Энциклопедия живописи - Испанская школа - Сальвадор Дали
Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 26  
Сальвадор Дали

11 марта 1904
(Фигерас, Испания) -

11 января 1989
(Фигерас, Испания)

Одержимый призрачными воспоминаниями об умершем брате, Дали очень рано обнаруживает поразительные художественные способности и эксцентричный неуравновешенный характер. Он провёл детство и юность в Каталонии, снискал громкую славу во Франции и сказочно разбогател в Америке. Его жизнь - сюрреалистический, эпатирующий спектакль продолжительностью в 85 лет.

Сын нотариуса, Сальвадор Дали появился на свет в Фигерасе (каталонская провинция Герона) 1 мая 1902 года, спустя 3 года после смерти своего старшего брата - так де, в честь отца, названного Сальвадором (с испанского - "Спаситель").

Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив, всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать, наоборот - символом добра.
В 3 года будущий художник заявил родителям, что станет поваром, а уже в 6 лет мечтал стать "Наполеоном", и, как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Надев на себя маскарадный костюм короля, он часами расхаживал в таком виде по дому и получал от этого огромное удовольствие. "С тех пор, - признаётся он позже в своей автобиографии, - мои амбиции неуклонно росли до тех пор, пока мне не захотелось быть Сальвадором Дали, и только им".
Талант к живописи проявился у Дали в достаточно юном возрасте. В 4 года он с удивительным для столь маленького ребёнка старанием пытался рисовать. Свои первые живописные опыты он осуществлял в домашней прачечной, на картонных коробках из-под шляп, доставшихся ему от тётки-модистки.
"Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу - создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира" (Сальвадор Дали, 1928)
В 1914 году Дали отдали на учёбу в школу при монастыре Конгрегации Марии, где он впервые в полной мере продемонстрировала свой вспыльчивый, бунтарский норов : во время одной из прогулок он, по его собственному признанию, столкнул одного из своих товарищей с 5-метровой скалы!
Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистический пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Пробует он себя и в других техниках - коллаже, пуантилизме, а также довольно часто приклеивает на свои картины камни, из-за чего позднее назовёт этот период в своей жизни и творчества "каменным веком". Бывали случаи, когда плохо приклеенные или слишком тяжёлые камни отваливались от холста и с грохотом падали - к восторгу самого автора и ужасу родственников, имевших смелость повесить подобную "картину" прямо над диваном в гостиной.
Однажды летом, на каникулах, Сальвадор гостил у одного из приятелей отца, художника Рамона Пико, под руководством которого юный живописец оттачивал свою импрессионистическую манеру. Кроме того, именно там, в Моули де ля Торре, Дали приобрёл первый в своей жизни эротический опыт : любовь явилась ему в образе некой женщины, собирающей липовый цвет. Её груди Дали сравнивал с круглыми и тяжёлыми спелыми дынями. Юношеская фантазия имеет оттенок фетишизма, усилившегося после обнаружения Сальвадором на чердаке дома Пико двух предметов - старой короны, которая впоследствии часто будет присутствовать в его подписи, и костыля, который станет в его творчестве многозначным символом. Багаж впечатлений и наблюдений, вынесенный из Муоли де ля Торре, имел, по признанию Дали, основополагающее значение для формирования его эстетических принципов.
"Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растёкшихся циферблатах, - они ведь показывают точное время" (Сальвадор Дали, 1973)
Лично убедившись в яркой художественной одарённости Сальвадора, Пико уговаривает его отца определить юного живописца в школу рисунка профессора Жоана Нуньеса в Фигерасе. В течение 2,5 лет Дали брал уроки рисунка у Нуньеса, и сегодня можно с большой долей уверенности утверждать, что именно под опытным руководством этого талантливого художника и педагога его талант принял свои реальные формы. Уже никто не мог усомниться в уникальных способностях Сальвадора Дали - особенно после выставки его работ, состоявшейся в городском театре Фигераса в 1918 году (художнику едва исполнилось 14 лет!).
Когда Дали было почти 15, его выгнали из монашеской школы "за непотребное поведение". Тем не менее, ему удалось успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование), которые в 1921 году он успешно закончил, после чего поступил в мадридскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Именно в это время он начинает активно работать над собственным имиджем гения. Молодой человек носит бакенбарды, короткие брюки, длинный плащ, фетровую шляпу и без конца курит трубку.
Кроме чудаковатой внешности, Дали отличался провокационным поведением, которое было в чести и у его коллег - Федерико Гарсия Лорки (1998-1936) и Луиса Бунюэля (1900-1983), живших, как и он, в студенческом городке Академии. Однажды они устроили бойкот только что назначенному преподавателю. Бессмысленная и дерзкая выходка имела для Сальвадора нешуточные последствия : он был на целый год отстранён от занятий в Академии, что повлекло за собой гнев со стороны отца и "ссылку" в портовый городок Кодак, откуда родом был Дали-старший.
В этот период интерес Дали был прикован к творениям Пабло Пикассо. В картинах художника "кодакского" периода можно заменить влияние эстетики кубизма. В следующем году он возвращается в Академию - в ореоле "бунтаря", пострадавшего за собственные убеждения. Однако Дали не долго пришлось учиться вновь - за "святотатство", изображение Девы Марии в виде двух соединённых лестниц, он был изгнан окончательно.
Постепенно Дали отходит от кубизма и начинает интересоваться итальянскими футуристами, а чуть позже - творчеством Джорджо де Кирико (1888-1978).
В 1926 году, во время своей первой поездки в Париж, художник посещает Пабло Пикассо.
"Когда я приехал к Пикассо, - пишет Дали в автобиографии под названием "Тайная жизнь Сальвадора Дали" (1942), - я был взволнован и полон ожиданий, словно попал на аудиенцию к самому Папе. "Я пришёл к Вам прежде, чем посетить Лувр", - сказал я. "И правильно сделали", - отозвался Пикассо, внимательно разглядывая мою картину, которую я предусмотрительно захватил собой". Затем мэтр показал молодому коллеге свои знаменитые работы. "Выхожу, не издав ни звука, - сообщает Дали. - У порога обмениваемся с ним многозначительными взглядами. Этот немой диалог означал примерно следующее : "Вы поняли, что мы похожи?" - "Да, понял!"
По возвращении в Испанию Дали выставляется в Мадриде и Барселоне, а также знакомится с каталонским мастером Хуаном Миро (1893-1983), который предрекает ему блестящее будущее.
В 1928 году Дали снова оказывается в Париже - городе, словно созданном для жаждущего славы гения. "Если бы я должен был выбрать 3 места на земле, которые произвели на меня наиболее таинственное впечатление, я бы назвал театр Палладио в Виченце самым таинственным и самым божественным местом эстетического наслаждения, некрополь испанских королей в Эскориале - самым таинственным и самым прекрасным местом для погребения и, наконец, лестницу в парижском публичном доме Шабане - самым таинственным и самым отвратительным эротическим местом".
Хуан Миро знакомит Сальвадора и Тристаном Тцарой (1896-1963), Полем Элюаром (1895-1952), а также с известным галерейщиком Камилем Гюманом, который осенью 1929 года решил подготовить персональную выставку Дали. Художник был настолько счастлив и воодушевлён предстоящим событием, что даже у близких людей создавалось впечатление, будто он слегка помешался на радостях. И Луис Бунюэль, и Рене Магритт (1898-1967) вспоминали, как они были неприятно поражены и озабочены его "чудовищными взрывами конвульсивного хохота". На вопрос приятелей, не сошёл ли он с ума, Дали, всё с тем же ужасающим смехом, отвечал : "Разница между мною и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший".

Музей Дали в Фигерасе.

Жена Элюара, Елена Дьяконова, или Гала, как называли её друзья, поначалу тоже считала Дали человеком "слегка не в себе", однако со временем, узнав его лучше, изменила своё мнение о нём в лучшую сторону. Дали неоднократно припадал к её стопам и, сотрясаемый конвульсивным смехом, признавался в любви. В конце концов, Гала ответила взаимность. "Мальчик мой! - воскликнула она. - Мы никогда не расстанемся с вами!" Дали нашёл в Гала идеальную подругу жизни, достойную его гения и стоящую на страже его финансовых интересов. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали, а он, в свою очередь, обожествлял её и восхищался ею.

Будучи всемирно известным художником, Дали в последние годы жизни занялся организацией собственных ретроспективных выставок в Риме, Вашингтоне, Токио, Париже, Лондоне и Москве. В 1971 году в Соединённых Штатах (Кливленд, Огайо) был открыт Музей Сальвадора Дали, в основу экспозиции которого легла частная коллекция Э. и А. Рейнолдс Морз. В 1982 году музей "переехал" в город Санкт-Петербург, штат Флорида. Однако ещё в 1974 году Дали основал "Театро-Музео" в Фигерасе, где представил самые дерзкие свои проекты.
Эта любовь означала для Дали полный разрыв с отцом - ревностным католиком, для которого брак с разведённой женщиной приравнивался к христоотступничеству.
Художник и Гала находят приют в рыбацкой хижине в Порт-Льигате.
В 1930 году Дали выкупит её за деньги, заработанные в Париже и в Америке, и со временем устроит там выставочный зал.
В 1934 году Дали впервые пребывает в Нью-Йорк, где годом ранее уже состоялась выставка его работ. С борта трансатлантического судна он сошёл с булкой длиной в 2,5 метра, испечённой на корабле специально для этого случая.
Своими сюрреалистическими бредово-параноидальными выступлениями он сразу завоёвывает американскую публику. Его успех абсолютен.
Художник посетит Америку ещё не раз; там он благополучно проживёт весь период войны и оккупации Франции и останется до 1948 года, регулярно устраивая эксцентрические выходки и совершая поступки, не свойственные здравомыслящим людям, чем заработает у впечатлительных американцев репутацию "живого воплощения сюрреализма". Он прохаживался по улицам Нью-Йорка с громко звенящим колокольчиком - специально, чтобы обратить на себя внимание : мысль остаться незамеченным так же непереносима для него.

Памятник Сальвадору Дали прямо на пляже в Кадакесе.

"Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час. У меня был девиз : главное - пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо"; "Ещё в раннем детстве я приобрёл порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!"; "По мне богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором"; "Простейший способ освободиться от власти золота - это иметь его в избытке" - эти высказывания художника в полной мере отражают его отношение к себе и окружающим реалиям. Из-за чрезмерной любви к деньгам Дали получил прозвище "Avida Dollars" ("Алчущий долларов"), остроумно составленное Андре Бретоном (1896-1966) из букв его имени и фамилии.

"Миру придётся немного потесниться, и ещё вопрос, вместит ли он гения!" - писал Дали о своём появлении на свет. Вообще, когда он даёт интервью, то часто говорит о себе в третьем лице, называя себя "божественный Дали" или попросту "божественный". Художник шокирует и провоцирует, прикидываясь то сумасшедшим, то шутом. "Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос : где у меня кончается притворство и начинается искренность", - говорил он.
Дали рассказывал о "фотографических картинках" своей жизни до рождения, которую якобы помнит очень отчётливо, а также о том, что каждое утро он ест жареный бекон с конфитюром из роз и думает о смерти. Признавался, что страх, наравне с либидо, является мотором его творчества. Объяснял, что его длинные волосы и усы являются андрогинными признаками, анонсирующими знаменательное событие : появление "ангельских существ", прототипами которых являются они с Гала.
Однако ангелы Гала-Дали оказались смертными. 10 июня 1982 года Гала умерла.
В июле того же года король Хуан Карлос, вступивший на трон Испании после смерти генерала Франко в 1975 году, жалует художнику дворянство. Дали получает титул маркиза де Пубол, поскольку проживает в то время в замке Пубол, который когда-то подарил Гала.
Без любимой жены он чувствует себя так, будто умерла частица его самого.
Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Его тело забальзамировали, как он просил в завещании, и протяжении недели тысячи людей имели возможность проститься с гением современного искусства.

26 работ

Сальвадор Дали, Автопортрет с бакенбардами (380*282)
Сальвадор Дали, Постоянство памяти (380*275)
Автопортрет с бакенбардами Постоянство памяти,
1931
  24*33 см.
  Музей современного искусства,
Нью-Йорк, США
550*408 px 498*360 px
Сальвадор Дали (380*263)
Сальвадор Дали (380*591)
   
   
   
1000*693 px 643*1000 px
Сальвадор Дали, Геополитический ребёнок (380*339)
Сальвадор Дали, Атомная Леда (380*496)
Геополитический ребёнок, наблюдающий за рождением нового человека, 1934 Атомная Леда, 1949
45,5*59 см. 61*45,3 см.
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида, США Фонд Гала - Сальвадор Дали,
Фигерас, Испания
399*356 px 380*496 px
Одна из версий мифа о Нарциссе рассказывает, что прекрасный юноша видел в своём отражении сестру-близнеца, умершую при рождении. Образ умершего брата, чьё имя носил Дали, преследовал художника вплоть до появления в его жизни Гала, которая, наконец, уничтожила призрак мёртвого Сальвадора и подарила живому Сальвадору его новое отражение - себя. С тех пор Дали создаёт миф Гала, который, начиная с 40-ых годов, будет доминировать в его живописи.
Этот миф не только питается классической мифологией, но и вторгается в неё. Дали утверждает, что появился на свет из яйца, снесённого Ледой после её связи с Юпитером, который с целью соблазнения возлюбленной превратился в прекрасного лебедя. И если, согласно классической мифологии, из яйца рождаются Поллукс и Елена, то для художника они трансформируются в Дали и Гала.
По теории Фрейда, помешательство Дали на образе яйца происходит из его внутриутробных впечатлений. Яйцо - воспоминание о рае, в котором он жил внутри материнского чрева. Ссутуленный, с зажатыми плечами, он якобы созерцал там некие световые пятна, которые позже назвал фосфенами и ввёл в свою живопись в форме яиц - в скорлупе и без неё.
Яйцо - прекрасный мотив для иллюстрации теории Дали о "твёрдом" и "мягком", а также яркий символ "искусства съедобного" как отголоска "искусства конвульсивного", провозглашённого Андре Бретоном.
"Атомная Леда" свидетельствует также об интересе Дали к эпохе атома, начавшейся с трагедии в Хиросиме в 1945 году. С этих пор Дали увлёкся наукой. Открывает для себя квантовую физику и изучает свойства материи, рассматривает предметы под электронным микроскопом, и они, к его удивлению, оказываются всего лишь "облачками частиц". Может быть, поэтому мастер обращается к дивизионизму, с помощью которого создаёт картины, сочетающие в себе современность 50-ых годов XX века и искусство Рафаэля - "гения, погружённого в чистые небеса" (Дали, 1956).
Сальвадор Дали, Sex-appeal в облике привидения (380*477)
Сальвадор Дали, Корпус гиперкубус (Распятие) (380*604)
Sex-appeal в облике привидения, 1934 Корпус гиперкубус (Распятие), 1954
18*14 см. 194,5*124 см.; холст, масло
Фонд Гала - Сальвадор Дали,
Фигерас, Испания
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
380*477 px 380*604 px
Сальвадор Дали, Великий мастурбатор (380*277)
Сальвадор Дали, Сон, навеянный полётом пчелы (380*491)
Великий мастурбатор,
1929
Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения, 1944
110*150 см. 51*40 см.
Нацональный музейный центр Королевы Софии,
Мадрид, Испания
Коллекция Тиссен-Борнемиса,
Мадрид, Испания
600*437 px 380*491 px
Сальвадор Дали, Лицо Маэ Уэст (380*601)
Сальвадор Дали, Превращение Нарцисса (380*246)
Лицо Маэ Уэст, которую можно использовать как комнату сюрреалиста, 1934-1935 Превращение Нарцисса, 1937
31*17 см.; гуашь, газета 50*78 см.
Институт искусств,
Чикаго, США
Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
380*601 px 463*300 px
"Нарцисс в своей неподвижности, медленно впитываемый плотоядными растениями через своё отражение, становится невидимым. Остаётся только галлюцинационный овал его головы... на кончиках пальцев смертельной руки его собственного отражения. Когда эта голова взорвётся, из неё появится цветок, новый Нарцисс, Гала, мой Нарцисс".
В 1938 году Дали, благодаря австрийскому писателю Стефану Цвейгу (1881-1942), знакомится с Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Он наносит знаменитому доктору визит в обществе своего приятеля, коллекционера Эдварда Джеймса.
Дали долго задавал вопросы создателю психоанализа, теория которого, по сути, легла в основу его творчества, а затем показал ему "Превращение Нарцисса".
На следующий день Фрейд напишет Цвейгу : "Выражаю вам признательность за посредничество, благодаря которому попали ко мне вчерашние гости. До этого я пытался представить себе сюрреалистов, выбравших меня своим патроном, в нескольких вариантах (в 95% - как чистый дух). Молодой испанец, со своими серыми горящими глазами фанатика и своей бесспорно мастерской техникой, заставил меня изменить своё мнение".
Сальвадор Дали, Портрет Луиса Бунюэля (380*460)
Сальвадор Дали, Радуга (380*252)
Портрет Луиса Бунюэля, 1924 Радуга, 1972
68,5*38,5 см.  
Национальный музейный центр Королевы Софии,
Мадрид, Испания
Центр изобразительных искусств им. Абрахама,
Женева, Швейцария
389*460 px 786*521 px
Сальвадор Дали, Конструкция с варёными фасолинами (380*388)
Сальвадор Дали, Рынок рабов с бюстом Вольтера (380*303)
Податливая конструкция с варёными фасолинами : Предчувствие гражданской войны, 1936 Рынок рабов с исчезающим бюстом Вольтера, 1940
100*99 см. 46,5*65,5 см.
Музей искусств,
Филадельфия, США
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида, США
380*388 px 380*303 px
Сальвадор Дали, Тайная вечеря (380*252)
Сальвадор Дали (380*552)
Тайная вечеря, 1955  
167*268 см.; холст, масло  
Коллекция Честера Дейла, Национальная галерея, Вашингтон, США  
453*300 px 380*552 px
Сальвадор Дали (380*515)
Сальвадор Дали, Телефон-омар (380*248)
  Телефон-омар, 1936
  15*17*30 см.
  Галерея Тейт,
Лондон, Великобритания
738*1000 px 380*248 px
Сальвадор Дали, Лошадь с всадником спотыкаясь (380*360)
Сальвадор Дали, Космический слон (380*308)
Лошадь со всадником спотыкаясь Космический слон
   
Марбелья,
Испания
Марбелья,
Испания
1000*947 px 1000*810 px
Сальвадор Дали, Гала в окне (380*490)
Сальвадор Дали, Гала Градива (380*596)
Гала в окне Гала Градива
   
Марбелья,
Испания
Марбелья,
Испания
805*1000 px 638*1000 px
Сальвадор Дали, Персей (380*648)
Сальвадор Дали, Сидящий Дон Кихот (380*739)
Персей Сидящий Дон Кихот
   
Марбелья,
Мадрид
Марбелья,
Мадрид
586*1000 px 514*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru