Энциклопедия живописи - Польская школа - Ян Матейко
Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 18  
Ян Матейко

24 июня 1838
(Краков, Польша) -

1 ноября 1893
(Краков, Польша)

В 1869 году Ян Матейко награждён Орденом Почётного Легиона

Казалось, ничто не предвещало ему карьеры великого художника. У него было слабое зрение, и часто, пытаясь что-либо рассмотреть, он был вынужден прибегать к помощи лупы.

Его первые учителя в один голос убеждали родителей, что "из-за отсутствия таланта" из их сына никогда не выйдет настоящего художника.

Биография Матейко - сплошная цепь неожиданностей и несоответствий. Его отец до конца своей жизни говорил по-польски с ошибками. Он переехал в Краков из Чехии, и тогда его фамилия звучала как "Матейка". Мать будущего художника, урождённая Розберг, имела немецкие корни. Поскольку она - евангелистка, а Франтишек Матейко - католик, обряд их венчания проводился дважды : сначала в костёле Святого Креста, а на следующий день - в евангелистской парафии. Родившийся 24 июня 1838 года сын Ян Алоизий будет 9 из 11 детей супругов Матейко.
Семья в то время занимает 2 комнаты, расположенные на последнем этаже большого доходного дома на улице Флорианской. В квартире постоянно раздавались гаммы и экзерсисы : отец мечтал, чтобы хоть кто-нибудь из его детей стал великим музыкантом. Несмотря на то, что у маленького Яна рано обнаружился явный талант, мальчик учился музыке неохотно. С гораздо большим удовольствием он лепил из глины солдатиков, раскрашивал их и раздаривал своим братьям и соседским ребятишкам. В 1851 году отец скрепя сердце всё-таки соглашается отдать Яна в Школу изящных искусств. Через много лет один из его однокашников вспоминает : "В школу пришёл Ян Матейко... Молчаливый и угрюмый, в одежде явно с чужого плеча, он с самого начала был наиболее внимательным и прилежным учеником, а позже оказался и самым способным из нас".
Жалованья отца едва хватало только на оплату обучения. Поэтому, чтобы заработать себе на художественные принадлежности, Ян берётся за любую работу : рисует вывески, раскрашивает фотографии, оформляет витрины. В 1857 году молодой художник наконец-то приобретает себе очки и может навсегда расстаться с лупой.
По замечанию одного из биографов Матейко, "он мечтал стать художником и усердно учился этому ремеслу, но, к сожалению, находился в изоляции от художественного процесса. Он не знал традиций прошлого и не был знаком с тенденциями современной ему живописи, поскольку жил в городе, где не мог видеть работ выдающихся мастеров : их просто не было в Кракове. А те немногие, что имелись, - украшали собой интерьеры богатых частных особняков и поэтому были недоступны".
Молодой художник, пытаясь найти выход из положения, ищет образцы для подражания в костёлах и на страницах книг, в резном алтаре работы Вита Ствоша и вскоре становится настоящим экспертом в вопросах культуры прошлых веков. Он "подкрепляет" свои знания рисунками. Через некоторое время подобных эскизов наберётся у него не одна тысяча, и сам Матейко эту "коллекцию" будет называть своей "сокровищницей".

В 1858 году 20-летнему художнику неожиданно везёт : он получает стипендию, позволяющую продолжить обучение в Германии. Приехав в Мюнхен и проучившись в Академии художеств всего несколько месяцев, Матейко заскучал : во-первых, ему трудно давался немецкий язык и нелегко было найти контакт как с товарищами, так и с профессорами, а во-вторых, он быстро понял, что ничего нового здесь он не узнает. Матейко прекращает посещать занятия и целыми днями пропадает в Пинакотеке. Он несказанно рад тому, что, наконец, получил возможность увидеть работы Рубенса, Ван Дейка и Делароша.

После возвращения в Краков Матейко арендует небольшую квартиру на улице Крупничей. В одной из комнат он оборудует свою мастерскую, но помещение настолько тесное, что Ян вынужден свёртывать холсты больших размеров и писать их по частям. Он не успевает расплачиваться за краски и подрамники, ему не хватает денег на мольберт, поэтому свои полотна он размещает на стульях. Художник часто питается чёрствым хлебом, купленным за гроши. Удивительно, но чем больше лишений и трудностей испытывает Матейко, тем более решительным и амбициозным он становится. Впрочем, эти черты проявлялись ещё в школе : неспроста друзья дали ему прозвище Амбит.
Когда Общество изящных искусств представляет художника к премии за картину "Кохановский с умершей Уршулькой", обязательным условием получения которой должно было стать его согласие на продолжение обучения в Вене, Матейко с возмущением отказывается, оскорблённый тем, что его всё ещё воспринимают как ученика, а не как зрелого художника. И вскоре доказывает свою правоту : в том же году (1862) он создаёт одно из самых совершенных своих полотен - "Шут Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле". В этот же период своей жизни художник влюбляется в молоденькую Теодору Гебултовскую - сестру своего близкого друга Стефана. Кроме того, он часто навещает в Висниче свою сестру Дору, вышедшую замуж за богатого промышленника Серафинского. Так возникает известная серия портретов Гебултовских и Серафинских.
День 22 января 1863 года ознаменовал начало восстания, предводители которого призвали народ Польши, частично входившей в состав Австрийской империи, к борьбе "против никчёмного самодержавия". Друзья и братья Яна Матейко, не задумываясь, примкнули к повстанцам, самого же художника терзали сомнения : "Только Господь знает, чего мне это стоит, но я всё же решаюсь идти!" Матейко не умеет обращаться с оружием и по-прежнему плохо видит. Тем не менее, во время уличных боёв он постоянно находился не переднем фланге, помогая раненым и поднося боеприпасы.
Восстание окончилось поражением. Матейко тогда писал в своём дневнике : "Везде кресты, везде! Выйдешь из дома - мимо тебя несут либо гроб, либо проезжает катафалк; войдёшь в костёл - все в трауре! Вернулись братья, они чудом уцелели : весь отряд перебит".
Стефан Гебултовский погиб. В охваченном пламенем пожаров любимом Висниче превратились в пепелище старинный костёл и "самые замечательные в своей самобытности дома", среди которых оказался и дом Серафинских.
Матейко к тому времени исполнилось 26 лет. Он только что закончил работу над "Проповедью Скарги", которая принесла ему безоговорочный успех. Только теперь он может позволить себе женится, и 21 ноября 1864 года венчается с Теодорой Гебултовской. Через несколько месяцев молодожёны выезжают в Париж, где "Проповедь Скарги" выставляется в рамках Салона 1865 года. Известный писатель и критик Теофиль Готье пишет : "Матейко прекрасно владеет кистью. Своей работой он, несомненно, прославил краковскую Школу изящных искусств". Художник получает Большую золотую медаль Салона. По возвращении в Краков Матейко начинает работу над задуманным много ранее полотном "Рейтан в Варшавском сейме". В апреле 1866 года, когда картина была закончена, Матейко писал : "Окончание работы над моим "Рейтаном" не означает финиш моего творчества : мы помчимся дальше!"
Хотя "Рейтан" и получает медаль парижской Всемирной выставки, хотя его и покупает король Франц Иосиф, в Польше полотно становится объектом жёсткой критики. Матейко обвиняют в слишком вольном толковании событий и в том, что он представляет одну из самых позорных страниц в истории Польши, оскорбляя тем самым членов старинных аристократических фамилий.
В 1869 году, после создания "Люблинской унии", Яна Матейко в Париже награждают Орденом Почётного легиона. 8 лет спустя художник приложит все усилия к тому, чтобы полотно осталось собственностью Польши. Вот как он комментирует покупку этой картины на деньги, собранные в результате пожертвований от простых граждан : "Я был более чем счастлив. Хоть раз сила масс победила массу привилегированных".
В 1872 году по приглашению своего племянника Генриха Гропплера художник вместе с женой отправляется в Стамбул. Воспоминания об этой поездке останутся одними из лучших в его жизни. Матейко создаёт в Турции несколько совершенно не типичных для себя картин. Одна из них, "Вид Бебека со стороны Босфора", является наиболее ярким примером мастерства художника в жанре пейзажа.
В 1873 году художнику предлагают пост директора Академии в Праге. В то же время в Кракове поднимается вопрос о расформировании Школы изящных искусств. И хотя предложение чехов привлекало Матейко как с профессиональной, так и с финансовой точки зрения, он без колебаний отказывается от него и становится директором краковской Школы, о ликвидации которой теперь не могло быть и речи. На протяжении многих лет Матейко занимается "выбиванием" денег на ремонт здания и постройку нового корпуса, формирует штат и ездит в Вену, чтобы лично отобрать необходимую литературу для будущей библиотеки. Как ни парадоксально, но многие распоряжения и просьбы директора краковской Школы изящных искусств часто оставались без ответа на родине, зато находили отклик в Австро-Венгрии.
Помимо забот, связанных со Школой, художника одолевают серьёзные семейные проблемы : его жена психически нездорова, а у детей проблемы с учёбой. Тем не менее, он успевает заниматься и общественной работой : учреждает стипендии, поддерживает Общество братской помощи художникам и передаёт в дар польскому народу серию шедевров, стоимость которых уже тогда была фантастической! Кроме того, художник упорно борется за благоустройство Кракова и всерьёз озабочен сохранением его выдающихся культурных памятников.
Матейко мечтает о великой и могучей Польше, и именно такую Польшу он прославляет в некоторых своих произведениях. Тем не менее, в других работах он не стыдится изображать позорные для своего народа страницы истории. Он изобличает коррупцию в эшелонах власти, жадность правителей и глупость управляющих; он изображает "Нападение краковского простонародья в XV веке на евреев" и "Нападение краковских студентов на евангелистскую общину".
В 1888 году Матейко принимает участие в реставрации греко-католической церкви Святого Норберта, для оформления которой он делает около 30 эскизов, а большую часть гонорара за них отдаёт в пользу униатов. Тогда же он получает приглашение приехать во Львов с уверением, что "приём со стороны львовской Руси будет сердечным и искренним". И действительно, когда художник приезжает, его встречают с почестями, достойными главы государства. Позже он пишет митрополиту греко-католической церкви Сембратовичу : "Под Твоим покровительством, Русин, я, поляк и католик, молился и плакал не за себя и детей своих, но за вас и за нас!"

Памятник Яну Матейко в Кракове.

Матейко становится Почётным гражданином Кракова. Простые поляки произносили его имя с придыханием. Однако, что касается власть имущих, то они относились к художнику с прохладцей, о чём он однажды с горечью написал в своём дневнике : "Меня не уважают соотечественники! Маршал сейма Тарновский ещё ни разу не нанёс мне визита; наместник Бадени никогда не отвечает на мои письма; когда я прихожу на приём к министру Дунаевскому, то должен ожидать аудиенции в течение нескольких часов". Станислав Виткевич, ещё до того, как он станет защитником Матейко, критиковал художника : "Матейко не привнёс в искусство ничего такого, что позволило бы называть его поистине великим живописцем. Последующим поколениям его творчество будет безынтересно".

В 1893 году Матейко едет в Бохню, где собирается принять участие в реставрации местного собора. Секретарь и биограф художника Мариан Гожковский 30 октября записывает : "Матейко рвётся работать, но у него нет сил даже подойти к холсту". На следующий день у него открывается сильное кровотечение.
Художник умирает 1 ноября в возрасте 55 лет.
Его последние слова : "Давайте будем молиться на нашу Отчизну! Боже, благослови наших детей!"

18 работ

Ян Матейко, Автопортрет (380*577)
Ян Матейко, Портрет жены в подвенечном платье (380*471)
Автопортрет, 1892 Портрет жены в подвенечном платье, 1879
160*110 см. 130*106,5 см.
Национальный музей,
Варшава, Польша
Национальный музей,
Варшава, Польша
659*1000 px 806*1000 px
Ян Матейко, Стефан Баторий под Псковом (380*223)
Ян Матейко, Шут Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле (380*283)
Стефан Баторий под Псковом, 1872 Шут Станьчик на балу у королевы Боны в Вавеле, 1862
322*545 см. 88*120 см.
Королевский замок,
Варшава, Польша
Национальный музей,
Варшава, Польша
1000*588 px 1000*744 px
Ян Матейко, Прусская дань (380*185)
Ян Матейко, Коперник (380*274)
Прусская дань (Присяга Пруссии на верность Польше), 1882 Коперник (Разговор с Богом), 1873
388*785 см. 225*315 см.
Национальный музей Сукенницы, собственность Вавельского королевского замка,
Краков, Польша
Музей Ягеллонского университета, Краков, Польша
1000*486 px 1000*722 px
Ян Матейко, Поднятие колокола Сигизмунда на башню часовни (380*192)
Ян Матейко, Портрет Станислава Тарновского (380*514)
Поднятие колокола Сигизмунда на башню часовни в Кракове в 1521 году, 1874 Портрет Станислава Тарновского, 1890
94*189 см. 133*101 см.; дерево, масло
Национальный музей,
Варшава, Польша
Музей Ягеллонского университета, Краков, Польша
1000*504 px 740*1000 px
Ян Матейко, Вернигора (380*543)
Ян Матейко, Ян III Cобесский (380*430)
Вернигора, 1884 Ян III Собесский, 1890
290*205 см. 40*26 см.
Национальный музей,
Краков, Польша
Национальный музей,
Вроцлав, Польша
700*1000 px 530*600 px
Ян Матейко, Королева Ядвига (380*576)
Ян Матейко, Станислав Август Понятовский (380*420)
Королева Ядвига, 1890 Станислав Август Понятовский, 1890
36*22 см. 30*25,4 см.
Национальный музей,
Вроцлав, Польша
Национальный музей,
Вроцлав, Польша
396*600 px 543*600 px
Ян Матейко, Грюнвальдская битва (380*162)
Ян Матейко, Грюнвальдская битва (фрагмент) (380*380)
Грюнвальдская битва,
1878
Грюнвальдская битва
(фрагмент), 1878
426*987 см. 426*987 см.
Национальный музей,
Варшава, Польша
Национальный музей,
Варшава, Польша
1000*425 px 1000*1000 px
Ян Матейко, Грюнвальдская битва (фрагмент) (380*380)
Ян Матейко, Проповедь Скарги (380*212)
Грюнвальдская битва
(фрагмент), 1878
Проповедь Скарги,
1864
426*987 см. 224*397 см.
Национальный музей,
Варшава, Польша
Королевский замок,
Варшава, Польша
1000*1000 px 1000*558 px
Ян Матейко, Проповедь Скарги (фрагмент) (380*380)
Ян Матейко, Проповедь Скарги (фрагмент) (380*380)
Проповедь Скарги (фрагмент), 1864 Проповедь Скарги (фрагмент), 1864
224*397 см. 224*397 см.
Королевский замок,
Варшава, Польша
Королевский замок,
Варшава, Польша
1000*1000 px 1000*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru