|
|
|
|
Автопортрет, 1882 |
Крик, 1893 |
190*260 см. |
91*73,5 см. |
|
Национальная галерея,
Осло, Норвегия |
727*1000 px |
793*1000 px |
"Я возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит
приступ меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределённого состояния атмосферы и очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит из-под контроля разума.
Друзья прошли вперёд, а я остановился, ухватился рукой за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер : над городом и тёмно-голубым фьордом распростёрлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал
от внезапно нахлынувшего на меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный крик - жуткий, наводящий ужас, парализующий.
Это был последний крик самоубийцы, бросившегося с моста".
"Крик" часто рассматривается как первый экспрессионистический опыт художника. Исходящая из "внутреннего ада" художника, картина является воплощением общечеловеческих
страхов и Апокалипсиса - как их апофеоз. |
|
|
Вампир, 1893 |
Автопортрет, 1895 |
91*109 см. |
31,4*45,8 см.; литография |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*819 px |
692*1000 px |
Написанная в 1893 году "Вампир" входит в цикл "Фриз жизни", над которым мастер работал в 1890-1900 годах. Как писал сам мастер, "это
поэма о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Счастье и Горе, Покое и Страхе".
Один из друзей Мунка, свидетель всех этапов создания "Фриза", вспоминал, что художник придумал композицию "Вампира" за несколько минут, а воплотил свой замысел на полотке
"буквально за пару дней".
По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номера "La Revue Blanche",
в которой, стремясь подогреть интерес публики к новой картине Мастера, приводит несколько строк "белого" стиха собственного сочинения : "Золотым дождём волос ниспадает на
несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Не несчастен ли он? Или он молил её об этой последней ласке - ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью
и небытием? Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением - пусть и мгновенным - того, что ты любишь и любим?"
Пряди золотистых волос символизируют, как в статье Стриндберга, так и в картине Мунка, узы, связывающие влюблённых. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей
кровь из его шеи.
Эта сцена является воплощением амбивалентного представления о женщине как о существе желанном и опасном, которое было особенно популярно у символистов конца XIX века. |
|
|
Аугуст Стриндберг, 1892 |
Мадонна, 1894-1895 |
120*90 см. |
91*70,5 см. |
Музей современного искусства,
Стокгольм, Швеция |
Национальная галерея,
Осло, Норвегия |
744*1000 px |
758*1000 px |
Во время пребывания в Берлине в 90-ых годах XIX века Мунк поддерживал дружеские отношения со шведским писателем Аугустом Стриндбергом (1849-1912). В своих поэмах, романах,
новеллах и театральных пьесах швед поднимал темы конфронтации полов, любви и ненависти, приводил подробный анализ причин, сводящих на нет даже самую пылкую связь между мужчиной и женщиной.
В своей скандальной драме "Жена рыцаря Бенгта" (1882) Стриндберг представляет женщину как "ненасытную тварь", "узницу порока". После вереницы неудачных романов,
один из которых закончился трагично, Мунк в этом вопросе полностью солидарен со своим приятелем. |
"Мадонна" была представлена Мунком на парижском Салоне Независимых 1896 года под названием "Влюблённая женщина".
По мнению художника, "любовь - божественное чувство, и каждая новая влюблённость обязательно несёт в себе оттенок скорби по кусочку собственного "я", принесённому в дар
объекту страсти". Вот почему в глазах Мунка влюблённая женщина - это Мадонна Скорбящая.
Стриндберг в "La Revue Blanche" за июнь 1896 : "Скорее всего, здесь изображено зачатие - неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини
символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве". |
|
|
Поцелуй, 1898 |
Больной ребёнок, 1896 |
41*46,6 см.; гравюра на дереве |
41,5*56,5 см.; цветная литография |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
811*1000 px |
1000*756 px |
"Это две фигуры, лица которых сливаются. Рассмотреть их черты невозможно : мы видим только место, где они соединились. И место это напоминает гигантское
безобразное ухо, оглушённое напором пульсирующей крови. Это лужа крови, в которой тонут души целующихся. Это отвратительно, хотя выглядит настолько естественно, что мастера трудно обвинить
в нарочитой эксцентричности, - скорее всего, мы имеем дело с его субъективным восприятием поцелуя, которым он открыто и искренне делится с нами" (Станислав Пшибышевский, друг Мунка). |
|
|
Прах, 1894 |
Танец жизни, 1899-1900 |
120,5*55,3 см. |
125,5*190,5 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Национальная галерея,
Осло, Норвегия |
1000*859 px |
698*471 px |
"Этим летом (1900 год) я закончил монументальное полотно, которое целиком основано на моих личных воспоминаниях и впечатлениях. Однажды я танцевал с
любимой девушкой и вдруг заметил поодаль прекрасную женщину со светлыми вьющимися локонами. Она улыбалась мне настолько открыто и зазывно, что мне стало неловко перед моей партнёршей,
- я не мог оторвать взгляд от этой странной женщины. В итоге остаток вечера я танцевал с ней, напрочь забыв о своей возлюбленной. И лишь спустя время, пережив тяжёлое разочарование, я
понял : Эта женщина безжалостно сорвала цветок моей любви, а новый так и не подарила. После того, как мы расстались, я часто видел её - в неизменном чёрном платье, со страдальческим выражением
лица, она потухла и подурнела". |
|
|
Игровой стол в
Монте-Карло, 1892 |
Автопортрет за бутылкой вина, 1906 |
116*74 см. |
120*110 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*650 px |
1000*908 px |
|
|
Косильщик, 1917 |
Рабочие, идущие домой |
150*130 см. |
201*227 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*860 px |
1000*882 px |
|
|
Плачущая обнажённая |
Жёлтое бревно, 1912 |
135*110 см. |
159,5*129,5 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*818 px |
1000*813 px |
|
|
Ревность, 1907 |
Смерть Марата-2, 1907 |
98*75 см. |
148*153 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*766 px |
967*1000 px |
|
|
Берег с красными камнями, 1904 |
Четыре девочки в Осгордстранде, 1903 |
109*69 см. |
111*87 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*731 px |
1000*784 px |
|
|
Портрет консула Кристена Сандберга, 1901 |
Дым поезда, 1900 |
147*215 см. |
109*84 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
684*1000 px |
1000*764 px |
|
|
Белое и красное |
Метаболизм |
129*93 см. |
142*172 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*721 px |
697*1000 px |
|
|
Голос. Летняя ночь, 1896 |
Разлука, 1896 |
119*99 см. |
127*96 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*756 px |
1000*753 px |
|
|
Сена в Сен-Клу, 1890 |
Смерть в комнате больного, 1893 |
38*46 см. |
160*134 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
815*1000 px |
1000*842 px |
|
|
Тревога, 1894 |
Смерть и жизнь, 1894 |
74*94 см. |
86*128 см. |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
776*1000 px |
676*1000 px |
|
|
Женщина из морской пучины, 1896 |
Меланхолия-1, 1896 |
|
55,7*41,1 см. |
Музей искусств,
Филадельфия, США |
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия |
1000*525 px |
1000*891 px |
|