|
|
|
|
Погребение графа Оргаса (фрагмент), Автопортрет,
1586-1588 |
Погребение графа Оргаса, 1586-1588 |
460*360 см. |
460*360 см. |
Церковь Санто Томе,
Толедо, Испания |
Церковь Санто Томе,
Толедо, Испания |
747*1000
px |
805*1000
px |
|
|
Апостолы Пётр и Павел |
Мальчик, зажигающий свечу, ок.1570-1575 |
121,5*105 см.; холст, масло |
59*51 см. |
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия |
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь,
Италия |
997*1000
px |
840*1000
px |
|
|
Портрет миниатюриста Джулио Кловио, ок.1572 |
Портрет Хорхе Мануэля (сына художника),
1605-1606 |
63*88 см. |
81*56 см. |
Национальная галерея ди Каподимонте, Неаполь,
Италия |
Музей изящных искусств, Севилья, Испания |
1000*723
px |
696*1000
px |
|
|
Святой Людовик IX, король Франции, 1585-1590 |
Распятие с двумя донаторами, ок.1580 |
117*95 см. |
250*180 см. |
Лувр,
Париж, Франция |
Лувр,
Париж, Франция |
806*1000
px |
624*1000
px |
|
|
Поклонение пастухов, 1612-1614 |
Благовещение,
ок.1570-1575 |
319*180 см. |
26*20 см.; дерево, темпера |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
546*1000
px |
753*1000
px |
|
|
Эсполио (Срывание риз со Христа), 1577-1579 |
Слёзы апостола Петра, 1605 |
285*173 см. |
102*84 см. |
Кафедральный собор,
Толедо, Испания |
Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания |
591*1000
px |
792*1000
px |
По закону, прежде чем принять
картину ("Эсполио"), её должны были оценить эксперты
самого собора и независимый оценщик. Все они единогласно заявили
: достоинства картины "настолько велики, что не поддаются
какой бы то ни было оценке". Но всё же было решено выплатить
художнику 900 дукатов. Эта фантастическая по тем временам сумма
вызвала возмущение капитула собора. Чтобы сбить цену, к картине
Эль Греко начало придираться. Его обвинили в том, что "головы
неотёсанных мужланов" оказались выше головы Христа, а присутствие
трёх Марий вообще не соответствует каноническому тексту. Тяжба
с капитулом затянулась, но Эль Греко держал себя гордо и независимо.
Он отказался что-либо менять в картине, а суд уменьшил сумму
гонорара ровно в 3 раза. По свидетельствам очевидцев, выходящий
из зала суда Эль Греко воскликнул : "Предпочитаю бедность
несвободе!" |
|
|
Сошествие Святого Духа, 1604-1610 |
Распятие, 1590-1600 |
275*127 см. |
312*169 см. |
Право,
Мадрид, Испания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
429*1000
px |
532*1000
px |
|
|
Лаокоон, ок.1608-1614 |
Святое семейство со Святыми Анной и Иоанном
Крестителем, ок.1585 |
137*172 см. |
178*105 см. |
Национальная галерея искусств, Вашингтон,
США |
Музей Санта Крус,
Толедо, Испания |
1000*793
px |
583*1000
px |
|
|
Вид Толедо, ок.1600 |
Поклонение пастухов |
121*109 см. |
163,8*106,6 см. |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
893*1000
px |
666*1000
px |
|
|
Поклонение пастухов |
Святая Троица, 1577-1579 |
111*47 см.; холст, масло |
300*179 см. |
Национальная галерея,
Рим, Италия |
Прадо,
Мадрид, Испания |
399*1000
px |
584*1000
px |
"7 апреля 1614 года Эль Греко
наяву увидел тот ослепительный свет, который питал его воображение
на протяжении всей жизни. Художник не умер. Художник стал частичкой
Божественного света" (Жан Кокто, 1947) |
|
|
Воскресение, 1605-1610 |
Крещение Христа,
1597-1600 |
275*127 см. |
350*144 см. |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
455*1000
px |
398*1000
px |
|
|
Иоанн Богослов, 1594-1604 |
Кающаяся Мария Магдалина, 1580 |
102*77 см.; холст, масло |
156,5*121 см.; холст, масло |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Музей изящных искусств, Будапешт, Венгрия |
805*1000
px |
764*1000
px |
|
|
Христос на Кресте,
1577-1579 |
Спаситель Мира, 1600 |
35*26 см.; холст, масло |
72*57 см.; холст, масло |
Частная коллекция |
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург,
Великобритания |
781*1000
px |
768*1000
px |
|
|
Вознесение Марии, 1577 |
Открытие пятой заповеди, 1608-1614 |
401*228 см. |
225*193 см.; холст, масло |
Институт искусств,
Чикаго, США |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
566*1000
px |
889*1000
px |
|
|
Портрет мужчины,
1584-1594 |
Портрет мужчины,
1583-1585 |
46*33 см.; холст, масло |
81*66 см.; холст, масло |
Прадо,
Мадрид, Испания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
924*1000
px |
777*1000
px |
|
|
Христос в Гефсиманском саду, 1605 |
Апостолы Андрей и Франциск, 1604 |
103*132 см.; холст, масло |
167*113 см.; холст, масло |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
1000*811
px |
656*1000
px |
|
|
Портрет Папы Пия V,
1600-1610 |
Портрет доктора Франсиско де Пиза,
1610-1614 |
|
107*90 см.; холст, масло |
Частная коллекция,
Париж, Франция |
Музей искусств Кимбелла,
Форт Уорт, Техас, США |
744*1000
px |
838*1000
px |
|
|
Мария |
Портрет Феликса Паравичино, 1609 |
|
112,1*86,1 см.; холст, масло |
|
Музей изящных искусств,
Бостон, США |
667*1000
px |
779*1000
px |
|
|
Святой Мартин и нищий, 1597-1599 |
Святой Иероним кающийся, 1612-1614 |
193,5*103 см. |
168*110 см. |
Национальная галерея, Вашингтон, США |
Национальная галерея, Вашингтон, США |
532*1000
px |
652*1000
px |
Картина "Святой Мартин и
нищий" относится к числу работ Эль Греко, которые были
с восторгом восприняты его современниками. Святой Мартин (IV
век) родился на территории современной Венгрии, которая тогда
относилась к римским владениям. Ещё в детстве Мартин был обращён
в христианство и убежал в монастырь, но его отец, бывший военным
трибуном, настаивал на том, чтобы сын стал солдатом. Мартин
вступил в императорскую конницу и был направлен во Францию.
Однажды в Амьене, холодным зимним днём, Мартину случилось повстречать
нищего, который пытался спастись от холода, обмотавшись какими-то
тряпками. Мартин снял свой плащ и, разрезав его мечом надвое,
отдал половину нищему. В ту же ночь ему в видении явился Христос
и сказал : "Сделай для меня то же, что ты сделал для этого
бедного человека". И тогда Мартин решил посвятить свою
жизнь служению Христу и попросил освобождения от военной службы.
Когда император обвинил Мартина в трусости, тот сказал, что
он готов воевать с врагом, вооружившись одним лишь крестом. |
|
|
Святой Себастьян,
1577-1578 |
Святое Семейство со Святой Анной, ок.1595 |
|
127*106 см. |
|
Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания |
769*1000
px |
821*1000
px |
|
|
Видение Филиппа II (Аллегория Священной Лиги),
1579 |
Мученичество Святого Маврикия, 1580-1582 |
140*110 см. |
448*301 см. |
Королевский замок, Эскориал, Толедо, Испания |
Королевский замок, Эскориал, Толедо, Испания |
768*1000
px |
650*1000
px |
"Мученичество Святого Маврикия"
была заказана королём Филиппом II для алтаря церкви Святого
Маврикия в Эскориале. Когда 16 ноября 1582 года художник привёз
готовое полотно, заказчик возмущённо отверг его и тут же заказал
другую картину на ту же тему одному из присутствовавших при
этом итальянских живописцев. Эстетика Эль Греко не соответствовала
вкусам короля. Хотя Филипп II был истинным знатоком живописи,
большим поклонником искусства Тициана и благосклонно принял
более чем оригинальную работу мастера из Толедо "Видение...",
он всё же был убеждён, что "святых следует изображать так,
чтобы они побуждали молиться, а не убивали всякую охоту это
делать".
Императору Максимилиану Галерию (IV в.) донесли, что военачальник
из Апамеи Сирийской по имени Маврикий распространяет веру в
Христа. Приведённые на судилище Маврикий с сыном Фотином и его
воины твёрдо и непоколебимо исповедали свою веру и не склонились
ни на уговоры, ни на угрозы. Тогда их немилосердно били, жгли
огнём и терзали железными крюками. Фотина, твёрдо переносившего
истязания, усекли мечом на глазах отца. Но и это жестокое испытание
не сломило Маврикия, который, претерпев множество мучений, был
казнён, а позже причислен к лику святых. |
|
|
Дама в горностаевых мехах, ок.1577-1578 |
Крещение Христа,
1608-1614 |
62*50 см. |
330*211 см. |
Художественная галерея,
Глазго, Великобритания |
Оспиталь ди Тавера,
Толедо, Испания |
761*1000 px |
547*1000
px |
|
|
Изгнание торговцев из храма, ок.1600-1605 |
Святой Себастьян,
1610-1614 |
106*130 см. |
115*85 см. |
Национальная галерея,
Лондон, Великобритания |
Прадо,
Мадрид, Испания |
1000*818 px |
730*1000
px |
|
|
Вознесение Богоматери,
1607-1613 |
Христос в Гефсиманском саду, ок.1605-1610 |
347*174 см. |
169*112 см. |
Музей Санта Крус,
Толедо, Испания |
Церковь Санта Мария,
Андухар, Испания |
482*1000 px |
656*1000
px |
|
|
Святой Иероним кающийся, 1595-1600 |
Святой Иероним, 1609-1610 |
104*97 см. |
30*24 см. |
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург,
Великобритания |
Музей Бонна,
Байонн, Франция |
934*1000 px |
788*1000
px |
|
|
Святая Вероника, ок.1580 |
Кардинал, 1600 |
91*84 см. |
170,8*108 см. |
Музей Санта Крус,
Толедо, Испания |
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США |
944*1000 px |
631*1000
px |
|