Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 18  
Хуан Миро

20 апреля 1893
(Барселона, Испания) -

25 декабря 1983
(Пальма-де-Мальорка, Испания)

"Самая главная правда скрыта в таинственном излучении невидимого огня, из которого рождается шедевр", - говорил Миро в 1957 году. Самопознанию он предпочитает самовыражение. Эпатаж так же свойственен ему, как и глубокое знание. Обобщённая декоративность характеризует его творчество в той же мере, как и скурпулёзное владение ремеслом.
Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне. Его отец был ювелиром, сыном кузнеца, а дед по материнской линии занимался производством мебели. Маленький Хуан не любил школу. Единственной вещью, которая его действительно занимала, было рисование. Рисовал он старательно и вдохновенно. Миро делал в тетрадках наброски пейзажей Мальорки, откуда была родом его мать, и Террагоны - родных мест отца. Он изображал рыбок, зонтики, цветы, черепах, но никогда не рисовал лица людей.
Юный Миро мечтает стать художником, но его отец наметил для него иную карьеру. В 1907 году он записывает мальчика в торговую школу, однако разрешает сыну параллельно учиться в барселонской Академии изящных искусств, знаменитой "Ла Лонхе", учеником которой несколькими годами раньше был Пабло Пикассо (1881-1973). В 1910 году отец решает, что обучение окончено, и вынуждает Хуана приступить к работе на торговом предприятии. Мальчик становится помощником канцеляриста. Однообразная и скучная работа подтачивает психику впечатлительного юноши. Он постоянно находится в подавленном состоянии, а через год заболевает тифом.
"Настоящий Миро является как тем, кем являюсь я, так и тем, кем я себя считаю, но также и тем, кем я стал для других, а может, даже для себя самого" (Миро, 1957)

После выздоровления Миро больше не заставляют посещать ненавистную контору. Оправляясь от болезни в недавно купленном родителями доме, Хуан снова начинает рисовать. На этот раз ничто не свернёт его с избранного пути. Миро твёрдо решает стать художником. В 1912 году он становится учеником частной академии Франциско Гали (1880-1965), педагога, известного своими нетрадиционным подходом к процессу обучения. Гали, например, заставлял своих учеников рисовать с закрытыми глазами, что, по его убеждению, должно было развить у них зрительную память и умение распознавать различные формы на ощупь. Во время обучения Миро открывает для себя живопись импрессионистов, фовистов и кубистов. В академии Гали он приобретает множество знакомств, а Рикарт и Артигас (1892-1980) останутся его друзьями на всю жизнь. В 1915 году Миро и Рикарт снимают общую мастерскую. Миро в то время посещает частную Академию рисунка общества Святого Луки, где частым гостем бывал знаменитый архитектор Антонио Гауди (1852-1926).

Молодого художника интересуют авангардные течения, которыми не богата патриархальная Каталония. В 1917 году он знакомится с Франсисом Пикабия (1879-1953), французским художником и писателем, одним из основателей движения "Дада", издателем авангардистского журнала "391".
В 1918 году, в галерее Далмау в Барселоне, Миро организовывает 1-ую выставку своих работ. В следующем году он впервые попадает в Париж, где встречает Пабло Пикассо.
"Самые простые вещи порождают во мне идеи. И так кусочек нитки может стать началом мира" (Миро)
"Париж взволновал меня до глубины души, и это имело хорошие последствия", - писал Миро одному из своих друзей.
Именно 1918 годом принято обозначать начало того периода в творчестве Миро, который назовут впоследствии "поэтическим реализмом". С 1920 года каждую зиму Миро будет проводить в Париже, а летние месяцы жить в Монтруаже.
В столице Франции, в районе Монпарнас, в доме под №45 на улице Бломе, Миро соседствует с художником Андре Массоном (1896-1987). Их мастерские находятся рядом. Среди постоянных посетителей здесь поэты Тристан Тцара (1896-1963), Пьер Реверди (1889-1960) и Макс Жакоб (1876-1944), американские писатели Генри Миллер (1891-1980) и Эрнест Хемингуэй (1899-1961).
В 1921 году проходит 1-ая парижская выставка работ Миро, организованная Далмо, маршаном из Барселоны. Времена для художника были тяжёлые. "У меня было много работ, на которых я изображал видения, вызванные голодом. Я возвращался домой, не поужинав, и описывал свои ощущения на бумаге", - рассказывал Миро. У художника не хватает средств, чтобы вставить в окна мастерской разбитые стёкла, а купленная по случаю печка не работает.
"Моя живопись - это не разновидность дневника. Это атакующая сила, которая рвётся наружу" (Миро, 1978)
В это время художник мог позволить себе только один обед в неделю, в оставшиеся дни он обманывает желудок сушёными финиками и другими "заменителями настоящей пищи". Вокруг Миро и Массона образуется так называемая "группа с улицы Бломе". В её состав входят художники со сходными интересами, живущие в одинаково плохих условиях. В обеих мастерских регулярно встречаются Антонин Арто (1896-1948), Мишель Лейрис (1901-1990), Жорж Батай (1897-1962), Марсель Жуандо (1888-1979), Жорж Лимбург (1900-1970), художник и скульптор Жан Дюбуффе (1901-1985), поэты Робер Деснос (1900-1945) и Поль Элюар (1895-1952).
"Эти близкие отношения, а лучше было бы сказать приятельские, не включали в себя чего-то особенно интеллектуального; совместные беседы и переживания, совместные приёмы пищи, работа в одинаковом напряжении и совместные танцы (в близлежащем "Баль Негре")". В минуты, свободные от работы, товарищи с улицы Бломе играют в карты или домино. Они посещают балы-маскарады и вечеринки с переодеваниями в подозрительных барах с дурной славой. Вообще компания ведёт шумную и не вполне безопасную жизнь богемы. В своей мастерской Массон поместил несколько мешков, на которых его знакомые могли заночевать после бурно проведённого вечера. Макс Жакоб называл это место "золотой постелью".
Одним из любимых поэтов - выразителем дум молодёжи в то время - был сюрреалист Артюр Рембо (1854-1891). Поэтому, когда в 1924 году в мастерской Массона появляется отец сюрреализма Андре Бретон (1896-1966), они с художником сразу же находят общий язык. Массон приводит своего гостя к Миро. Очарованный его живописью, Бретон немедленно покупает несколько картин. В ноябре следующего года Миро принимает участие в сюрреалистической выставке. Он также будет участвовать в знаменитых творческих встречах сюрреалистов, хотя никогда официально не признает себя членом сюрреалистического движения.
"Я противник всякой интеллектуальной подготовки, мёртвого проектирования. Художник работает как поэт : слово приходит сначала, мысль потом" (Миро)
В 1927 году Миро покидает район Монпарнас и снимает квартиру у подножия холма Монмартр, в квартале Фузен, на улице Турляк, недалеко от места, где живёт Андре Бретон. С того момента, как художник доверил реализацию своих работ парижскому маршану Жаку Вин, его финансовое положение поправилось. В июне 1925 года Вио организовывает персональную выставку работ Миро в галерее Пьер. Художник позже рассказывал : "На дверях [мастерской] я повесил надпись, которую нашёл в каком-то магазинчике : ПОЕЗД ПРОХОДИТ БЕЗ ОСТАНОВКИ. Жить стало немного легче".
12 октября 1929 года Миро женится на Пилар Ханкоса, девушке из Каталонии. После бракосочетания, которое состоялось на Мальорке, молодая пара поселяется в Париже, на левом берегу Сены, на улице Франсуа-Мутон. В 1931 году у супругов рождается дочка, которую назовут Мария Долорес. Летние месяцы вся семья Миро, как правило, проводит на родине в Испании. Исключение составляет 1933 год, когда Миро остаётся в Каталонии на целый год. А в период гражданской войны, между 1936 и 1940 годами, художник не покидает Париж. В 1938 году архитектор Поль Нельсон (1895-1979) приглашает Миро на лето в Варанжвиль-сюр-Мер, местечко, расположенное неподалёку от Дьеппа в Нормандии. Городок приходится художнику по вкусу. Здесь творит Андре Бретон, тут Арагон (1897-1982) написал "Трактат о стиле", здесь всё способствует творчеству. В следующем году Миро решает поселиться в Варанжвиле. Его соседями станут французский художник Жорж Брак (1882-1963), американский художник и скульптор Александр Колдер (1898-1976), а также французский писатель Раймон Кено (1903-1976). После начала 2-ой мировой войны Миро не уезжает из Нормандии. Он словно не ощущает сгущающиеся над Европой тучи. Художник создаёт свой собственный мир, собственное пространство "внутренних созвездий", которые он изображает в серии картин под названием "Созвездия".
Со времени 1-ой выставки в Соединённых Штатах, которая состоялась в 1930 году в Нью-Йорке, слава каталонского художника постоянно растёт. В 1932 году его представителем на американском рынке становится Пьер Матисс, сын Анри Матисса (1869-1954) и владелец галереи в Нью-Йорке. В 1941 году нью-йоркский Музей современных искусств решается на большую ретроспективную выставку произведений Миро.
Война распространяется, как пожар, и Миро наконец решается скрыться от неё. В 1942 году он уезжает в семейное имение Пасаэ даль Кредито в Барселоне. Художник, достигший славы и признания в разных странах, в своём творчестве опиравшийся на культуры разных народов, никогда не перестанет считать себя каталонцем, как он говорил - "международным каталонцем".

Когда Андре Бретон впервые входит в мастерскую Миро на улице Бломе, он наконец-то находит ответ на давно мучающий его вопрос : возможна ли сюрреалистическая живопись? Конечно, да. Наилучшие доказательства - творческая свобода, идейность и спонтанность, которые присутствуют в картинах Миро.
"Может быть у Хуана Миро есть только одно желание : забыть обо всём и рисовать, только рисовать, отдаться этому чистому автоматизму, к которому я неустанно призываю, ценность и глубокую мотивацию которого Миро, как я опасаюсь, самостоятельно, только очень бегло, проверил. Не исключено, что таким образом он будет считаться наиболее сюрреалистическим из нас всех", - пишет в 1928 году Андре Бретон в "Сюрреализме и живописи" (этот текст выйдет в новой редакции автора уже в 1965 году). Во всяком случае, Миро вместе с Ивом Танги (1900-1955) и Андре Массоном (1896-1987) воплощает литературный сюрреализм в ткань, плотность, цвет и свет.
Сюрреализм как течение оформился в 1919 году, вместе с выходом 1-го номера журнала "Litterature", и на начальном этапе объединил своими идеями поэтов и писателей. Журнал, появившийся по инициативе Филиппа Супо (1897-1982) и Андре Бретона, вначале рассматривает литературные проблемы. Название этого издания, вероятно, было подсказано поэтом Полем Валери (1871-1945) и апеллировало к Верлену (1844-1896), который окончил свои "Art poetique" знаменитым предложением : "А всё остальное - это всего лишь литература".

 

Франсис Пикабия "Edtaonisl" ( "Священник")
(1913, Институт искусств, Чикаго, США)

В 1924 году выходит последний номер "Litterature", а Андре Бретон публикует "Манифест сюрреализма", в котором впервые официально даёт определение новому движению : "Сюрреализм - это что-то большее, чем литературная школа, это практика, другая форма бытия и восприятия мира с помощью новых инструментов". Игры, в которых случайность используется в качестве творческого метода, гипнотический сон, сны наяву и автоматизм - вот любимые приёмы этого творческого метода. Художники с улицы Бломе с восторгом подхватывают все эти нововведения и претворяют их в жизнь. Они вносят в сюрреализм то, чего ему до сих пор недоставало, то есть зримые образы. "Улица Бломе" всем своим разношёрстным составом вливается в сюрреалистическое движение.
Близость творческой философии Миро миру поэзии объясняет лёгкость и быстроту, с которой его произведения начинают соответствовать сюрреалистическим критериям. Картины каталонского художника полны свежести восприятия, фантазии и лёгкости, в них господствует близкая к сновидениям атмосфера открытости миру и некоторой беззащитности. Зритель его картин чувствует себя то ли попавшим в собственное детство, то ли вышедшим в открытый космос. На некоторых полотнах в живописную плоть картины были включены арабески слов, поэтические строки, органически дополняющие зрительные образы.
В 1923 году во встречах в мастерской Андре Массона на улице Бломе принимают участие выдающиеся представители поэзии и литературы, уже тогда знаменитые Деснос, Раймон Кено, Антонин Арто, Жорж Батай, Марсель Жуандо, Мишель Лейрис (последний великолепно пишет о творчестве Миро). Контакты художника с группой сюрреалистов приводят его к знакомству с произведениями Аполлинера, Лотремона, Рембо, Жарри и Русселя. Мастерская на улице Бломе была своеобразным котлом, в котором бурлили идеи. Среди этого кипения формируется поэтический, очень личный стиль Миро. До конца жизни художник будет верен своим литературным друзьям.
Когда Миро и Массон оставляют свои мастерские на Монпарнасе, "группа с улице Бломе" прекращает своё существование. В 1926 году Миро поселяется в расположенном в северной части Парижа районе Монмартр, где ещё помнят Тулуз-Лотрека (1864-1901) и Андре Дерена (1880-1954), которые когда-то здесь жили. Каталонский художник не чувствует себя здесь одиноким. Его соседями были Ганс Арп (1887-1966), Макс Эрнст (1891-1976), Поль Элюар (1895-1952). Они вместе ездят на собрания сюрреалистов в кафе "Ле Сирано" на бульваре Клиши или к Бретону, на улицу Фонтен, в окрестностях дворца Бланш. В 1929 году сюрреалисты покидают "Сирано" и переходят в кафе под названием "Радио". Места меняются, а характер встреч остаётся таким же. Сюрреалисты считают эти посиделки в кафе собраниями посвящённых. Это место работы, поисков и дискуссий, творческая лаборатория, почти мастерская. Художники заказывают чаще всего безалкогольный "гренадин", так как алый цвет этого напитка (вода с соком) выглядит декоративно и подчёркивает ритуальность встречи. Многие литераторы этого времени также "переносят" свои письменные столы в кафе. Генри Миллер заседает в кафе "Веплер", а его земляка Эрнеста Хемингуэя можно встретить в экзотических барах латинского квартала.

 

Макс Эрнст"Император Убю"
(1923, Национальный институт современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция)

К сюрреалистам присоединяются новые художники. Миро представляет друзьям ещё одного каталонца - Сальвадора Дали (1903-1989), вкладом которого в поиски группы будет "параноидально-критический метод". В 1929 году на встречах сюрреалистов появляется рождённый и воспитанный на юге Франции поэт Рене Шар (1907-1988). Ему 22 года, он говорит с сильным южным акцентом, и он уже издал сборники стихов, получивших благосклонную оценку самого Элюара. В 1930 году Шар приглашает Элюара и Бретона на каникулы в свои родные края. Они возвращаются из путешествия с коллективным поэтическим сборником под названием "Attention travaux" ("Внимание, работы"), используя надпись на дорожном знаке. В 1934 году Шар порывает с сюрреализмом, но поддерживает дружеские отношения с некоторыми сюрреалистами, в частности с Миро, которому он посвятит необычайно красивые строки.
Сюрреалисты действительно оставили улицу Бломе и перебрались на левый берег Сены, где в 1919 году собирались основатели движения. Однако они не заседают в знаменитом кафе "Ла Сурс" на бульваре Сен-Мишель, где Бретон и Филипп Супо (1897-1990) с помощью метода автоматической записи создали знаменитую поэму "Магнитные поля". Они скорее заходят в "Кафе де ла мэри" около дворца Сэн-Сульпис, в 2 шагах от церкви Сен-Жермен-де-Пре. Сюрреалисты любят собираться в заведениях со специфическим климатом. Вскоре для их встреч появятся новые места. Это будут концептуальные, новаторские и полные творческой свободы самовыражения сюрреалистические выставки.
Миро присутствует уже на 1-ой из них в ноябре 1925 года. Кроме того, в парижской галерее Пьер показывают свои работы Джорджо де Кирико (1888-1978), Макс Эрнст (1891-1976), Андре Массон (1896-1987), Пауль Клее (1879-1940), Пабло Пикассо (1881-1973), Ман Рэй (1890-1976) и Пьер Рой (1880-1950).
Миро демонстрирует свои произведения на всех совместных выставках сюрреалистов, как в Париже, так и за границей (Брюссель, Копенгаген, Лондон, Нью-Йорк, Токио).
"Международные выставки сюрреалистов" задумывались, чтобы удивить, ошеломить, шокировать или вызвать восхищение.
В 1938 году в Париже при Фобурж-Сент-Оноре проводится наиболее известная из этих выставочных акций. Экспозиция открывалась "Дождливым такси" Сальвадора Дали, объектом, внутри которого под струями искусственного дождя, среди разбросанного салата и ползающих по нему сотен улиток, сидели 2 манекена. Далее следовала "Улица сюрреализма", заполненная восковыми фигурами, выполненными Маном Рэем, Максом Эрнстом, Дюшаном, Массоном и другими. В своеобразном гроте были размещены личные "сюрреалистические предметы", например, композиция Макса Эрнста : человек с головой льва приподнимает траурную вуаль, под которой оказывается розовое шёлковое платье, освещённое электрической лампочкой! Бретон в конце концов приказывает её погасить по причине скандала, вызванного этой инсталляцией.
Хотя Миро и является одним из типичных представителей сюрреализма, он никогда не позволял себе замкнуться на одной какой-то схеме и сохранил полную творческую свободу. В сущности, он работал на периферии течения. Миро с интересом присматривается к новым явлениям в живописи и литературе. Его интересуют опыты Арпа с абстракцией и работы Кандинского, с которыми он знакомится в 1929 году. Миро всю жизнь будет искать новые пути и небанальные творческие ходы.

В 1947 году Миро впервые посещает Нью-Йорк. В Америке он выполняет заказ на роспись стен отеля "Хилтон" в Цинциннати. Через 3 года он работает над следующим американским заказом : декорирует столовую Гарвардского университета. Когда после нескольких лет отсутствия в 1948 году Миро приезжает в Париж, его ждут многочисленные друзья разных периодов его жизни. Поводом для визита в Париж была выставка, подготовленная Галереей Маэ, которая представляет его интересы в Европе. В 1954 году Миро становится почётным гостем Венецианского Биеннале и получает международный приз за достижения в области графики. Проходят многочисленные ретроспективы творчества художника в различных странах.
Андре Бретон не разделяет всеобщего энтузиазма и остро критикует творчество Миро. По его мнению, сила сюрреализма - в способности провоцировать и вызывать беспокойство, а это не должно награждаться и прославляться заклеймённым им обществом. Протест Бретона, однако, расценивается общественностью и самим художником как анахронизм. Миро уже давно выбрал самостоятельность и не собирался становиться ни частью какого-либо движения, ни выразителем идей какой-либо группы.
В это время исполняется мечта художника, которую он сам ранее описывал так : "Я мечтаю, чтобы когда-нибудь, когда я поселюсь где-нибудь, у меня была огромная мастерская; мне не важно освещение или окна на север, я только хотел быть иметь много места и много картин, так как чем больше я работаю, тем больше мне хочется работать. Я бы хотел попробовать себя в скульптуре, гравюре, работать с глиной, иметь пресс". И вот наконец в 1956 году мечта сбывается. Каталонский архитектор Хосе Луис Серт (1902-1983) стоит великолепное ателье в Пальма-де-Мальорка. С этого времени Миро будет жить среди воплощённой мечты. Дом со снежно-белыми стенами возвышается на террасе холма Каламайор. У подножия простирается Средиземное море. Сложная крыша в форме крыльев чайки покрывает жилые постройки. Внук художника Хуан Панье Миро вспоминает : "Для него это было пространство с особенным значением, место размышлений, одиночества и творчества". В новой мастерской Миро размещает предварительные эскизы, народные куклы и предметы, найденные во время прогулок : корни, ракушки, консервные банки, скелеты летучих мышей. Вместе с Артигасом художник работает над керамическим фризом "Луна и Солнце", заказанным ЮНЕСКО. Это монументальное произведение приносит ему в 1959 году приз Фонда Гуггенхайма, получить который он отправляется в Америку. Там Миро внимательно изучает работы современных американских художников. Вернувшись, он вновь после длительного перерыва берётся за кисть.

Здание "Фонда Хуана Миро" в Барселоне.

Когда произведения Миро выставляются в Токио и Киото, мастер не упускает возможности посетить экзотическую страну и отправляется в Японию. Подтверждая славу каталонца, в 1970 году организационный комитет Мировой выставки в Осаке заказывает ему роспись "Павильона смеха".

В 73 года Миро вместе с Артигасом выполняет большое настенное керамическое панно для аэропорта в Барселоне. Неутомимый Миро, несмотря на огромную известность, не утратил бунтарского духа. 25 декабря 1983 года, в возрасте 90 лет, в собственном доме на Мальорке, художник скончался.

18 работ

Хуан Миро, Бутылка вина (380*424)
Хуан Миро, Сиеста (380*296)
Бутылка вина, 1924 Сиеста, 1925
73*65 см. 89*146 см.
Частная коллекция Национальный музей современного искусства,
Париж, Франция
602*672 px 747*582 px
"Меня очаровывает вид неба. Вид луны или солнца на огромном полотне неба трогает меня до глубины души. Впрочем, на моих картинах можно найти маленькие формы на больших, пустых пространствах. Пустое пространство, пустой горизонт, пустые долины, оголённые места всегда производили на меня огромное впечатление" (Миро, 1959)
Хуан Миро, Материнство (380*486)
Хуан Миро, Танцовщица II (380*503)
Материнство, 1924 Танцовщица II, 1925
92,1*73,1 см. 115,5*88,5 см.
Шотландская национальная галерея современного искусства,
Эдинбург, Шотландия, Великобритания
Частная коллекция
576*737 px 579*767 px
"В картине должна быть возможность открывать что-то новое каждый раз, когда смотришь на неё" (Миро, 1959)
Хуан Миро (380*569)
Хуан Миро (380*421)
   
   
   
668*1000 px 615*682 px
Хуан Миро, Ферма (380*325)
Хуан Миро, Огород с ослом (380*344)
Ферма, 1922 Огород с ослом, 1918
132*147 см. 64*70 см.
Национальная галерея, Вашингтон, США Музей современного искусства, Стокгольм, Швеция
700*599 px 677*613 px
"Прежде всего меня интересует каллиграфия дерева, уложенных на доме черепиц : листик к листику, веточка за веточкой, стебельки травы один за другим" (Миро)
Хуан Миро, Голландский интерьер II (380*489)
Хуан Миро, Возделанная земля (380*268)
Голландский интерьер II, 1928 Возделанная земля,
1923-1924
92*73 см.  
Фонд Пегги Гуггенхайм,
Венеция, Италия
Музей Соломона Гуггенхайма,
Нью-Йорк, США
568*731 px 573*404 px
"Я работаю как огородник или владелец виноградника, все происходит медленно. Свой репертуар форм я не открыл за одну минуту : он создавался постепенно, почти без моего участия. Предметы выступают друг за другом в собственном ритме. Они растут и дозревают. Их нужно привить. Их нужно поливать так, как это делают с салатом" (Миро, 1959)
Хуан Миро, Живопись (380*304)
Хуан Миро, Пейзаж (380*418)
Живопись, 1933 Пейзаж, 1924
129,5*161,5 см. 47*45 см.
Кунстмузеум,
Берн, Швейцария
Фолькванг Музеум,
Эссен, Германия
708*567 px 636*699 px
Хуан Миро (380*460)
Хуан Миро, Стол (Натюрморт с зайцем) (380*449)
  Стол (Натюрморт с зайцем), 1920
  130*110 см.
  Коллекция Густава Зумстега,
Цюрих, Швейцария
607*734 px 609*720 px
Хуан Миро (380*222)
Хуан Миро (380*72)
1966 1971
   
Художественный музей,
Каракас, Венесуэла
Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен, Германия
1000*585 px 1000*190 px
Хуан Миро, Женщина и птица (380*729)
Хуан Миро, Мамаша Убю (380*550)
Женщина и птица, 1982 Мамаша Убю
22 м. в высоту  
Парк Хуана Миро,
Барселона, Испания
Музей искусств,
Мадрид, Испания
521*1000 px 691*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru