Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 12  
Фёдор Степанович Рокотов

1735 / 1736
(Москва, Россия) -

12 декабря 1808
(Москва, Россия)

Точная дата рождения Фёдора Степановича Рокотова не установлена, но известно из исповедальных книг московской церкви Никиты-мученика, что на Старой Басманной (ныне ул. Карла Маркса), в приходе которой находился дом художника, ему в 1787 году был 51 год. Таким образом, мастер родился в 1735 или 1736 году.

Художник был коренным москвичом. Он происходил из крепостных князя П.И.Репнина, усадьба которого - Воронцово - находилась в 6 километрах от Калужской заставы. Сейчас это уже в черте Москвы, а тогда - ближний пригород.
Здесь проходило детство Рокотова. Видимо ещё в раннем детстве Фёдор был освобождён от крепостной зависимости и занимал особое положение в доме князя, получив приличное для того времени образование.
В конце 1750-ых годов Рокотов оказывается в Петербурге и быстро приобретает известность в придворных кругах. Не исключено, что сам Репнин, один из преуспевающих придворных великого князя Петра Фёдоровича, помог рекомендациями молодому художнику, приехавшему, вероятно, вместе с ним из Москвы, будущему императору, а также И.И.Шувалову - куратору Московского университета и основателю Академии художеств в Петербурге.
К этому периоду относится самое ранее, из дошедших до нас произведений Рокотова - "Портрет неизвестного", который, как свидетельствует авторская подпись на обороте холста, был закончен в "1757 Году Марте 15 дня".
Благодаря покровительству Шувалова Рокотов попадает в круг людей, тесно связанных с искусством, и имеет возможность получать заказы. Так, в письме М.В.Ломоносова от 27 сентября 1757 года Шувалову есть интересное документальное свидетельство : "Что ж до портрета надлежит, с которого делать, то я думаю, что наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго придать Фёдору". Из этих строк следует, что начинающий художник был хорошо известен обоим корреспондентам, так как его называют просто по имени. Речь идёт о предстоящей Ломоносову работе на Усть-Рудицкой фабрике над мозаичным портретом императрицы Елизаветы Петровны с оригинала знаменитого французского мастера Луи Токе.
В записках об истории русской живописи XVIII века Якоба Штелина говорится о том, что впоследствии Рокотову приходилось копировать и другие произведения Токе, которые до нас не дошли. Тот же Штелин отмечает, что русский мастер "многому научился" у блестящего портретиста, а также у Пьетро Ротари, приехавшего в 1756 году. Итальянский художник охотно давал частные уроки, при этом нередко занятия проводились в доме Шувалова.
По-видимому, Рокотов очень быстро преуспел в "живописной науке" и сумел выдвинуться в петербургской художественной среде. О раннем признании его таланта говорит тот факт, что в 1758 году ему было поручено писать портрет великого князя Петра Фёдоровича.
Дальнейшую возможность совершенствоваться Рокотов получил в 1760 году, когда "по словесному приказу" Шувалова был зачислен в Академию художеств. Вместе с ним первыми учениками шуваловского набора стали живописцы Антон Лосенко и Иван Ерменёв, скульптор Фёдор Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов, чьи имена затем заняли почётное место в истории русского искусства.
Стремительный успех Рокотова в стенах Академии ещё раз подтвердил предположение, что он попал туда уже достаточно подготовленным мастером. Уже в апреле 1762 года Рокотов получает звание адъюнкта "з жалованьем по 300 рублионов" за портрет вступившего на престол Петра III. Наряду с художественной деятельностью в обязанности адъюнкта входило "смотрение за классами и над учениками, наблюдая порядок и чистоту поведения и опрятность", а также другие поручения, в том числе и хозяйственные.
Укреплению положения Рокотова способствовало и его участие в торжествах по случаю восшествия на престол Екатерины II. Они состоялись в Москве с 13 сентября 1762 года по 12 июля 1763. Рокотов удостоился особой чести : ему было поручено исполнение портрета новой императрицы, где она была представлена во всех регалиях царской власти. По-видимому, в течение краткого времени Екатерина II позировала живописцу, так как сохранился небольшой этюд, исполненный с натуры и имеющий точную дату : "писан в 1763:м году месi майя 20 дня".
Почти одновременно Рокотову поручается написать ещё один парадный портрет, фаворита Екатерины II Григория Орлова, которого современник характеризовал как "самого низкого армейского офицера", волею судьбы "попавшего в случай".
Слава Рокотова-портретиста росла. "В 1762, 1763 и 1764 годах он был уже столь искусен и знаменит, - пишет Штелин, - что он не мог один справиться со всеми заказанными ему работами. В апреле 1764 года он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы. Доработка прочего составляла его занятие".
"За оказанный опыт в живописи портретного искусства" Рокотов был удостоен в 1765 году звания академика. Он получил его за "историческую" картину "Венера и Амур", представлявшую собой свободную копию с произведения Луки Джордано. Обращение портретиста к мифологии было формальной уступкой Академии, где сложная сюжетная композиция считалась наиболее пригодной для испытания творческой одарённости.
Несмотря на признание и успех, достигнутые Рокотовым, он вскоре покидает столичный, официальный Петербург и около 1767 года переезжает в родную Москву, где у него оставались близкие и друзья. Такое решение было вызвано, вероятно, тем, что академическая служба отнимала слишком много времени у творчества. По-видимому, не заладились отношения мастера и с новым президентом Академии И.И.Бецким, назначенным вместо "уволенного за границу без срока" Шувалова.
Приехав в древнюю столицу, Рокотов попал в иную, значительно более благоприятную для его искусства атмосферу. Здесь окончательно определяется самобытность его таланта.
С середины XVIII века Москва стала центром просветительской мысли. Оживление её культурной жизни тесно связано с Московским университетом, открывшемся в 1755 году. Центральной фигурой в истории русского просвещения и литературной жизни Москвы был основатель 1-го университета - Михаил Васильевич Ломоносов, хорошо знавший Рокотова. Директором университета был назначен поэт М.М.Херасков, активно поддерживавший деятельность любительского театра и издание литературных журналов "Полезное увеселение" и "Свободные часы". Вокруг университета группируются передовые люди того времени. Среди них видное место занимает поэт Василий Иванович Майков, которого Рокотов запечатлен в одной из своих работ.
В 1770-ые годы Рокотов полностью обращается к интимному портрету. Герои его произведений воплощают нравственные идеалы своей эпохи, принадлежат к московской дворянской интеллигенции и внутренне близки самому художнику. Прочные связи установились у Рокотова с семействами Воронцовых, Обресковых и Струйских.

Дом в Москве на Старой Басманной, 30 (перекресток с ул. Токмакова), в котором жил Рокотов.

Значительное количество заказов помогло Рокотову укрепить своё материальное положение. Он купил участок земли в центре Москвы, между Старой Басманной улицей и Токмаковым переулком. Здесь, в собственном доме, у Рокотова была специально оборудованная мастерская.

Последние годы жизни художника тихо и незаметно прошли в доме на Воронцовской улице, недалеко от Новоспасского монастыря. Иссякали его творческие силы, заметно уменьшилось количество заказов. Появилось новое поколение портретистов, отвечавшее новым вкусам. Поздние произведения Рокотова почти не сохранились.

Могила Рокотова в Новоспасском монастыре

Художник умер 12 декабря 1808 года и был похоронен в Новоспасском монастыре. Имя Рокотова надолго исчезло из памяти потомков. Только в начале XX века его творчество было открыто вновь.

В 1978 году одна из улиц Москвы в районе Ясенево была названа именем Рокотова.

12 работ

Рокотов, Портрет Александры Петровны Струйской (380*495)
Рокотов, Портрет Лачинова (380*471)
Портрет Александры Петровны Струйской, 1772 Портрет Лачинова, 1760
59,8*47,5 см.; холст, масло холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственный художественный музей, Куйбышев, Россия
768*1000 px 807*1000 px

"Любите живопись, поэты,
Лишь ей единственной дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза"

(Николай Заболоцкий "Портрет", 1953)

Рокотов, Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой (380*465)
Рокотов, Портрет неизвестного в треуголке (380*486)
Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой, урождённой Тишиной, 1780 Портрет неизвестного в треуголке, 1770-1775
70,5*59 см.; холст, масло 58*47 см.; холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
818*1000 px 782*1000 px
Рокотов, Портрет Ивана Ивановича Шувалова (380*489)
Рокотов, Портрет Аграфены Михайловны Писаревой, урождённой Писаревой (380*490)
Портрет Ивана Ивановича Шувалова Портрет Аграфены Михайловны Писаревой, урождённой Дурасовой, 1790-1975
холст, масло холст, масло
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
777*1000 px 776*1000 px
Рокотов, Портрет поэта Василия Ивановича Майкова (380*491)
Рокотов, Портрет Алёшеньки Бобринского (380*515)
Портрет поэта Василия Ивановича Майкова, 1775 Портрет Алёшеньки Бобринского, ок.1763
холст, масло холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия  
774*1000 px 738*1000 px
Рокотов, Девочка (380*456)
Рокотов, Портрет Екатерины II (380*503)
Девочка, 1780-ые Портрет Екатерины II, 1770
холст, масло холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
834*1000 px 755*1000 px
"И чтоб созревша красота
Являла мышцы, руки сильны,
И полны живости уста
В беседе важность обещали
И так бы слух наш ободряли,
Как чистый голос лебедей,
Коль можно хитростью твоей.
О день, одень её в порфиру,
Дай скипетр, возложи венец,
Как должно ей законы миру
И распрям предписать конец"
(М.В.Ломоносов "Разговор с Анакреоном")
Рокотов, Портрет графини Санти (380*490)
Рокотов, Портрет Петра III (380*534)
Портрет графини Санти (урождённой Лачиновой), 1785 Портрет Петра III
холст, масло холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
775*1000 px 711*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru