|
|
|
|
Автопортрет с бакенбардами |
Постоянство памяти,
1931
|
|
24*33 см. |
|
Музей современного искусства,
Нью-Йорк, США |
550*408
px |
498*360
px |
|
|
|
|
|
|
|
|
1000*693
px |
643*1000
px |
|
|
Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека, 1934 |
Атомная Леда, 1949 |
45,5*59 см. |
61*45,3 см. |
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида, США |
Фонд Гала - Сальвадор Дали,
Фигерас, Испания |
399*356
px |
380*496
px |
Одна из версий мифа о Нарциссе рассказывает, что прекрасный юноша видел в своём отражении сестру-близнеца, умершую при рождении. Образ умершего брата, чьё имя носил Дали, преследовал художника вплоть до появления в его жизни Гала, которая, наконец, уничтожила призрак мёртвого Сальвадора и подарила живому Сальвадору его новое отражение - себя. С тех пор Дали создаёт миф Гала, который, начиная с 40-ых годов, будет доминировать в его живописи.
Этот миф не только питается классической мифологией, но и вторгается в неё. Дали утверждает, что появился на свет из яйца, снесённого Ледой после её связи с Юпитером, который с целью соблазнения возлюбленной превратился в прекрасного лебедя. И если, согласно классической мифологии, из яйца рождаются Поллукс и Елена, то для художника они трансформируются в Дали и Гала.
По теории Фрейда, помешательство Дали на образе яйца происходит из его внутриутробных впечатлений. Яйцо - воспоминание о рае, в котором он жил внутри материнского чрева. Ссутуленный, с зажатыми плечами, он якобы созерцал там некие световые пятна, которые позже назвал фосфенами и ввёл в свою живопись в форме яиц - в скорлупе и без неё.
Яйцо - прекрасный мотив для иллюстрации теории Дали о "твёрдом" и "мягком", а также яркий символ "искусства съедобного" как отголоска "искусства конвульсивного", провозглашённого Андре Бретоном.
"Атомная Леда" свидетельствует также об интересе Дали к эпохе атома, начавшейся с трагедии в Хиросиме в 1945 году. С этих пор Дали увлёкся наукой. Открывает для себя квантовую физику и изучает свойства материи, рассматривает предметы под электронным микроскопом, и они, к его удивлению, оказываются всего лишь "облачками частиц". Может быть, поэтому мастер обращается к дивизионизму, с помощью которого создаёт картины, сочетающие в себе современность 50-ых годов XX века и искусство Рафаэля - "гения, погружённого в чистые небеса" (Дали, 1956). |
|
|
Sex-appeal в облике привидения, 1934 |
Корпус гиперкубус (Распятие), 1954 |
18*14 см. |
194,5*124 см.; холст, масло |
Фонд Гала - Сальвадор Дали,
Фигерас, Испания |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
380*477
px |
380*604
px |
|
|
Великий мастурбатор,
1929 |
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1944 |
110*150 см. |
51*40 см. |
Нацональный музейный центр Королевы Софии,
Мадрид, Испания |
Коллекция Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания |
600*437
px |
380*491
px |
|
|
Лицо Маэ Уэст, которую можно использовать как комнату сюрреалиста, 1934-1935 |
Превращение Нарцисса, 1937 |
31*17 см.; гуашь, газета |
50*78 см. |
Институт искусств,
Чикаго, США |
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания |
380*601
px |
463*300
px |
"Нарцисс в своей неподвижности, медленно впитываемый плотоядными растениями через своё отражение, становится невидимым. Остаётся только галлюцинационный овал его головы... на кончиках пальцев смертельной руки его собственного отражения. Когда эта голова взорвётся, из неё появится цветок, новый Нарцисс, Гала, мой Нарцисс".
В 1938 году Дали, благодаря австрийскому писателю Стефану Цвейгу (1881-1942), знакомится с Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Он наносит знаменитому доктору визит в обществе своего приятеля, коллекционера Эдварда Джеймса.
Дали долго задавал вопросы создателю психоанализа, теория которого, по сути, легла в основу его творчества, а затем показал ему "Превращение Нарцисса".
На следующий день Фрейд напишет Цвейгу : "Выражаю вам признательность за посредничество, благодаря которому попали ко мне вчерашние гости. До этого я пытался представить себе сюрреалистов, выбравших меня своим патроном, в нескольких вариантах (в 95% - как чистый дух). Молодой испанец, со своими серыми горящими глазами фанатика и своей бесспорно мастерской техникой, заставил меня изменить своё мнение". |
|
|
Портрет Луиса Бунюэля, 1924 |
Радуга, 1972 |
68,5*38,5 см. |
|
Национальный музейный центр Королевы Софии,
Мадрид, Испания |
Центр изобразительных искусств им. Абрахама,
Женева, Швейцария |
389*460
px |
786*521
px |
|
|
Податливая конструкция с варёными фасолинами : Предчувствие гражданской войны, 1936 |
Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера, 1940 |
100*99 см. |
46,5*65,5 см. |
Музей искусств,
Филадельфия,
США |
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида, США |
380*388
px |
380*303
px |
|
|
Тайная вечеря, 1955 |
|
167*268 см.; холст, масло |
|
Коллекция Честера Дейла, Национальная галерея, Вашингтон, США |
|
453*300
px |
380*552
px |
|
|
|
Телефон-омар, 1936 |
|
15*17*30 см. |
|
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания |
738*1000
px |
380*248
px |
|
|
Лошадь со всадником спотыкаясь |
Космический слон |
|
|
Марбелья,
Испания
|
Марбелья,
Испания |
1000*947
px |
1000*810
px |
|
|
Гала в окне |
Гала Градива |
|
|
Марбелья,
Испания |
Марбелья,
Испания |
805*1000
px |
638*1000
px |
|
|
Персей |
Сидящий Дон Кихот |
|
|
Марбелья,
Мадрид |
Марбелья,
Мадрид |
586*1000
px |
514*1000
px |
|