Дата последней модификации :
Всего репродукций / Всего репродукций школы / Всего репродукций мастера :  /  / 46  
Диего Веласкес

15 апреля (?) 1599
(Севилья, Испания) -

6 августа 1660 (Мадрид, Испания)

В честь Диего Веласкеса назван кратер на Меркурии
Когда Веласкес написал великолепный портрет Иннокентия X и восхищенный Папа пожаловал ему за это золотую цепь, художник возвратил ее со словами : "Я не живописец, но слуга короля". Вследствие своего придворного положения и особого душевного склада Веласкес писал чрезвычайно мало, однако каждая его работа - истинный шедевр.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес родился весной 1599 года в Севилье - столице испанской провинции Андалузия. Запись о крещении сохранилась в приходской книге церкви Сан-Педро и датирована 6 июня того же года. Отец художника, Хуан Родригес де Сильва имел португальские корни и, по некоторым свидетельствам, "был исполнен аристократических претензий", коих, не была лишена и Херонима Веласкес, мать Диего, происходившая из старинного рода благородных, но порядком обедневших испанских дворян. Согласно существовавшему в те времена и сохранившемуся до наших дней обычаю, Диего получил двойную фамилию, состоявшую из фамилий обоих родителей, но в историю живописи он вошел именно как Веласкес.
"Веласкес родился в Севилье в 1599 году. Исторические даты - не просто числа отвлеченной хронологии. Это символы господствующего типа жизни в определенном обществе. Родиться в 1599 году в Севилье означало встретиться с некой структурой, которую создали деяния человеческие на территории, охваченной европейской цивилизацией. Индивидуум может ее усвоить или, напротив, отважиться на борьбу с нею, но и в том и в другом случае он носит ее в себе, она входит в состав его личности. Это с наглядной очевидностью подтверждается судьбой художника Веласкеса. Хочет он того или нет, он вынужден отправляться от ситуации, в которой находится искусство, когда он начинает свою работу, и ситуация эта - результат художественного опыта, накопленного за века. Несомненно, произведение искусства - это творческий акт, новшество, свобода, но непременно - внутри территории, ограниченной вехами предшествующего искусства" (Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), исследователь творчества Диего Веласкеса)
Первым учителем Диего Веласкеса становится Франсиско Эррера Старший (ок.1590-1656) - по утверждению современников, "художник высокооплачиваемый, но слишком темпераментный" для преподавательской деятельности. Поэтому уже в следующем, 1610 году Веласкес переходит в мастерскую Франсиско Пачеко (1564-1654), влиятельного аристократа, видного теоретика искусства и выдающегося художника, чей дом являлся в Севилье своеобразным очагом культуры и просвещения. Там собирались представители художественной и интеллектуальной элиты города, и юный Веласкес не раз становился свидетелем оживленных дискуссий на самые разные темы. В марте 1617 года Веласкес получает свидетельство о завершении обязательного 6-летнего курса обучения. Рукой самого Пачеко там было отмечено, что Диего "достойно выдержал экзамен и может самостоятельно работать как художник-живописец по собственным мотивам". Обретенный Веласкесом статус независимого мастера давал ему право подписывать свои работы, открывать собственные художественные мастерские и заниматься преподаванием живописи. "Благовоспитанный, элегантный и образованный, он обладает множеством моральных достоинств, сильным характером и оригинальным способом мышления; открыт для новых идей, но отрицает возможность искусственного или чисто интеллектуального представления жизни", - так характеризовал Пачеко Веласкеса. Неудивительно, что, имея дочь на выданье, Пачеко считал Веласкеса самой достойной кандидатурой на роль ее супруга и, соответственно, своего зятя ... Церемония бракосочетания состоялась 23 апреля 1618 года. В 1619 году у супругов родится дочь Франциска, которая станет единственным ребенком Веласкеса, поскольку ее сестра Игнасия, появившаяся на свет 2 годами позже, проживет всего около 3 лет.
В 1618 году Пачеко предлагают должность цензора живописи при Священной инквизиции. Мастер соглашается и, переехав в Мадрид, прилагает максимум усилий для того, чтобы перевезти в столицу семью дочери и пристроить своего зятя при дворе. Протекцию молодому Веласкесу составил и первый министр и фаворит Филиппа IV (1605-1665) граф Оливарес (1587-1645), уроженец Севильи. В 1623 году художник пребывает в Мадрид и сразу же получает заказ на портрет королевского капеллана дона Хуана де Фонсеки. Написанная работа была предъявлена Филиппу IV и удостоилась его высочайшей похвалы. Следующим заказом мастеру стал портрет самого короля (к сожалению, работа не сохранилась). Надежды Пачеко и Оливареса оправдались полностью : эта работа Веласкеса была принята еще более благосклонно и 24-летний художник становится придворным живописцем, имеющим исключительное право портретировать монарха.
"В свои 18 или 19 лет Веласкес не сравнивал себя с Тицианом или Рафаэлем и писал бодегонес не для того, чтобы от них отличиться. Веласкес всегда смотрел на себя как на "рекрута армии ТИциана", о чем нам вполне четко сообщает Боскини, беседовавший с художником во время его второй поездки в Италию. Речь тут идет о явлении не психологическом, а историческом. Новое поколение пресытилось Красотой и взбунтовалось против нее. Оно хочет изображать вещи не такими, какими они "должны быть", но такими, каковы они суть" (Ортега-и-Гассет)
Это определило его дальнейшую судьбу. Семья Веласкеса поселяется в королевском дворце Алькасар и пользуется всеми привилегиями особ, приближенных к монарху. Единственной обязанностью художника было писать портреты короля и его близких. Однако к этому минимуму обязанностей очень скоро прибавилось положение личного друга Филиппа IV, что не могло вызывать добрых чувств у других придворных и, особенно, у предшественника Веласкеса на посту придворного художника, Винченцо Кардуччо (1570-1638). После того, как этот итальянец во всеуслышание называет Веласкеса "карьеристом и выскочкой, способным писать только льстивые портреты", Филипп IV решает раз и навсегда покончить с интригами. Король объявляет среди своих живописцев конкурс на лучшую историческую картину. Темой было избрано изгнание морисков (так испанцы называли мавров) в 1609 году - варварская акция, проведенная отцом нынешнего монарха, Филиппом III (1573-1621) и имевшая для страны катастрофические последствия. Строгое жюри единогласно присудило победу Веласкесу, который тем самым доказал универсальность своего художественного дара. Работа не дошла до наших дней, но сохранились свидетельства, что Веласкес "больше внимания уделили страданиям морисков, вынужденных покинуть родные земли, чем официальным героям - королю и его приближенным". Король посчитал эту картину сколь "неожиданной", столь и талантливой, одобрил вердикт судей и ... назначил победителя на должность камергера, что было расценено при как повышение и ограждало Веласкеса от сплетен и интриг.
С августа 1628 года по апрель 1629 года в Мадриде пребывал Питер Пауль Рубенс (1577-1640), который работал над портретами членов королевской семьи. Веласкес неоднократно встречался с фламандским мастером и даже ездил с ним в Эскориал для знакомства с шедеврами из королевской коллекции живописи. Оба художника выражали свое восхищение работами Тициана и проводили много времени в беседах об итальянской живописи. По возвращении из Эскориала Веласкес принимает решение посетить Италию и получает разрешение короля на эту поездку.
В июле 1629 года художник, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покидает Мадрид. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным : должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и, плюс к тому, спутник генерал - все это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника - но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определили как "совершенствование профессионального мастерства".
В конце августа Веласкес прибывает в Геную. Оттуда направляется в Милан, а затем - в Венецию. Именно в Городе дожей художник сталкивается с наиболее яростным неприятием итальянцами испанцев, и в октябре 1629 года спешно покидает Венецию и устремляется в Рим, где в случае чего, можно было рассчитывать на заступничество Папы. В Вечном Городе художник пробудет до конца следующего года.
Вернувшись в Мадрид в январе 1631 года, Веласкес узнал, что за время отсутствия король категорически отказывался позировать другим художникам. Польщенный живописец с энтузиазмом приступает к исполнению своих обязанностей - тем более что 17 октября 1629 года у Филиппа IV родился сын Бальтасар Карлос, и счастливый отец не скрывал своего желания как можно скорее запечатлеть наследника престола... Веласкес исполняет огромное количество официальных портретов, а также религиозных образов, предназначенных для оформления королевских капелл. В 1635 году художник создает картину "Сдача Бреды", украсившую интерьер одного из залов королевского дворца Буэн Ретиро. В следующем году король назначает Веласкеса на должность управляющего, теперь он должен был руководить работами по оформлению интерьера всех дворцовых помещений, за исключением личных апартаментов монарха, вход в которые был заказан всем, кроме графа Оливареса. Но когда в январе 1643 года внезапно попавшего в немилость графа заменяет маркиз де Каприо, Веласкесу удается занять одну из наивысших ступеней в придворной иерархии - он становится начальником всех королевских покоев.
21 января 1649 года Веласкес отправляется в Италию с целью приобретения картин и скульптур для пополнения коллекции дворца Алькасар. 11 марта художник прибывает в Геную, оттуда отправляется в Венецию, где покупает картину Веронезе "Венера и Адонис", а также несколько работ Тинторетто. Затем он посещает Модену, Парму, Болонью и Неаполь, а 10 июля прибывает в Рим. Во время этой поездки итальянцы относятся к нему, хотя и с уважением, как фавориту короля, но не как к художнику. Этот факт настолько вывел из себя обычно спокойного и уравновешенного Веласкеса, что он в течение всего нескольких дней пишет портрет своего слуги Хуана де Парехи и велит тому "ходить с картиной по домам некоторых аристократов и живописцев, дабы они видели рядом модель и портрет". Картина поразила итальянских коллег мастера, а слух о его необычайном таланте достиг папской резиденции, куда вскоре он был приглашен для написания портретов самого папы Иннокентия X, а также некоторых его приближенных. Окончательным признанием Веласкеса-живописца в Италии стало его принятие в январе 1650 года в члены Академии святого Луки.
Тем временем, Филипп IV, обеспокоенный длительным отсутствием своего любимца, посылает в Рим гонца с предписанием Веласкесу срочно явиться ко двору. В июне 1651 года художник возвращается в Мадрид.
В феврале 1652 года Филипп IV в очередной раз одаривает Веласкеса своей милостью - отныне художник становится "великим гофмаршалом дворца". Отныне на нем лежала ответственность за все, что происходило в стенах королевского дворца - от работы кухни до организации официальных приемов.

Памятник Диего Веласкесу перед музеем Прадо в Мадриде

В 1659 году Веласкес удостаивается титула рыцаря Ордена Сантьяго. Это был его триумф : пожалуй, никто из художников-царедворцев за всю историю живописи не имел более высокого статуса. В следующем году Веласкес руководит процессом подготовки к церемонии бракосочетания инфанты Марии Терезы с королем Франции Людовиком XIV, которое имело важнейшее политическое значение. Вернувшись а Мадрид, художник почувствовал себя неважно и списал свое недомогание на элементарное переутомление. Однако все оказалось гораздо серьезней. После семидневной агонии, 6 августа 1660 года, в присутствии Филиппа IV, пришедшего навестить своего фаворита, Диего Веласкес умирает. Его хоронят с почестями, достойными королей, на кладбище церкви святого Иоанна Крестителя в Мадриде.

46 работ

Веласкес, Автопортрет (380*481)
Веласкес, Вакх (Пьяницы) (380*277)
Автопортрет,
после 1643
Вакх (Пьяницы),
ок. 1628
103,5*82,5 см. 165*225 см.
Галерея Уффици, Флоренция, Италия Прадо,
Мадрид, Испания
790*1000 px 1000*729 px
"Веласкес - воинствующий атеист, просто колоссальный безбожник. Он изгоняет богов кистью так активно, словно выметает метлой сор" (Ортега-и-Гассет, один из ведущих исследователей творчества Диего Веласкеса)
Веласкес, Белый конь (380*394)
Веласкес, Вилла Медичи, павильон Ариадны (380*455)
Белый конь, 1634-1635 Вилла Медичи, павильон Ариадны, 1630
   
   
628*651 px 590*707 px
Веласкес, Вышивальщица (380*471)
Веласкес, Венера перед зеркалом (380*263)
Вышивальщица, 1640 Венера перед зеркалом, 1651-1653
  122*177 см.
  Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
576*714 px 1000*692 px

1481 - 1498 - за время правления Великого Инквизитора Испании Томаса Торквемады в Испании погибло на костре 8 тысяч 800 человек;
1600 - в Риме сжигают Джордано Бруно;
1625 - 1630 - в германских городах Бамберг и Цейль состоялось более 900 процессов инквизиции;
1633 - в Риме под страхом инквизиции отрекается от своего учения Галилео Галилей ...
1651 - 1653 - Диего Веласкес пишет "Венеру перед зеркалом"
"Прославлять красоту обнаженного женского тела в стране инквизиции было делом в высшей степени непривычным и рискованным. И все-таки Веласкес неоднократно обращался к изображению женских обнаженных фигур, беря за основу, разумеется, мифологические сюжеты... Какие бы образы не имел перед собой мастер, он смог наполнить извечную тему такой жизненной непосредствнностью, что его Венера явилась самым совершенным изображением обнаженного женского тела в XVII столетии" (Гец Экардт, исследователь творчества Диего Веласкеса)

Веласкес, Граф Оливарес на коне (380*484)
Веласкес, Голова оленя (380*484)
Граф Оливарес на коне, 1634 Голова оленя, 1626-1627
   
   
785*1000 px 535*681 px
Веласкес, Демокрит (380*481)
Веласкес, Иисус на кресте (380*581)
Демокрит, 1628-1629 Иисус на кресте, 1632
   
   
791*1000 px 654*1000 px
Веласкес, Завтрак (380*426)
Веласкес, Инфанта Маргарита (380*469)
Завтрак, ок.1617-1618 Инфанта Маргарита, 1656
108,5*102 см.; холст, масло  
Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург, Россия
 
891*1000 px 604*745 px
Веласкес, Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса (380*474)
Веласкес, Франсиско Лескано (Карлик из Вальескаса)  (380*487)
Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса,
1634-1635
Франсиско Лескано (Карлик из Вальескаса, или Мальчик из Вальескаса), ок. 1643-1645
209*174 см.; холст, масло 107*83 см.
Право,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
802*1000 px 780*1000 px
Веласкес, Королева Изабелла (380*508)
Веласкес, Христос в доме Марфы и Марии (380*219)
Королева Изабелла, 1632 Христос в доме Марфы и Марии, ок. 1618
  60*103 см.
  Национальная галерея,
Лондон, Великобритания
749*1000 px 1000*576 px
Веласкес, Портрет Филиппа IV (380*765)
Веласкес, Старая кухарка (380*327)
Портрет Филиппа IV,
1624-1626
Старая кухарка, 1618
  99*128 см.
  Национальная галерея Шотландии, Эдинбург, Великобритания
497*1000 px 772*664 px
Веласкес, Сдача Бреды (380*317)
Веласкес, Севильский водонос (380*598)
Сдача Бреды, 1634-1635 Севильский водонос,
ок. 1620
307*370 см. 106*82 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Музей Веллингтон,
Лондон, Великобритания
720*600 px 635*1000 px
Веласкес, Инфант Филипп Просперо (380*490)
Веласкес, Портрет Хуана де Порехи (380*484)
Инфант Филипп Просперо, 1659 Портрет Хуана де Порехи, ок.1635
128* 99 см. 81*70 см.; холст, масло
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Музей Метрополитен,
Нью-Йорк, США
776*1000 px 785*1000 px
Веласкес, Портрет пожилого мужчины с крестом ордена Сант-Яго (380*456)
Веласкес, Портрет Гаспара де Гусмана, графа Оливареса (380*472)
Портрет пожилого мужчины с крестом ордена Сант-Яго, 1640-ые Портрет Гаспара де Гусмана, графа Оливареса
67*56 см.; холст, масло 92,5*74 см.; холст, масло
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
833*1000 px 805*1000 px
Веласкес, Поклонение волхвов (380*630)
Веласкес, Пара Иннокентий X (380*459)
Поклонение волхвов, 1619 Папа Иннокентий X, 1650
204*126 см. 140*120 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Галерея Дориа-Памфили,
Рим, Италия
603*1000 px 828*1000 px
Папа Иннокентий X назвал свой портрет кисти Веласкеса "слишком правдивым".
Веласкес, Мужской портрет (380*469)
Веласкес, Менины (380*432)
Мужской портрет,
1631-1632
Менины, 1656
108.5*90 см.; холст, масло 318*276 см.
Картинная галерея,
Дрезден, Германия
Прадо,
Мадрид, Испания
810*1000 px 879*1000 px
Веласкес, Марс (380*750)
Веласкес, Мария-Тереза (380*494)
Марс, 1639-1641 Мария-Тереза, 1652-1653
   
   
507*1000 px 590*767 px
Веласкес, Кузница Вулкана (380*292)
Веласкес, Чудо в Эммаусе (380*357)
Кузница Вулкана, 1630 Чудо в Эммаусе, 1620
223*290 см.  
Прадо,
Мадрид, Испания
 
740*584 px 661*621 px
Веласкес, Граф Оливарес (380*736)
Веласкес, Портрет мужчины (Франсиско Пачеко(?)) (380*436)
Граф Оливарес, 1624 Портрет мужчины (Франсиско Пачеко(?)),
1618-1622
209*110 см. 40*36 см.
Частная коллекция Прадо,
Мадрид, Испания
516*1000 px 872*1000 px
Франсиско Пачеко, талантливый живописец и благородный человек, сыграл очень важную роль в развитии андалузской живописи XVII века. Он много путешествовал по Италии и Фландрии, а вернувшись в Севилью, создаёт там одну из самых известных в Европе живописных школ. В его доме-мастерской часто собираются художники, поэты и учёные. В 1639 году Пачеко заканчивает работу над произведением, которое он сам считал главным делом своей жизни. Речь идёт о трактате "Arte de La Pintura" ("Искусство живописи"), в котором художник и теоретик излагает главные принципы живописи, а также делится практическими советами в этой области. Пачеко и Веласкеса связывали тёплые, дружеские отношения - и как родственников, и как единомышленников.
Веласкес, Портрет Филиппа IV (380*472)
Веласкес, Пряхи (Миф об Арахне) (380*287)
Портрет Филиппа IV, 1655 Пряхи (Миф об Арахне), ок.1659
69*56 см. 222*293 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
805*1000 px 1000*756 px
Веласкес, Аббат Антоний посещает отшельника Павла (380*529)
Веласкес, Коронование Богоматери (380*503)
Аббат Антоний посещает отшельника Павла, ок.1640 Коронование Богоматери,
ок.1643-1644
260*192 см. 176*134 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
718*1000 px 755*1000 px
Веласкес, Конный портрет Филиппа IV (380*358)
Веласкес, Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской (380*366)
Конный портрет Филиппа IV, 1634-1635 Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской,
1628-1635
303*317 см. 304*317 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Прадо,
Мадрид, Испания
1000*942 px 1000*963 px
Веласкес, Портрет инфанты Маргариты (380*453)
Веласкес, Вид на сады Медичи в Риме (в период строительных работ) (380*435)
Портрет инфанты Маргариты, 1659 Вид на сады Медичи в Риме (в период строительных работ), 1649-1650
127*107 см. 48*43 см.
Музей истории искусств,
Вена, Австрия
Прадо,
Мадрид, Испания
838*1000 px 874*1000 px
Веласкес, Дон Себастьян дель Морра (380*469)
Веласкес, Принц Бальтасар Карлос с графом Оливаресом в королевских конюшнях (380*571)
Дон Себастьян дель Морра, ок.1643-1644 Принц Бальтасар Карлос с графом Оливаресом в королевских конюшнях
106*81 см. 144*96,5 см.
Прадо,
Мадрид, Испания
Королевская коллекция,
Лондон, Великобритания
811*1000 px 666*1000 px
Веласкес, Три музыканта (380*301)
Веласкес, Женский портрет (380*485)
Три музыканта, ок.1617 Женский портрет, 1635
88*111 см.  
Государственный музей,
Берлин, Германия
 
1000*793 px 784*1000 px

Сделать данную страницу домашней

Идея, дизайн и разработка :
Сергей Леонтьев,
Бутакова, 6, кв.15, Севастополь, Крымская Республика, Украина, 99011
(0692) 54-60-75 leosart@bk.ru