во гроб", "Поэты"
и "Пророки".
(16) Автопортрет Синьорелли усматривается во фрески
"Деяния Антихриста" рядом с Джованни да
Фьезоле (фра Беато Анджелико).
(17) Фрески в ризнице Санта Мария (Сантуарио) в
Лорето (написанные до фресок в Орвието) сохранились.
(18) В дворцовой (Сикстинской) капелле Ватикана
Синьорелли закончил "Передачу ключей"
Перуджино и написал самостоятельно две фрески, названные
Вазари.
(19) Образ и картина находятся теперь в пинакотеке
г. Ареццо.
(20) Мазо (Томмазо) Папачелли (ок.1500-1559) - кортонский
живописец, работал с Капоралли, Джулио Романо, а
также с Синьорелли, под чьим сильным влиянием он
находился.
(21) Среди сохранившихся росписей в капелле виллы
кардинала Пассерини усматривают и названную Вазари
фреску Синьорелли.
(22) Проверить правильность указанного Вазари возраста
невозможно; год рождения Синьорелли неизвестен.
Умер же он в 1523 г. (а не в 1521, как пишет Вазари).
|