|
|
|
|
Автопортрет, 1848 |
Последний день Помпеи, 1833 |
64*54 см.; холст, масло |
456,5*651 см.; холст, масло |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
837*1000 px |
1000*700 px |
"Везувий зев открыл - дым хлынул клубом - пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колон
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспалённым прахом,
Под каменным дождём бежит из града вон"
(Александр Сергеевич Пушкин, 1835,
написано под впечатлением картины Брюллова "Последний день Помпеи") |
В письмах из Академии всё больше упрёков в адрес художника за недостаточное внимание к выбираемой натуре. Но у Брюллова своё мнение на этот счёт, он решает
искать по его словам «разнообразные формы простой натуры, которые нам чаще встречаются и нередко даже больше нравятся, нежели строгая красота статуй». А тут ещё и императрице понравилось
«Итальянское утро», которое её преподнёс государь, а Брюллов встретил в Риме сильно понравившуюся ему итальянку. Так всё и сошлось в этой, одной из самых известных работ Брюллова «Итальянский
полдень», за которую художник получил в награду от царя золотой перстень. Хотя на самом деле награда для художника была гораздо большей – сама девушка. Отношения между художником и итальянкой
по завершении картины ещё некоторое время под счастливым итальянским небом продолжались. |
|
|
Всадница. Портрет Джованны Паччини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, 1832 |
Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград), 1827 |
291,5*206 см.; холст, масло |
64*55 см.; холст, масло |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
705*1000 px |
836*1000 px |
"Итальянское утро" первая из законченных Брюлловым в Италии картин. Исследователи так и не смогли выяснить, кто же изображён на картине, но вывод,
тем не менее, делается однозначный : главная героиня картины – сама жизнь. Всё, что художник перенёс на полотно и солнце, и воздух, и тёмная листва, и вода, и прелестная итальянка – всё
это он жадно любит. Посылая картину в Санкт-Петербург на суд Общества морем, которая, кстати, прибудет туда только через 2 года, художник писал : «Осмелюсь поручить в ваше покровительство
дитя моё, которое жестокий долг почтения к Обществу мог только вырвать из моих объятий». |
|
|
Итальянское утро, 1823 |
Вирсавия, 1832 |
холст, масло |
88*62 см.; холст, масло |
Кунстхалле,
Киль, Германия |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
871*1000 px |
707*1000 px |
Каким всё-таки непоседливым был знаменитый русский баснописец во время всего одного сеанса у Брюллова. Художнику никак не удавалось заставить свою модель,
которую так хотелось изобразить на холсте, помолчать хоть немного и хоть в течение 5 минут сохранять неподвижность. Ничего не получалось. Так и остался этот портрет незавершённым. Через
5 лет баснописца не стало, но вся Россия помнит писателя именно по этому портрету Брюллова. Руку модели художник так и не дописал. Уже позже это сделали ученики с гипсового слепка руки
уже ушедшего писателя. |
|
|
Портрет баснописца И.А.Крылова (неокончен), 1839 |
Портрет сестёр Шишмарёвых, 1839 |
102*86 см.; холст, масло |
холст, масло |
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
831*1000 px |
748*1000 px |
|
|
Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией, 1830 |
|
265*185 см.; холст, масло |
холст, масло |
|
|
703*1000 px |
748*1000 px |
|
|
Портрет А.Н.Демидова |
Портрет писателя Нестора Кукольника, 1836 |
холст, масло |
холст, масло |
Галерея современного искусства, Палаццо Питти,
Флоренция, Италия |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
720*1000 px |
686*1000 px |
Последний значительный портрет, выполненный Брюлловым, своего давнего знакомого, итальянского археолога Микеланджело Ланчи. Именно Ланчи вводил Брюллова в
мир древней Помпеи, подсовывая, иногда даже как бы невзначай, то одну работу, то другую. Но это было почти 20 лет назад. А сегодня с холста смотрит мудрая благородная старость, которая
тоже может быть прекрасна, что блестяще и передаёт художник. Этот портрет – одна из немногих работ последнего периода жизни Брюллова, написанная по велению души. |
|
|
Портрет писателя А.Н.Струговщикова,
ок. 1840 |
Портрет археолога Микельанджело Ланчи, 1851 |
холст, масло |
62*49,5 см.; холст, масло |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
809*1000 px |
791*1000 px |
Нельзя сказать, что любовь между Юлией Павловной Самойловой и Карлом Брюлловым возникла внезапно, так «как выскакивает финский нож». И Юлия Павловна совсем
была непохожа на Маргариту и Брюллов жил не в подвале у застройщика. Но очень нежные чувства друг к другу они пронесли через всю свою жизнь, не мешая, что называется, и жить друг другу,
но и, страстно отдаваясь своим отношениям, когда были рядом. Брюллов много раз использует образ Самойловой в своих работах, но эта - одна из лучших. А Самойлова писала художнику : «Скажи
мне, где живёшь и кого любишь? Нану или другую? Целую тебя и верно буду писать тебе часто, ибо для меня есть щастие с тобой беседовать хотя пером.» И ещё : «Я поручаю себя твоей дружбе,
которая для меня более чем драгоценна, и повторяю тебе, что никто в мире не восхищается тобою и не любит тебя так, как твоя верная подруга Юлия Самойлова». Оценивать все работы Брюллова,
на которых изображена Самойлова, нужно только с точки зрения этого замечательного чувства, которое было в отношениях между Мастером и его моделью, и которым все произведения дышат. |
|
|
Портрет графини Ю.П.Самойловой с воспитанницей Джованной Паччини, 1840 |
Осада Пскова, 1839-1843 |
холст, масло |
холст, масло |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
699*1000 px |
1000*710 px |
|
|
Турецкая девушка,
1837-1838 |
Портрет Марии Аркадьевны Бек с дочерью, 1840 |
холст, масло |
холст, масло |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
|
1000*827 px |
759*1000 px |
|
|
Разграбление Рима Генерихом |
Портрет графини Е.П.Салтыковой, 1837-1838 |
холст, масло |
200*142 см.; холст, масло |
|
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
1000*737 px |
731*1000 px |
Произведение Антона Погорельского «Лафертовская маковница» просто боготворил Александр Сергеевич Пушкин. А всё, что связано в России с «нашим всем», достойно
самого пристального внимания и уважения. Брюллов очень ценил Погорельского и был благодарен за проявленное в Москве участие. Портрет, к сожалению, оказался неокончен. Тяжело больной писатель
должен был по совету врачей уехать на лечение за границу. Он обещал обязательно вернуться и ещё посетить Брюллова не раз для завершения работы. Но обещание сдержать Перовскому было не
суждено, писатель умер буквально через несколько недель по дороге на лечение. |
|
|
Портрет писателя А.А.Перовского (Антона Погорельского), 1836 |
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Алексеевича Перовского, 1837 |
холст, масло |
247*155 см.; холст, масло |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
733*1000 px |
619*1000 px |
|
|
Портрет Оболенского,
1840-1846 |
Портрет поэта и драматурга Алексея Константиновича Толстого, 1836 |
|
134*104 см.; холст, масло |
|
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
821*1000 px |
771*1000 px |
|
|
Портрет поэта В.А.Жуковского, 1837 |
Греческий повстанец |
|
56,6*40 см.; бумага, сепия |
Картинная галерея,
Харьков, Украина |
Частная коллекция,
Москва, Россия |
734*1000 px |
713*1000 px |
|
|
Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827 |
Портрет Марии Аркадьевны Бек, 1840 |
62*52,5 см.; холст, масло |
87*70 см.; холст, масло |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
Национальная галерея Армении, Ереван, Армения |
836*1000 px |
789*1000 px |
|
|
Портрет генерал-адьютанта графа Василия Андреевича Перовского, 1837 |
Портрет графа Поццо ди Борго, 1833-1835 |
71,3*58 см.; холст, масло |
71*63 см.; холст, масло |
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия |
Саратовский государственный художественный музей им.А.Н.Радищева, Саратов, Россия |
797*1000 px |
876*1000 px |
Да, работа "Одалиска" была написана не позднее 1835 года, года завершения свободы Брюллова - он прибыл в царскую Россию, с её цензурой и безпредельным чинопочитанием.
Представить себе трудно, что мог испытывать талантливый художник, вдохнувший "воздуха" Италии и прибывший в тогдашнюю Россию. Возникает только вопрос - мог ли художник написать
подобную работу в России, думается ответ очевиден, конечно, нет! |
На борту брига "Фемистокл" под командованием Владимира Алексеевича Корнилова в 1835 году Карл Брюллов прибыл из Турции в Одессу. Начался новый этап жизни художника.
Больше в этой жизни две гордости России не встретятся - великий художник и великий флотоводец, герой Крымской войны, адмирал. Через много лет их опять соединит друг с другом, и уже на
века, памятник в Великом Новгороде "Тысячелетию России". |
|
|
Одалиска, не позднее 1835 |
Портрет Владимира Алексеевича Корнилова на борту брига "Фемистокл", 1835 |
холст, масло |
40,4*28,9 см.; бумага, акварель, графитовый карандаш |
Музей современного искусства "Вилла Реале", Милан, Италия |
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия |
775*1000 px |
707*1000 px |
|