Энциклопедия живописи - Норвежская школа - Эдвард Мунк
Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 32  
Эдвард Мунк

12 декабря 1863 (Лётен, Норвегия) -

23 января 1944 (Экели, Норвегия)

17-летним юношей Эдвард Мунк решил посвятить жизнь искусству и оставался верным своему призванию на протяжении 63 лет, до самой смерти в январе 1944 года. По натуре довольно замкнутый, если не сказать - нелюдимый, он, тем не менее, делает главной темой своего творчества человеческие взаимоотношения во всех их проявлениях.

Эдвард появился на свет 12 декабря 1863 года в имении Энгелауг Остре в Лётене, юг Норвегии, в семье военврача Христиана Мунка - представителя старинного норвежского рода, подарившего миру целую плеяду известных личностей. В числе его родственников - художник Якоб Мунк, епископ Йохан Сторм Мунк, поэт Андреас Мунк. Родной брат доктора Христиана, Петер Андреас Мунк, станет выдающимся историком, автором первой "Истории норвежского народа".
Христиан женился на Лауре Катрин Бьйолстад, дочери бывшего капитана дальнего плавания, вопреки воле своих родителей, посчитавших такой брак мезальянсом. Через год после рождения Эдварда семья переезжает в Христианию (ныне Осло) и поселяется в одном из самых бедных кварталов города : гонорары молодого доктора были невелики, а помощи от родителей ждать не приходилось - они лишили ослушника наследства. Пожалуй, годы обучения в начальной школе можно назвать самыми безоблачными и счастливыми в жизни Эдварда Мунка. Позже жестокая судьба посылала ему удар за ударом, словно испытывая на прочность детскую душу. В 1868 году от чахотки умирает его мать. 5-летний Эдвард замыкается в себе и почти на год теряет способность говорить. Лишённый возможности высказывать свои мысли, ребёнок дни напролёт проводил в глубоких размышлениях. Он освоил грамоту гораздо раньше своих старших братьев и в 6 лет зачитывался "Легендами о богах и героях Севера", собранными и адаптированными его дядей Петером Андреасом Мунком. Под впечатлением от этой книги маленький Эдвард впервые взялся за карандаш. Вскоре он увлёкся рисованием настолько, что предпочитал ему любое другое занятие.
"Болезнь, Безумие и Смерть - это ангелы, которые дежурили у моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь" (Эдвард Мунк)
После смерти Лауры все хлопоты по дому взяла на себя её сестра. Она нежно и трогательно заботилась о племянниках, особенно же ласкова была с Эдвардом. Благодаря ей мальчик постепенно оправился от переживаний и в доме вновь раздался его весёлый разговор.
В 1877 году судьба посылает Мунку очередное испытание : заболела туберкулёзом и умерла его самая близкая и преданная подруга - 15-летняя сестра Джоанн Софи. Угроза заболевания нависла и над Эдвардом, но растущему организму удалось справиться с чахоткой.
Заметив способности сына к рисованию, отец желает, чтобы он стал инженером, и в 1879 году записывает его в политехническую школу в Христиании. Но Эдвард, ссылаясь на слабое здоровье, часто пропускает занятия по основным дисциплинам - к негодованию преподавателей, давно заметивших, что курс рисунка и элементарных основ пластических искусств он посещает исправно.
8 ноября 1880 года Эдвард записывает в своём дневнике : "Сегодня я окончательно бросил политехническую школу. Теперь я твёрдо намерен стать живописцем". Спустя 2 месяца, в начале 1881 года, Мунк уже числится в реестре учеников Королевской школы рисования. Его первым мастером стал скульптор Джулиус Мидделтун, который утверждал, что у Эдварда "поразительное пластическое чутьё". В следующем году молодой человек переходит в мастерскую известного живописца Христиана Крога (1852-1925), который принял самое деятельное участие в его дальнейшей судьбе. С этого времени карьера Мунка стремительно развивается. В возрасте 20 лет он, благодаря протекции Крога, впервые принял участие в выставке, проходившей в Христиании в июне 1883 года. Критики обратили внимание на работы талантливого дебютанта, отметив, что они созданы "в духе французского реализма". В тот же период Мунк посещает занятия в Школе пленэрного рисования под руководством художника Фрица Таулова (1847-1906), очень скоро становится лучшим учеником и награждается оплачиваемой стажировкой в Париже. В течение 3 майских недель 1885 года Мунк изучает коллекции Лувра и посещает парижский Салон. Сильнейшее впечатление на мастера произвела игра света и тени у Рембрандта, экспрессивность манеры Гойи, свобода кисти Халса и, конечно, новации его современников-импрессионистов.
По возвращении на родину Мунк участвует в Осеннем салоне в Христиании, открывшемся в сентябре 1886 года. Картины 23-летнего художника вызвали волну возмущения в консервативной прессе и среди большинства норвежских художников. Критика первой персональной выставки художника в апреле 1889 года, где было представлено 110 картин, также носила явно негативный оттенок. Но, как известно, дурная слава - больше, чем просто слава. Мунк становится необычайно популярен за пределами Норвегии и даже удостаивается, как сказали бы сегодня, гранта французского правительства, дающего право совершенствовать мастерство в Париже за государственный счёт. В начале октября Эдвард прибывает в Париж и записывается в мастерскую рисунка Леона Бонната в Школе изящных искусств. В его дневнике того периода есть такие строки : "Вовсе не Школа, а сама художественная жизнь города впечатляет и учит меня. Время фотографии и постимпрессионизма : камера не может соревноваться с кистью и полотном, покуда их можно использовать на небесах и в аду".
"Сначала я был импрессионистом, но в связи с участившимися ударами судьбы и экзистенциальными откровениями, которые я переживал во времена своей принадлежности богеме Христиании, мне стало тесно в рамках импрессионизма и невыносимо тесно - в рамках реализма" (Эдвард Мунк, 1941)
Но злой рок не оставляет художника : 4 декабря 1889 года пришло извести о смерти его отца. В состоянии глубокой депрессии Мунк покидает Париж и переезжает в его предместье Сен Клу, где поселяется в отеле Бельведер. В мае он возвращается в Норвегию, где ему продлевают стипендиатский срок, после чего он снова уезжает во Францию. По причине обострения давней болезни в течение нескольких месяцев (до января 1891 года) он пребывает в Гавре, потом дважды посещает лечебные курорты Ниццы, а в перерывах между поездками работает в Париже. В марте 1892 года Мунк возвращает на родину.
Осенью 1892 года Мунк представляет в Христиании выставку своих картин, написанных во время пребывания во Франции - своеобразный творческий отчёт. Среди гостей выставки было немало немецких меценатов, которые предложили художнику организовать аналогичную выставку в Берлине и не прогадали : публика буквально ломилась на это мероприятие. И хотя работа выставки была прекращена раньше положенного срока (критики и мастера классической художественной школы в один голос назвали художника "зарвавшимся анархистом"), она всё же принесла Мунку скандальную славу, которую вполне можно приравнять к грандиозному успеху. "Эти картины - не что иное, как просто мазня", - писала тогда берлинская пресса. Критик Адольф Розенберг пошёл ещё дальше, утверждая следующее : "О картинах Мунка больше нельзя ничего сказать, поскольку они не имеют ничего общего с искусством..." Норвежец был польщён столь пристальным вниманием к своей персоне искушённое в искусстве немецкой публики и решил остаться в Германии, надеясь удивить её ещё больше и добиться настоящего признания. Он вступает в Общество литераторов, художников и учёных, в котором традиционно было много уроженцев Скандинавии. Это и норвежский скульптор Густав Вигеланд, и датский писатель Хольгер Дракман, и шведский драматург Аугуст Стриндберг (1849-1912). В своём кругу они обсуждали философию Ницше, оккультизм, психологию, сексуальность человека. Вскоре к ним примыкают Станислав Пшибышевский (1886-1927) и Джилиус Мейер-Грефе, которые в 1894 году пишут в соавторстве монографию под названием "Des Wekr Edvard Munch" - "Творчество Эдварда Мунка", определяя его стиль как "психологический романтизм".
"Все постоянно указывает мне на то, что я, дескать, часто изображаю одно и то же; но я бы не смог в одной единственной картине представить все те видения или мотивы, которые заполоняют моё сознание" (Эдвард Мунк)
Эти двое становятся лучшими друзьями норвежского художника в Берлине. Весной 1895 года Джулиус Мейер-Грефе на свои средства издаёт собрание 8 гравюр Мунка. Июнь и сентябрь этого года художник проводит в Париже, где его настигает очередное прискорбное известие : умер его младший брат Андреас. После нескольких месяцев пребывания в Норвегии Мунк возвращается во французскую столицу и в феврале следующего года принимает участие в Салоне Независимых.
И всё же французская публика была избалованной и кичливой, она решительно отвергала новшества живописцев - своих соотечественников. Так что уж говорить об иностранцах? Мунку не удалось продать в Париже ни одной работы, и он вынужден вернуться в Норвегию.
В Христиании художник начинает работу над "Фризом жизни" - одним из программных своих произведений. Мунк представил важнейшие категории, руководящие жизнью человека : любовь, страх, смерть.
"Искусство я свожу к пониманию самого себя. Занимаясь творчеством, я постигаю смысл своей жизни и могу объяснить его другим. И чем больше я это делаю, тем более простой кажется мне человеческая жизнь в принципе" (Эдвард Мунк)
В наиболее полной версии, насчитывающей 22 полотна, серия будет представлена в 1902 году на выставке Общества берлинских живописцев, которое с 1899 года называлось Берлинская Сецессия. Мунк присутствует на презентации своих работ и впервые удостаивается похвальных отзывов. Наконец-то ему удаётся достичь успеха в Германии.

У входа в Музей Эдварда Мунка в Осло.

В конце 90-ых годов Мунк знакомится с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании. У них начинается бурный роман, который, несмотря на частые ссоры, продлится несколько лет. Однако художник не намерен вступать в брак, поскольку считает, что это ограничит не только его личную, но и творческую свободу. В 1902 году Тулла, потеряв последнюю надежду стать женой Мунка решается на крайнюю меру : она угрожает художнику самоубийством. Когда Мунк пытается отобрать у девушки пистолет, она случайно нажимает на курок. Пуля раздробила кость пальца левой руки Мастера, который пришлось ампутировать. Мунк впадает в очередную депрессию. Настоящей проблемой для него в это время становится алкоголь, в котором он пытался утопить мучительные воспоминания о любовном инциденте, которые с течением времени переросли в навязчивую идею о самоубийстве. Изначально слабое здоровье, нервные срывы и злоупотребление алкоголем привели к тому, что в 1908 году Мунк с психическим расстройством попадает в клинику известного специалиста в этой области, доктора Даниэля Джакобсона, в которой проводит несколько месяцев. Только весной следующего года художник возвращается в Норвегию и поселяется в портовом городке Крагерё. Там он создаёт художественную студию и работает над своим первым и последним государственным заказом - проектом росписи актового зала столичного университета, который, после долгих дебатов, был принят и реализован в 1916 году. В том же году Мунк покупает дом в Экели - пригороде Христиании. Ландшафт, люди в гармонии с природой, жизнь в деревне - вот главные мотивы творчества художника того периода. В Экели художник жил в полной изоляции, окружённый лишь своими картинами, которые периодически отсылал на различные выставки, и неизменно удостаивался наивысших похвал.

"Я услышал внутренний голос, который шепнул мне : "Эй, человек, не нужно ни с кем воевать и что-то доказывать. Радуйся солнцу, как растения, подставляющие листья его лучам. Люби людей, как только способен любить человек. И когда придёт твой час, ты достигнешь своей цели и с лёгким сердцем отдашься небу и будешь счастливым (Эдвард Мунк, 1895)
Мастера не стало 23 января 1944 года, спустя месяц после того, как ему исполнилось 80 лет.

32 работы

Эдвард Мунк, Автопортрет (380*523)
Эдвард Мунк, Крик (380*479)
Автопортрет, 1882 Крик, 1893
190*260 см. 91*73,5 см.
  Национальная галерея,
Осло, Норвегия
727*1000 px 793*1000 px
"Я возвращался домой в компании двух близких друзей. Это было время драматического исхода солнца за линию горизонта, когда на меня неизменно находит приступ меланхолии. Я не люблю этого непонятного, неопределённого состояния атмосферы и очень боюсь своего душевного состояния, которое во время заката солнца выходит из-под контроля разума. Друзья прошли вперёд, а я остановился, ухватился рукой за балюстраду моста, взглянул вдаль и обмер : над городом и тёмно-голубым фьордом распростёрлись лужи крови и языки пламени. Я дрожал от внезапно нахлынувшего на меня предчувствия близкой трагедии. И вдруг вечернюю тишину разорвал истошный крик - жуткий, наводящий ужас, парализующий.
Это был последний крик самоубийцы, бросившегося с моста".
"Крик" часто рассматривается как первый экспрессионистический опыт художника. Исходящая из "внутреннего ада" художника, картина является воплощением общечеловеческих страхов и Апокалипсиса - как их апофеоз.
Эдвард Мунк, Вампир (380*311)
Эдвард Мунк, Автопортрет (380*549)
Вампир, 1893 Автопортрет, 1895
91*109 см. 31,4*45,8 см.; литография
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*819 px 692*1000 px
Написанная в 1893 году "Вампир" входит в цикл "Фриз жизни", над которым мастер работал в 1890-1900 годах. Как писал сам мастер, "это поэма о Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Счастье и Горе, Покое и Страхе".
Один из друзей Мунка, свидетель всех этапов создания "Фриза", вспоминал, что художник придумал композицию "Вампира" за несколько минут, а воплотил свой замысел на полотке "буквально за пару дней".
По случаю презентации этой картины в 1896 году в парижской галерее Зигфрида Бинга, писатель и критик Аугуст Стриндберг публикует статью в июньском номера "La Revue Blanche", в которой, стремясь подогреть интерес публики к новой картине Мастера, приводит несколько строк "белого" стиха собственного сочинения : "Золотым дождём волос ниспадает на несчастного дьявольская благодать в лице прекрасной вампирши. Не несчастен ли он? Или он молил её об этой последней ласке - ласке смертельного укуса, чтобы ощутить зыбкую грань между жизнью и небытием? Что есть реки крови, страдание и смерть по сравнению со сладким ощущением - пусть и мгновенным - того, что ты любишь и любим?"
Пряди золотистых волос символизируют, как в статье Стриндберга, так и в картине Мунка, узы, связывающие влюблённых. Они покрывают мужчину, который прижимается лицом к груди женщины, сосущей кровь из его шеи.
Эта сцена является воплощением амбивалентного представления о женщине как о существе желанном и опасном, которое было особенно популярно у символистов конца XIX века.
Эдвард Мунк, Аугуст Стриндберг (380*511)
Эдвард Мунк, Мадонна (380*501)
Аугуст Стриндберг, 1892 Мадонна, 1894-1895
120*90 см. 91*70,5 см.
Музей современного искусства,
Стокгольм, Швеция
Национальная галерея,
Осло, Норвегия
744*1000 px 758*1000 px
Во время пребывания в Берлине в 90-ых годах XIX века Мунк поддерживал дружеские отношения со шведским писателем Аугустом Стриндбергом (1849-1912). В своих поэмах, романах, новеллах и театральных пьесах швед поднимал темы конфронтации полов, любви и ненависти, приводил подробный анализ причин, сводящих на нет даже самую пылкую связь между мужчиной и женщиной. В своей скандальной драме "Жена рыцаря Бенгта" (1882) Стриндберг представляет женщину как "ненасытную тварь", "узницу порока". После вереницы неудачных романов, один из которых закончился трагично, Мунк в этом вопросе полностью солидарен со своим приятелем. "Мадонна" была представлена Мунком на парижском Салоне Независимых 1896 года под названием "Влюблённая женщина".
По мнению художника, "любовь - божественное чувство, и каждая новая влюблённость обязательно несёт в себе оттенок скорби по кусочку собственного "я", принесённому в дар объекту страсти". Вот почему в глазах Мунка влюблённая женщина - это Мадонна Скорбящая.
Стриндберг в "La Revue Blanche" за июнь 1896 : "Скорее всего, здесь изображено зачатие - неважно, непорочное или грешное. Красный и золотой ореолы вокруг фигуры героини символизируют акт совокупления как единственного смысла существования любого существа, неспособного жить в одиночестве".
Эдвард Мунк, Поцелуй (380*469)
Эдвард Мунк, Больной ребёнок (380*287)
Поцелуй, 1898 Больной ребёнок, 1896
41*46,6 см.; гравюра на дереве 41,5*56,5 см.; цветная литография
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
811*1000 px 1000*756 px
"Это две фигуры, лица которых сливаются. Рассмотреть их черты невозможно : мы видим только место, где они соединились. И место это напоминает гигантское безобразное ухо, оглушённое напором пульсирующей крови. Это лужа крови, в которой тонут души целующихся. Это отвратительно, хотя выглядит настолько естественно, что мастера трудно обвинить в нарочитой эксцентричности, - скорее всего, мы имеем дело с его субъективным восприятием поцелуя, которым он открыто и искренне делится с нами" (Станислав Пшибышевский, друг Мунка).
Эдвард Мунк, Прах (380*326)
Эдвард Мунк, Танец жизни (380*256)
Прах, 1894 Танец жизни, 1899-1900
120,5*55,3 см. 125,5*190,5 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Национальная галерея,
Осло, Норвегия
1000*859 px 698*471 px
"Этим летом (1900 год) я закончил монументальное полотно, которое целиком основано на моих личных воспоминаниях и впечатлениях. Однажды я танцевал с любимой девушкой и вдруг заметил поодаль прекрасную женщину со светлыми вьющимися локонами. Она улыбалась мне настолько открыто и зазывно, что мне стало неловко перед моей партнёршей, - я не мог оторвать взгляд от этой странной женщины. В итоге остаток вечера я танцевал с ней, напрочь забыв о своей возлюбленной. И лишь спустя время, пережив тяжёлое разочарование, я понял : Эта женщина безжалостно сорвала цветок моей любви, а новый так и не подарила. После того, как мы расстались, я часто видел её - в неизменном чёрном платье, со страдальческим выражением лица, она потухла и подурнела".
Эдвард Мунк, Игровой стол в Монте-Карло (380*247)
Эдвард Мунк, Автопортрет за бутылкой вина (380*345)
Игровой стол в
Монте-Карло, 1892
Автопортрет за бутылкой вина, 1906
116*74 см. 120*110 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*650 px 1000*908 px
Эдвард Мунк, Косильщик (380*327)
Эдвард Мунк, Рабочие, идущие домой (380*335)
Косильщик, 1917 Рабочие, идущие домой
150*130 см. 201*227 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*860 px 1000*882 px
Эдвард Мунк, Плачущая обнажённая (380*311)
Эдвард Мунк, Жёлтое бревно (380*309)
Плачущая обнажённая Жёлтое бревно, 1912
135*110 см. 159,5*129,5 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*818 px 1000*813 px
Эдвард Мунк, Ревность (380*291)
Эдвард Мунк, Смерть Марата-2 (380*393)
Ревность, 1907 Смерть Марата-2, 1907
98*75 см. 148*153 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*766 px 967*1000 px
Эдвард Мунк, Берег с красными камнями (380*278)
Эдвард Мунк, Четыре девочки в Осгордстранде (380*298)
Берег с красными камнями, 1904 Четыре девочки в Осгордстранде, 1903
109*69 см. 111*87 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*731 px 1000*784 px
Эдвард Мунк, Портрет консула Кристена Сандберга (380*556)
Эдвард Мунк, Дым поезда (380*290)
Портрет консула Кристена Сандберга, 1901 Дым поезда, 1900
147*215 см. 109*84 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
684*1000 px 1000*764 px
Эдвард Мунк, Белое и красное (380*274)
Эдвард Мунк, Метаболизм (380*545)
Белое и красное Метаболизм
129*93 см. 142*172 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*721 px 697*1000 px
Эдвард Мунк, Голос. Летняя ночь (380*287)
Эдвард Мунк, Разлука (380*286)
Голос. Летняя ночь, 1896 Разлука, 1896
119*99 см. 127*96 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*756 px 1000*753 px
Эдвард Мунк, Сена в Сен-Клу (380*466)
Эдвард Мунк, Смерть в комнате больного (380*320)
Сена в Сен-Клу, 1890 Смерть в комнате больного, 1893
38*46 см. 160*134 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
815*1000 px 1000*842 px
Эдвард Мунк, Тревога (380*490)
Эдвард Мунк, Смерть и жизнь (380*562)
Тревога, 1894 Смерть и жизнь, 1894
74*94 см. 86*128 см.
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
776*1000 px 676*1000 px
Эдвард Мунк, Женщина из морской пучины (380*200)
Эдвард Мунк, Меланхолия-1 (380*339)
Женщина из морской пучины, 1896 Меланхолия-1, 1896
  55,7*41,1 см.
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей Эдварда Мунка,
Осло, Норвегия
1000*525 px 1000*891 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru