Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 32  
Брюллов Карл Павлович

23 декабря 1759 (Санкт-Петербург, Россия) -

23 июня 1852 (Марчиано, Рим, Италия)

Карл Павлович Брюллов был центральной фигурой в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века. В развитии его творчества с особенной наглядностью отразилась вся противоречивость сложных историко-стилевых процессов, идей и художественных проблем, которыми жило в ту пору русское искусство.

Брюллов родился в Петербурге 23 декабря 1799 года.
Атмосфера искусства окружала его с детства. Его отец и братья были художниками. Замечательные художественные способности мальчика проявились очень рано. В 10-летнем возрасте Карл уже поступает в Академию художеств и сразу же выделяется среди сверстников не только яркой одарённостью, но необыкновенно серьёзной подготовкой, полученной в семье под руководством отца с старшего брата.
В начале XIX века Академия ещё продолжала играть передовую роль в русском искусстве и жила активной общественной жизнью.
Высокий патриотический подъём Отечественной войны 1812 года захватил и Академию. Позднее в академическую среду стали проникать отголоски вольнолюбивых идей и прогрессивных общественных течений, подготовивших восстание Декабристов. Всё это не могло не сказаться на формирование сознания молодого художника.
Академия дала художнику хорошие профессиональные знания и ввела в понимание художественной системы и эстетики классицизма, краеугольным камнем которой было подражание древним.
Ученические работы Брюллова говорят не только о замечательном таланте, но и о творческом овладении им метода классицизма. Один из его первых биографов писал : "Брюллов в юношеских упражнениях вызывал большее, чем просто знание академического рисунка : он умел придавать формам человеческого тела не условную правильность, а жизнь и грациозность, до тех пор незнакомую ученикам Академии".
В 1821 году Брюллов закончил Академию и в 1822 отправился в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Первые впечатления, воспринятые Брюлловым в Европе, должны были только укрепить его на позициях классицизма. В Риме перед молодым художником по-новому открылось великое наследие античности. "То, чем мы восхищаемся в гипсе, то в мраморе поражает, - писал он брату. - Сквознота мрамора делает всё нежным. Аполлон не кажется уже каменным и слишком отошедшим от натуры - нет, он кажется лучшим человеком".
Под прямым воздействием памятников античного искусства складываются новые замыслы Брюллова, воплотившиеся в обширном цикле эскизов и подготовительных рисунков, среди которых преобладают исторические сюжеты и мотивы античных мифов.
Но почти одновременно с этими эскизами в творчестве Брюллова возникают совершенного иные работы, свидетельствующие о серьёзной внутренней переоценке художника. В тех же альбомах появляются острые натурные зарисовки, изображающие современную жизнь. Жанровые мотивы приобретают всё большее значение в живописи и графике Брюллова и постепенно почти вытесняют античность.
Народные образы привлекают мастера естественностью эмоций, простым и сильным драматизмом характеров. Здесь сказываются демократические тенденции, свойственные прогрессивному романтизму. Но сцены итальянской жизни носят у Брюллова отчётливыё оттенок идеализации. Внимание художника обращается преимущественно к показной и праздничной стороне быта, к "местному колориту", которым особенно дорожили романтики.
Важным значение для развития творчества Брюллова в этот ранний период имела его работа в области портрета.
В портретной живописи и графике проявились не только острота восприятия и меткая наблюдательность художника, не только его мастерство рисовальщика, но и способность отразить характер и душевные переживания своих моделей.
Жанровые картины и особенно портреты создали Брюллову громкое имя. Но ни одна из его работ пока не казалась художнику вполне достойной его таланта : он чувствует, что ещё не оправдал тех надежд, которые на него возлагались.
От художника ждали большой исторической картины, так как в эстетике классицизма именно этот жанр почитался наивысшим. Но Брюллов долго не мог определиться с сюжетом, пока на 5-ом году пенсионерства не побывал на раскопках разрушенных извержением Везувия в 79 году н.э. Помпей.
Необыкновенно сильное впечатление произвело на Брюллова описание гибели города, сделанное очевидцем этих событий римским писателем Плинием. Работа над картиной затянулась почти на 6 лет - с 1827 по 1833. Художник предварительно создал большой эскиз картины, ныне хранящийся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, по мнению некоторых исследователей даже превосходящий по своим качествам окончательную версию. Композиция картины перестраивалась, Брюллов был недоволен первоначальными решениями. Но триумф картины, представленной публике в середине 1833 года в Риме, был ошеломляющим. Картина вызвала в Италии взрыв восторга и преклонения перед художником.

Памятник Плинию младшему (Гай Плиний Цецилий Секунд, 61(?) – 113 — древнеримский политический деятель и писатель) на фасаде Кафедрального собора Санта Мария Маджоре в Комо

Плиний Тациту привет.
Ты говоришь, что после письма о смерти моего дяди, которое я написал по твоей просьбе, тебе очень захотелось узнать, какие же страхи и бедствия претерпел я, оставшись в Мизене (я начал было говорить об этом, но оборвал себя). "Дух мой содрогается, о том вспоминая... всё же начну".
После отъезда дяди я провел остальное время в занятиях (для чего и остался); потом была баня, обед, сон, тревожный и краткий. Уже много дней ощущалось землетрясение, не очень страшное и для Кампании привычное, но в эту ночь оно настолько усилилось, что все, казалось, не только движется, но становится вверх дном. Мать кинулась в мою спальню, я уже вставал, собираясь разбудить ее, если она почивает. Мы сели на площадке у дома : небольшое пространство лежало между постройками и морем. Не знаю, назвать ли это твердостью духа или неразумием (мне шел 18-ый год); я требую Тита Ливия, спокойно принимаюсь за чтение и продолжаю делать выписки. Вдруг появляется дядин знакомый, приехавший к нему из Испании. Увидав, что мы с матерью, сидим, а я даже читаю, он напал на мать за ее хладнокровье, а на меня за беспечность. Я продолжаю усердно читать.
Уже первый час дня, а свет неверный, словно больной. Дома вокруг трясет; на открытой узкой площадке очень страшно; вот-вот они рухнут. Решено, наконец, уходить из города; за нами идет толпа людей, потерявших голову и предпочитающих чужое решение своему; с перепугу это кажется разумным; нас давят и толкают в этом скопище уходящих. Выйдя за город, мы останавливаемся. Сколько удивительного и сколько страшного мы пережили! Повозки, которым было приказано нас сопровождать, на совершенно ровном месте кидало в разные стороны; несмотря на подложенные камни, они не могли устоять на одном и том же месте. Мы видели, как море отходит назад; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его. Берег явно продвигался вперед; много морских животных застряло в сухом песке. С другой стороны черная страшная туча, которую прорывали в разных местах перебегающие огненные зигзаги; она разверзалась широкими полыхающими полосами, похожими на молнии, но большими.
Тогда тот же испанский знакомец обращается к нам с речью настоятельной: "если твой брат и твой дядя жив, он хочет, чтобы вы спаслись; если он погиб, он хотел, чтобы вы уцелели. Почему вы медлите и не убегаете?" Мы ответили, что не допустим и мысли о своем спасении, не зная, жив ли дядя. Не медля больше, он кидается вперед, стремясь убежать от опасности.
Вскоре эта туча опускается к земле и накрывает море. Она опоясала и скрыла Капри, унесла из виду Мизенский мыс. Тогда мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал : для юноши это возможно; она, отягощенная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не была причиной моей смерти. Я ответил, что спасусь только вместе с ней; беру ее под руку и заставляю прибавить шагу. Она повинуется неохотно и упрекает себя за то, что задерживает меня.
Падает пепел, еще редкий. Я оглядываюсь назад : густой чёрный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. "Свернем в сторону, - говорю я, - пока видно, чтобы нас, если мы упадем на дороге, не раздавила идущая сзади толпа". Мы не успели оглянуться - вокруг наступила ночь, не похожая на безлунную или облачную : так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин; одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких; некоторые в страхе перед смертью молили о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет, и для мира это последняя вечная ночь. Были люди, которые добавляли к действительной опасности вымышленные, мнимые ужасы. Говорили, что в Мизене то-то рухнуло, то-то горит. Это была неправда, но вестям верили. Немного посветлело, но это был не рассвет, а отблеск приближавшегося огня. Огонь остановился вдали; опять темнота, опять пепел, густой и тяжелый. Мы все время вставали и стряхивали его; иначе нас засыпало бы и раздавило под его тяжестью. Могу похвалиться : среди такой опасности у меня не вырвалось ни одного стона, ни одного жалкого слова; я только думал, что я гибну вместе со всеми и все со, мной, бедным, гибнет : великое утешение в смертной участи.
Туман стал рассеиваться, расходясь как бы дымным облаком; наступил настоящий день и даже блеснуло солнце, но такое бледное, какое бывает при затмении. Глазам всё ещё дрожавших людей все предстало в измененном виде; всё, словно снегом, было засыпано толстым слоем пепла. Вернувшись в Мизен и кое-как приведя себя в порядок, мы провели тревожную ночь, колеблясь между страхом и надеждой. Осилил страх : землетрясение продолжалось, множество людей, обезумев от страха, изрекали страшные предсказания, забавляясь своими и чужими бедствиями. Но и тогда, после пережитых опасностей и в ожидании новых, нам и в голову не приходило уехать, пока не будет известий о дяде.
Рассказ этот недостоин истории, и ты не занесешь его на её страницы; если же он недостоин и письма, то пеняй на себя : ты его требовал. Будь здоров.

Ещё большие торжества ожидали Брюллова на Родине. Привезённая в Санкт-Петербург в июле 1834 года картина, сразу оказалась в центре внимания русского общества. Гоголь писал : "Мысль картины принадлежит совершенно вкусу нашего века, который как бы чувствуя своё страшное раздробление, стремится совокуплять все явления в общие группы и выбирает сильные кризисы, чувствуемые целою массою".
В мае 1835 года Брюллов отправляется в Грецию и Малую Азию. Его влекла туда натура романтика и байроновская поэзия. Впечатления от этой поездки послужили основой для целого цикла прекрасных мотивов в графике, и позднее в живописи.

Джордж Гордон Байрон (1788-1824) - великий английский поэт-романтик, чьё творчество и жизненный путь, оказали огромное влияние на современников. Не избежал этого влияния и Карл Павлович Брюллов.

Один из кратеров Меркурия назван именем этого великого поэта

 

 

 

Песня для луддитов
(24 декабря 1816 г.; перевод Н.Холодковского)

Как за морем кровью свободу свою
Ребята купили дешевой ценой,
Так будем и мы: или сгинем в бою,
Иль к вольному все перейдем мы житью,
А всех королей, кроме Лудда, - долой!

Когда ж свою ткань мы соткем и в руках
Мечи на челнок променяем мы вновь,
Мы саван набросим на мертвый наш страх,
На деспота труп, распростертый во прах,
И саван окрасит сраженного кровь.

Пусть кровь та, как сердце злодея, черна,
Затем что из грязных текла она жил, -
Она, как роса, нам нужна:
Ведь древо свободы вспоит нам она,
Которое Лудд насадил!

Стансы
(5 ноября 1820 г.; перевод С. Маршака;
Стихи были посланы Байроном другу на тот случай, если поэт погибнет, сражаясь в рядах карбонариев)

Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
За греков и римлян в далеком краю
Он буйную голову сложит.

За общее благо борись до конца -
И будет тебе воздаянье.
Тому, кто избегнет петли и свинца,
Пожалуют рыцаря званье.

Стансы, написанные по дороге между Флоренцией и Пизой
(6 ноября 1821 г.; перевод Б.Лейтина)

Ты толкуешь о славе героев? Довольно!
Все дни нашей славы - дни юности вольной.
И стоит ли лавр, пусть роскошный и вечный,
Плюща и цветов той поры быстротечной?

На морщинистом лбу мы венцы почитаем.
Это - мертвый цветок, лишь обрызганный маем.
Что гирлянды сединам? Пустая забава.
Что мне значат венки, раз под ними лишь слава?

О слава! Польщенный твоей похвалою,
Я был счастлив не лестью, не фразой пустою,
А взором любимой, моей ясноокой,
Что, пленившись тобою, раскрылся широко.

Там тебя я искал, там тебя и нашел я,
Милых взоров лучи в твои перлы возвел я:
Где они освещали мой взлет величавый,
Там - я ведал - любовь, там - я чувствовал - слава!

Победа
(8-9 марта 1823 г.; перевод А. Блока)

Пою дитя любви, вождя войны кровавой,
Кем бриттов отдана Нормандии земля,
Кто в роде царственном своем отмечен славой
Завоевателя - не мирного царя.
Он, осенен крылом своей победы гордой,
Вознес на высоту блистательный венец:
Бастард держал, как лев, свою добычу твердо,
И бриттов победил в последний раз - храбрец.

Песнь к сулиотам
(перевод А. Блока)

Дети Сули! Киньтесь в битву,
Долг творите, как молитву!
Через рвы, через ворота:
Бауа, бауа, сулиоты!
Есть красотки, есть добыча -
В бой! Творите свой обычай!

Знамя вылазки святое,
Разметавшей вражьи строи,
Ваших гор родимых знамя -
Знамя ваших жен над вами.
В бой, на приступ, страткоты,
Бауа, бауа, сулиоты!

Плуг наш - меч: так дайте клятву
Здесь собрать златую жатву;
Там, где брешь в стене пробита,
Там врагов богатство скрыто.
Есть добыча, слава с нами -
Так вперед, на спор с громами!

Из дневника в Кефалонии
(19 июня 1823; перевод А. Блока)

Встревожен мертвых сон, - могу ли спать?
Тираны давят мир, - я ль уступлю?
Созрела жатва, - мне ли медлить жать?
На ложе - колкий терн; я не дремлю;
В моих ушах, что день, поет труба,
Ей вторит сердце...

Последние слова о Греции
(перевод Н. Холодковского)

Что мне твои все почести и слава,
Народ-младенец, прежде или впредь,
Хотя за них отдать я мог бы, право,
Все, кроме лавров, - мог бы умереть?
В тебя влюблен я страстно! Так, пленяя,
Влечет бедняжку-птичку взор змеи, -
И вот спустилась пташка, расправляя
Навстречу смерти крылышки свои...
Всесильны ль чары, слаб ли я пред ними, -
Но побежден я чарами твоими!..

В день, когда мне исполнилось 36 лет
(Миссолонги, 22 января 1824; перевод Игн.Ивановского)

Должно бы сердце стать глухим
И чувства прежние забыть,
Но, пусть никем я не любим,
Хочу любить!

Мой листопад шуршит листвой.
Все меньше листьев в вышине.
Недуг и камень гробовой
Остались мне.

Огонь мои сжигает дни,
Но одиноко он горит.
Лишь погребальные огни
Он породит.

Надежда в горестной судьбе,
Любовь моя - навек прости.
Могу лишь помнить о тебе
И цепь нести.

Но здесь сейчас не до тоски.
Свершается великий труд.
Из лавра гордые венки
Героев ждут.

О Греция! Прекрасен вид
Твоих мечей, твоих знамен!
Спартанец, поднятый на щит,
Не покорен.

Восстань! (Не Греция восстань -
Уже восстал сей древний край!)
Восстань, мой дух! И снова дань
Борьбе отдай.

О мужестве! Тенета рви,
Топчи лукавые мечты,
Не слушай голосов любви
И красоты.

Нет утешения, так что ж
Грустить о юности своей?
Погибни! Ты конец найдешь
Среди мечей.

Могила жадно ждет солдат,
Пока сражаются они.
Так брось назад прощальный взгляд
И в ней усни.

В конце 1835 года Брюллов возвращается на Родину. Не только художественные, но и правительственные круги оказали ему торжественный приём. Мировая слава принесла Брюллову официальные почести, звание профессора Академии художеств и положение первого художника в стране. Однако Пушкин, встретивший Брюллова в Москве, заметил, что художник "едет в Петербург скрепя сердце - боится климата и неволи". Действительность оправдала худшие опасения Брюллова.
Он задыхался в казённой атмосфере николаевского Петербурга. Весь петербургский период его жизни (1836-1849) внешне, казалось бы, полный шумных успехов, был, в сущности, глубоко трагичен. Чувство неудовлетворённости не покидало художника, ощущение зависимости сковывало его. Именно на этот период падает тяжёлый кризис творчества Брюллова.
Ещё в годы пребывания за границей Брюллов задумал большую картину на тему русской истории. Он решил изобразить героическую оборону Пскова, осаждённого в 1584 году войсками польского короля Стефана Батория. Вернувшись в Россию, Брюллов с жаром принялся за исполнение своей затеи. Приступая к работе, он надеялся создать в живописи произведение с таким же национальным и патриотическим содержанием, какое дал в музыке Глинка, незадолго перед тем выступивший с оперой "Иван Сусанин".
Но 7-летний (1836-1843) труд художника не принёс ожидаемых результатов. Прогрессивные идет творчества Брюллова, сложившиеся в работе над "Последним днем Помпеи", не нашли своего развития в его исторической живописи. Как рассказывает современник, в работу Брюллова вмешивались непрошенные руководители, а замечания Николая I "охладили художника к картине". Она неоднократно подвергалась коренным переделкам и так и не была дописана до конца.
Огромное место в ряду работ Брюллова заняла живопись на религиозные темы. Но, несмотря на замечательное техническое мастерство, церковные картины и росписи Брюллова слишком холодны и эклектичны, и не имеют существенного значения в истории русской живописи. Отрываясь от проблем современности, творчество Брюллова утрачивает не только идейную, но и художественную выразительность.
Со 2-ой половины 1830-х годов искусство портрета становится главным делом жизни Брюллова. "В этих портретах каждый человек изображён так просто, так естественно - всё самое существенное, самое важное в его характере, уме, душе схвачено так глубоко и живо, что точно видишь перед собой того человека, которого изображает портрет... Чем больше всматриваешься в брюлловские портреты, тем больше в нём открываешь всесторонней правды и глубины", - писал В.В.Стасов.

Памятник на могиле Брюллова на кладбище для некатоликов-иностранцев Тестаччо в Риме

В 1849 году тяжёлая болезнь заставляет Брюллова уехать за границу, сначала в Испанию, а оттуда в Италию. С этим последним путешествием связан новый подъём творческой энергии художника. Но большинству замыслов не суждено было сбыться. 23 июня 1852 года он умирает в местечке Марчиано близ Рима.

История оценок творчества Брюллова могла бы составить тему особого исследования. Ни один из русских не вызывал таких противоречивых суждений у современников и потомков и не подвергался такой жестокой критике. Современники видели в Брюллове гения, не уступающего великим живописцам Возрождения. При жизни о нём слагались легенды. Но уже в начале 1860-х годов авторитет Брюллова заколебался под ударами критики художников-реалистов, будущих передвижников. Позднее голос в защиту Брюллова поднял И.Е.Репин.
История внесла поправки и в преувеличено высокую оценку, данную Брюллову современниками, и в суровую критику, с какой отнеслись к нему ближайшие потомки.

32 работы

Брюллов, Автопортрет (380*454)
Брюллов, Последний день Помпеи (380*266)
Автопортрет, 1848 Последний день Помпеи, 1833
64*54 см.; холст, масло 456,5*651 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
837*1000 px 1000*700 px
"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон"
(Александр Сергеевич Пушкин, 1835,
написано под впечатлением картины Брюллова
"Последний день Помпеи")
В письмах из Академии всё больше упрёков в адрес художника за недостаточное внимание к выбираемой натуре. Но у Брюллова своё мнение на этот счёт, он решает искать по его словам «разнообразные формы простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже больше нравятся, нежели строгая красота статуй». А тут ещё и императрице понравилось «Итальянское утро», которое её преподнёс государь, а Брюллов встретил в Риме сильно понравившуюся ему итальянку. Так всё и сошлось в этой, одной из самых известных работ Брюллова «Итальянский полдень», за которую художник получил в награду от царя золотой перстень. Хотя на самом деле награда для художника была гораздо большей – сама девушка. Отношения между художником и итальянкой по завершении картины ещё некоторое время под счастливым итальянским небом продолжались.
Брюллов, Всадница. Портрет Джованны Паччини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой (380*539)
Брюллов, Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) (380*455)
Всадница. Портрет Джованны Паччини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, 1832 Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827
291,5*206 см.; холст, масло 64*55 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
705*1000 px 836*1000 px
"Итальянское утро" первая из законченных Брюлловым в Италии картин. Исследователи так и не смогли выяснить, кто же изображён на картине, но вывод, тем не менее, делается однозначный : главная героиня картины – сама жизнь. Всё, что художник перенёс на полотно и солнце, и воздух, и тёмная листва, и вода, и прелестная итальянка – всё это он жадно любит. Посылая картину в Санкт-Петербург на суд Общества морем, которая, кстати, прибудет туда только через 2 года, художник писал : «Осмелюсь поручить в ваше покровительство дитя моё, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий».
Брюллов, Итальянское утро (380*436)
Брюллов, Вирсавия (380*537)
Итальянское утро, 1823 Вирсавия, 1832
холст, масло 88*62 см.; холст, масло
Кунстхалле,
Киль, Германия
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
871*1000 px 707*1000 px
Каким всё-таки непоседливым был знаменитый русский баснописец во время всего одного сеанса у Брюллова. Художнику никак не удавалось заставить свою модель, которую так хотелось изобразить на холсте, помолчать хоть немного и хоть в течение 5 минут сохранять неподвижность. Ничего не получалось. Так и остался этот портрет незавершённым. Через 5 лет баснописца не стало, но вся Россия помнит писателя именно по этому портрету Брюллова. Руку модели художник так и не дописал. Уже позже это сделали ученики с гипсового слепка руки уже ушедшего писателя.
Брюллов, Портрет баснописца И.А.Крылова (неокончен) (380*457)
Брюллов, Портрет сестёр Шишмаревых (380*508)
Портрет баснописца И.А.Крылова (неокончен), 1839 Портрет сестёр Шишмарёвых, 1839
102*86 см.; холст, масло холст, масло
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
831*1000 px 748*1000 px
Брюллов, Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (380*541)
Брюллов, Портрет сестёр Шишмаревых (380*455)
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830  
265*185 см.; холст, масло холст, масло
   
703*1000 px 748*1000 px
Брюллов, Портрет А.Н.Демидова (380*528)
Брюллов, Портрет писателя Нестора Кукольника (380*554)
Портрет А.Н.Демидова Портрет писателя Нестора Кукольника, 1836
холст, масло холст, масло
Галерея современного искусства, Палаццо Питти,
Флоренция, Италия
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
720*1000 px 686*1000 px
Последний значительный портрет, выполненный Брюлловым, своего давнего знакомого, итальянского археолога Микеланджело Ланчи. Именно Ланчи вводил Брюллова в мир древней Помпеи, подсовывая, иногда даже как бы невзначай, то одну работу, то другую. Но это было почти 20 лет назад. А сегодня с холста смотрит мудрая благородная старость, которая тоже может быть прекрасна, что блестяще и передаёт художник. Этот портрет – одна из немногих работ последнего периода жизни Брюллова, написанная по велению души.
Брюллов, Портрет писателя А.Н.Струговщикова (380*470)
Брюллов, Портрет археолога Микельанджело Ланчи (380*480)
Портрет писателя А.Н.Струговщикова,
ок. 1840
Портрет археолога Микельанджело Ланчи, 1851
холст, масло 62*49,5 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
809*1000 px 791*1000 px
Нельзя сказать, что любовь между Юлией Павловной Самойловой и Карлом Брюлловым возникла внезапно, так «как выскакивает финский нож». И Юлия Павловна совсем была непохожа на Маргариту и Брюллов жил не в подвале у застройщика. Но очень нежные чувства друг к другу они пронесли через всю свою жизнь, не мешая, что называется, и жить друг другу, но и, страстно отдаваясь своим отношениям, когда были рядом. Брюллов много раз использует образ Самойловой в своих работах, но эта - одна из лучших. А Самойлова писала художнику : «Скажи мне, где живёшь и кого любишь? Нану или другую? Целую тебя и верно буду писать тебе часто, ибо для меня есть щастие с тобой беседовать хотя пером.» И ещё : «Я поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова». Оценивать все работы Брюллова, на которых изображена Самойлова, нужно только с точки зрения этого замечательного чувства, которое было в отношениях между Мастером и его моделью, и которым все произведения дышат.
Брюллов, Портрет графини Ю.П.Самойловой с воспитанницей Джованной Паччини (380*544)
Брюллов, Осада Пскова (380*270)
Портрет графини Ю.П.Самойловой с воспитанницей Джованной Паччини, 1840 Осада Пскова, 1839-1843
холст, масло холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
699*1000 px 1000*710 px
Брюллов, Турецкая девушка (380*314)
Брюллов, Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью (380*501)
Турецкая девушка,
1837-1838
Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840
холст, масло холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия  
1000*827 px 759*1000 px
Брюллов, Разграбление Рима Генерихом (380*280)
Брюллов, Портрет графини Салтыковой (380*520)
Разграбление Рима Генерихом Портрет графини Е.П.Салтыковой, 1837-1838
холст, масло 200*142 см.; холст, масло
  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
1000*737 px 731*1000 px
Произведение Антона Погорельского «Лафертовская маковница» просто боготворил Александр Сергеевич Пушкин. А всё, что связано в России с «нашим всем», достойно самого пристального внимания и уважения. Брюллов очень ценил Погорельского и был благодарен за проявленное в Москве участие. Портрет, к сожалению, оказался неокончен. Тяжело больной писатель должен был по совету врачей уехать на лечение за границу. Он обещал обязательно вернуться и ещё посетить Брюллова не раз для завершения работы. Но обещание сдержать Перовскому было не суждено, писатель умер буквально через несколько недель по дороге на лечение.
Брюллов, Портрет писателя А.А.Перовского (Антона Погорельского) (380*518)
Брюллов, Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского (380*614)
Портрет писателя А.А.Перовского (Антона Погорельского), 1836 Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837
холст, масло 247*155 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
733*1000 px 619*1000 px
Брюллов, Портрет Оболенского (380*463)
Брюллов, Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого (380*493)
Портрет Оболенского,
1840-1846
Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, 1836
  134*104 см.; холст, масло
  Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
821*1000 px 771*1000 px
Брюллов, Портрет поэта В.А.Жуковского (380*518)
Брюллов, Греческий повстанец (380*533)
Портрет поэта В.А.Жуковского, 1837 Греческий повстанец
  56,6*40 см.; бумага, сепия
Картинная галерея,
Харьков, Украина
Частная коллекция,
Москва, Россия
734*1000 px 713*1000 px
Брюллов, Девушка, собрающая виноград (380*455)
Брюллов, Портрет Марии Аркадьевны Бек (380*482)
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827 Портрет Марии Аркадьевны Бек, 1840
62*52,5 см.; холст, масло 87*70 см.; холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Национальная галерея Армении, Ереван, Армения
836*1000 px 789*1000 px
Брюллов, Портрет генерала Василия Перовского (380*477)
Брюллов, Портрет графа Поццо ди Борго (380*434)
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Андреевича Перовского, 1837 Портрет графа Поццо ди Борго, 1833-1835
71,3*58 см.; холст, масло 71*63 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Саратовский государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов, Россия
797*1000 px 876*1000 px
Да, работа "Одалиска" была написана не позднее 1835 года, года завершения свободы Брюллова - он прибыл в царскую Россию, с её цензурой и безпредельным чинопочитанием. Представить себе трудно, что мог испытывать талантливый художник, вдохнувший "воздуха" Италии и прибывший в тогдашнюю Россию. Возникает только вопрос - мог ли художник написать подобную работу в России, думается ответ очевиден, конечно, нет! На борту брига "Фемистокл" под командованием Владимира Алексеевича Корнилова в 1835 году Карл Брюллов прибыл из Турции в Одессу. Начался новый этап жизни художника. Больше в этой жизни две гордости России не встретятся - великий художник и великий флотоводец, герой Крымской войны, адмирал. Через много лет их опять соединит друг с другом, и уже на века, памятник в Великом Новгороде "Тысячелетию России".
Брюллов, Одалиска (380*490)
Брюллов, Портрет Владимира Алексеевича Корнилова (380*537)
Одалиска, не позднее 1835 Портрет Владимира Алексеевича Корнилова на борту брига "Фемистокл", 1835
холст, масло 40,4*28,9 см.; бумага, акварель, графитовый карандаш
Музей современного искусства "Вилла Реале", Милан, Италия Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
775*1000 px 707*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru